Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является выявление проблем организации материальных потоков в складском хозяйстве.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
- рассмотреть логистические проблемы складирования и коммиссионирования;
- описать логистические процессы, проходящие на складах;
- рассмотреть основные показатели работы склада;
- оценить эффективность складской деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль складов в логистической системе ………………………………………5
1.1. Функции склада ……………………………………………………….5
1.2. Требования, предъявляемые к складам………………………………6
1.3. Выбор месторасположения склада…………………………………...9
2. Логистический процесс на складе…………………………………………...10
2.1. Разгрузка и приемка грузов …………………………………………10
2.2. Внутрискладская транспортировка ………………………………...10
2.3. Складирование и хранение ………………………………………….11
2.4. Комплектация (комиссионирование) и отгрузка…………………..11
2.5. Решение проблем аутсорсинга складских услуг…………………...15
3. Система складирования как основа рентабельности работы склада………17
3.1. Определение места склада в логистической системе и общая
направленность его технической оснащенности …………………..19
3.2. Задача разработки системы складирования ……………………….21
3.3. Складская грузовая единица ………………………………………..21
3.4. Оборудование по обслуживанию склада…………………………...22
3.5. Система организации площади……………………………………...23
3.6. Эффективность использования информационных технологий
складской деятельности………………………………………………27
Аналитическая часть…………………………………………………………….33
Заключение ………………………………………………………………………39
Список используемой литературы ……………………………………………..41
1.3. Выбор места расположения склада
При
определении складских
Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов.
При
выборе расположения склада из числа
возможных вариантов
2.
Логистический процесс
на складе
2.1. Разгрузка и приемка грузов
При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают: разгрузку транспортных средств, контроль документального и физического соответствия заказов поставки, документальное оформление прибывшего груза через информационную систему, формирование складской грузовой единицы./2, с.80/
2.2. Внутрискладская транспортировка
Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортировка
грузов внутри склада должна осуществляться
при минимальной протяженности
во времени и пространстве по сквозным
«прямоточным» маршрутам. Это позволит
избежать повторного возвращения в любую
из складских зон и неэффективного выполнения
операций. Число перевалок (с одного вида
оборудования на другое) должно быть минимальным./7,
с.223/
2.3. Складирование и хранение
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования (раздел 3) и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.
Процесс
складирования и хранения включает:
закладку груза на хранение, хранение
груза и обеспечение
2.4 Комплектация (комиссионирование) и отгрузка
Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают: получение заказа клиента (отборочный лист); отбор товара каждого наименования по заказу клиента; комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом; подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель); документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа; объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада.
При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).
Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.
Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах).
Информационное обслуживание охватывает: обработку входящей документации; предложения по заказам поставщиков; оформление заказов поставщиков; управление приемом и отправкой; контролирование наличности на складе; прием заказов потребителей; оформление документации отправки; диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; обработку счетов клиентов; обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем; различную статистическую информацию.
На
обеспечение координации
Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.
Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг: сортировку товаров, полную проверку качества поставляемых товаров, фасовку и упаковку, замену заказанного товара (изменение заказа), экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки, информационные услуги, заключение договоров с транспортными агентствами; так и послепродажных услуг: установку изделий, гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, временную замену товаров, прием дефектной продукции и замену ее./6, с.270/
Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:
рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
минимизации
маршрутов внутрискладской
осуществления
унитизации партий отгрузок и применения
централизованной доставки, что позволяет
существенно сократить
максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информации, и т. д.
Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа — использоваться для улучшения организации логистического процесса.
2.5. Решение проблем аутсорсинга складских услуг
Первый
вопрос, который должен быть рассмотрен
фирмой при решении проблемы обеспечения
складской площадью, - это владение
складом. Существуют две альтернативы:
приобретение складов в собственность
или использование складов
Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и склада общего пользования особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.
Критическим факторам экономичности склада является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией.
Складам общего пользования следует отдавать предпочтения при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. Склад общего пользования не требует инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. Сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади.