Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка предложений по совершенствованию товароснабжения мясными полуфабрикатами и колбасными изделиями розничной торговой сети филиала «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба».
ВВЕДЕНИЕ 31 Роль и значение процесса товароснабжения в деятельности розничных товарных объектов
5
2 Характеристика розничной торговой сети филиала «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
10
3 Источники, методы и направления совершенствования товароснабжения розничной торговой сети мясными полуфабрикатами и колбасными изделиями филиала «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Примечание.
Источник: собственная разработка [приложение
Г, Е, Ж, И, К, Л]
Анализируя данные, приведенные в таблице 2.3, можно отметить, что розничный товарооборот филиала «Производственный комбинат» в действующих ценах увеличился на 13,3% в 2010 году. Анализ товарооборота в действующих ценах не позволяет реально оценить его изменение, так как значительное влияние на изменение этого показателя оказывают инфляционные процессы в Республике Беларусь. Вместе с тем, розничный товарооборот в сопоставимых ценах в 2010 году остался на прежнем уровне, что и в 2009, это может свидетельствовать, что в сущности увеличения объема продаж товаров не происходило.
Для обеспечения бесперебойной и ритмичной работы организации должны быть товарные запасы. В 2010 году по сравнению с 2009 годом товарные запасы в сумме увеличились на 257,9 %. Наличие товарных запасов говорит, том, что имеются товары, пользующиеся низким спросом, которые замедляют и приостанавливают товародвижение, ухудшается качество товаров, увеличиваются издержки на их хранение, кредитование, расходы, связанные с ухудшением качества.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле. Товарооборачиваемость в разах в 20010 в сравнении с 2009 годом резко снизилась со 100 до 32 раз\мес. Такое замедление вызвано увеличением товарных запасов в днях, с 3,6 в 2009 до 11,4 в 2010 году.
Выручка
превышает розничный
Расходы на реализацию занимают значительный удельный вес в общем объеме розничного товарооборота и составили в 2009 году 54,4%, а в 2010 году – 59,15. Таким образом, их уровень в общем объеме розничного товарооборота за анализируемый период повысился на 4,7%.
Сложившаяся ситуация способствовала тому, что организация работает убыточно в 2009 и в 2010 г., что наглядно демонстрируют данные таблицы. Убыток в 2009 году составил 2050 млн.р., в 2010 году произошло увеличение убытка на 827 млн.р.
Производительность труда в 2009 году составила 26,98 млн.р\чел и в 2010 составила 31,24 млн.р./чел. Рост производительности труда можно отметить как положительный момент в деятельности организации, но в данной ситуации это больше связано с тем, что несколько снизилась численность работников, а товарооборот увеличился незначительно в 2010 году. Нужно отметить, что снижение численности работников, ведет за собой уменьшение расходов на оплату труда
Рассмотрим
розничный товарооборот каждого торгового
объекта (таблица 2.4) филиала «Производственный
комбинат», используя данные 1-торг (розница)
(Приложение И, К).
Таблица
2.4 – Розничный товарооборот
торговых объектов филиала
«Производственный
комбинат» ОАО «Гомельтранснефть
Дружба» за 2010 гг.
Показатели |
Розничные торговые объекты | |||
Магазин «Смачны», 2 киоска, павильон рынка «Давыдовский» | Магазин №»2, павильон рынка «Фадеевский» | |||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |
1 Розничный товарооборот, млн.р. | 3229 | 3246 | 575 | 1065 |
2 Товарные запасы, млн.р. | 62 | 89 | 38 | 47 |
3 Товарооборачиваемость, раз\мес. | 52,1 | 36,5 | 15,1 | 22,7 |
4 Торговая площадь, м.кв. | 75 | 75 | 68,9 | 68,9 |
5 Товарооборот на 1м.кв., млн.р. | 43,1 | 43,28 | 8,3 | 15,46 |
6 Метод обслуживания | Традиционный (через прилавок) | Традиционный (через прилавок) |
Примечание.
Источник: собственная разработка [приложение
И, К]
Для розничной торговой сети филиала «Производственный комбинат» устанавливается ежемесячный план товарооборота, который распределяется на Магазин «Смачный, включая 2-а киоска по ул. Каменщикова,3 и по ул.Б.Царикова,1; павильон без торгового зала, Речицкое шоссе, территория рынка «Давыдовский» и на магазин №2, включая павильон с торговым залом по ул.Фадеева.
Товарооборот магазина «Смачны», включая товарооборот трех торговых розничных единиц, в 2010 году составил 3246 млн.р. при торговой площади 75 м.кв. По сравнению с 2009 году отмечается незначительный рост товарооборота – на 0,5%. Данное сравнение приведено в действующих ценах, в сопоставимых ценах не будет отмечаться рост розничного товарооборота. На один метр кв. площади приходится 43,28 млн.р. розничного товарооборота. Основную долю в товарообороте составляет товарооборот магазина «Смачны», обслуживающий п.Бобовичи, прилегающую деревню и непосредственно работников предприятия. Товарооборот розничных объектов, расположенных в черте городе довольно низкий, это связано с тем, что мясная продукция данного предприятия менее конкурентоспособна по цене с продукцией других поставщиков мясной отрасли.
Товарооборачиваемость товаров достигает 52,1 раз в месяц в 2009 году и 36,5 в 2010 г.Таким образом, отмечается снижение оборачиваемости товаров. Это может говорить о недостаточном снабжении розничной торговой сети, что связано с проблемами в производстве, высокой себестоимостью производимой продукции, соответственно значительными ценами на нее и характеризоваться низкой реализацией. Розничная продажа мясных товаров осуществляется традиционным методом – через прилавок. Для реализации данной товарной группы это целесообразный метод продажи.
Товарооборот магазина № 2, включая товарооборот павильона «Фадеевский» в 2010 году составил 1065 млн.р. в действующих ценах, темп роста составил 85,2% по отношению к 2009 году. Таким образом, можно отметить, что прирост розничного товарооборота на этих торговых точках превышает в значительной степени прирост товарооборота на других торговых объектах, но в количественном и суммовом выражении реализация ниже в связи с меньшей зоной обслуживания и более низкой покупательной способностью потенциальных потребителей.
Товарооборачиваемость товаров составляет 15,1 раз в месяц в 2009 году и 22,7 в 2010 г. Таким образом, на данных торговых объектах отмечается рост оборачиваемости товаров, а также и рост товарооборачиваемости на 1 м.кв. площади и составляет в 2010 году 15,46 млн.р., что на 7,16 млн.р. больше по сравнению с 2009 годом.
Подводя итог, необходимо отметить, что реализация мясной продукции в суммовом выражении по первым сравниваемым торговым точкам выше, но в значительной степени за счет магазина «Смачны», реализация в торговых точках, расположенных в черте города не значительная, и это связано с неконкурентоспособностью реализуемой продукции, прежде всего, по цене. Возможно, стоит уделить внимание, открытию только одного магазина в черте города, который будет иметь широкий ассортимент не только готовой мясной продукции, но и мясных полуфабрикатов. Это позволит осуществлять товароснабжение в одном направлении, и более полном ассортименте. Таким образом, снизятся транспортные расходы, так как не нужно будет осуществлять доставку по нескольким торговым объектам в черте города. Необходимо дополнить ассортимент другими продовольственными товарами, что невозможно в киосках и павильонах небольшой площади, это будет способствовать увеличению товарооборота и оборачиваемости в целом.
Нужно
также отметить особенность, что
производство мясной продукции осуществляется
в небольшом количестве. Изначально
филиал «Производственный комбинат»
создавался для обслуживания работников
предприятия ОАО «
Рассмотрим
наличие торгового оборудования, имеющегося
в розничной торговой сети (таблица 2.5)
Таблица
2.5 – Торговое оборудование
розничной сети филиала
«Производственный
комбинат» ОАО «ГомельтранснефтьДружба»
за 2010 гг.
Наименование торгового оборудования |
Количество единиц, шт. | Удельный вес, % | Дата
поступления |
1 | 2 | 3 | 4 |
Магазин «Смачны» | |||
1. Контейнер металлический | 2 | 2,9 | 1995 |
2. Холодильный агрегат №1 | 1 | 1,4 | 2000 |
3. Стеллаж | 14 | 20,0 | 2000 |
4. Стеллаж угловой | 1 | 1,4 | 2000 |
5. Стеллаж производственный | 3 | 4,3 | 2000 |
6. Шкаф | 2 | 2,9 | 2000 |
7. Прилавок | 7 | 10,0 | 2000 |
8. Стойка | 1 | 1,4 | 2000 |
9. Морозильный ларь | 2 | 2,9 | 2001 |
10. Прилавок холодильный | 4 | 5,7 | 2000 |
11. Витрина-прилавок | 2 | 2,9 | 2003 |
12. Ларь холодильный | 1 | 1,4 | 2003 |
13. Прилавок витрина холодильная | 1 | 1,4 | 2003 |
Всего: | 41 | 58,6 | |
Магазин № 2 | |||
1. Витрина холодильная «Двина» | 2 | 2,9 | 2009 |
2. Холодильный шкаф | 1 | 1,4 | 1995 |
3. Шкаф ШХ | 2 | 2,9 | 1997/1998 |
4. Горки | 1 | 1,4 | 1998 |
5. Витрина ВХС | 2 | 2,9 | 1998 |
6. Прилавок (в комплекте три единицы) | 1 | 1,4 | 1999 |
7. Камера холодильная | 2 | 2,9 | 1999 |
8. Морозильник «Атлант» 154 | 1 | 1,4 | 2001 |
9. Ларь морозильный | 1 | 1,4 | 2000 |
10. Контейнер | 1 | 1,4 | 1999 |
11. Шкаф холодильный Глобал 48 CD | 1 | 1,4 | 2003 |
12. Прилавок витрина холодильная | 1 | 1,4 | 2003 |
Итого: | 16 | 22,9 | |
Торговый киоск рынка «Прудковский» | |||
1. Витрина холодильная «Двина» | 2 | 2,9 | 2009 |
2. Морозильник МКШ | 1 | 1,4 | 2004 |
3. Морозильник «Каравелл 335» | 1 | 1,4 | 2005 |
Итого: | 4 | 5,7 | |
Павильон с торговым залом ул. Фадеева | |||
1. Холодильный прилавок (ларь) | 1 | 1,4 | 1999 |
2. Холодильник Минск-15 | 1 | 1,4 | 1995 |
3. Витрина пристенная «Муром 130» | 1 | 1,4 | 2003 |
Итого: | 3 | 4,3 | |
Торговый павильон рынка «Давыдовский» | |||
1. Холодильник Минск-162 | 1 | 1,4 | 2000 |
2. Прилавок витрина холодильная | 2 | 2,9 | 2003 |
3. Ларь ЛВН | 1 | 1,4 | 2006 |
Итого: | 3 | 4,3 | |
Киоск
рынка Сельмашевский ул.Б. | |||
1. Морозильник Атлант ШТ-154 | 1 | 1,4 | 2001 |
2. Витрина холодильная ВХС | 1 | 1,4 | 2003 |
3. Морозильник «Каравелл» | 1 | 1,4 | 2005 |
Итого: | 3 | 4,3 | |
Всего: | 70 | 100 |
Примечание.
Источник: собственная разработка [приложение
Л]
Представив данные о наличии торгового оборудования в розничной торговой сети, следует, что наибольшее количество распределено по магазинам «Смачны» - 58,6% и магазин №2 – 22,9%. Это говорит о том, что товароснабжение магазинов в значительной степени превосходит, товароснабжение торговых киосков и павильонов.
Наличие торгового оборудования в торговых киосках и павильонах составляет по 3-4 единицы. В основном включает наличие холодильника, витрины холодильной и морозильника. Товароснабжение данных розничных торговых объектов ограничено в объеме, так как связано с количеством имеющегося оборудования и его вместимостью.
Рассматривая срок ввода торгового оборудования в действие. Необходимо отметить, что в значительном количестве имеется устаревшее оборудование, которое используется более 10 лет. Торговое оборудование, срок использования которого не превышает 10-ти лет, представлено в основном ларем холодильным, прилавком-витриной холодильной, шкафом холодильным, холодильниками и морозильниками.
В 2009 году магазин №2 был оснащен витриной холодильной «Двина», которая предназначается для выкладки готовых колбасных изделий.
Таким
образом, подводя итог, необходимо отметить,
что в значительной степени на
товароснабжение розничной
3 Источники, методы и направления совершенствования товароснабжения розничной торговой сети мясными полуфабрикатами и колбасными изделиями
филиала «Производственный Комбинат»
ОАО
«Гомельтранснефть
Дружба»
Филиал
«Производственный комбинат»
Производственный комбинат на основании заключенных договоров поставки получает сырье (скот) для производства мясных изделий и полуфабрикатов от поставщиков: КСУП «Совхоз Исток», РСУП «Гомельгосплемпредприятие», КУП «Ветковский молочный завод» (приложение Н, П, Р). Поставщики сырья территориально приближены, являются местными, что ускоряет процесс доставки и делает транспортные расходы минимальными.