Роль информационных систем в логистике западных и отечественных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание работы

Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы, обеспечивающей функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков влияющих на производственный процесс. Основная цель - обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всю организацию в целом исходя из логистических принципов.

Работа содержит 1 файл

логистика-реферат.docx

— 81.05 Кб (Скачать)

     Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики 
 
 
 
 
 
 

     Логистика

Роль  информационных систем в логистике западных и отечественных предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2011 

     Информационная  логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы, обеспечивающей функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков влияющих на производственный процесс. Основная цель - обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всю организацию в целом исходя из логистических принципов.

Значимым  элементом любой логической системы  является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же как и любая другая система , информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью инегрантивных качеств. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная  подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

Обеспечивающая  подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

- техническое  обеспечение, т.е. совокупность  технических средств, обеспечивающих  обработку и передачу информационных потоков;

- информационное  обеспечение, которое включает  в себя различные справочники,  классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

- математическое  обеспечение, т.е. совокупность  методов решения функциональных  задач.  

Логические  информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные информационные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупности средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств. Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.

И так  определение информационной системы  можно сформулировать следующим  образом: информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задача по управлению материальными потоками).

Любая логистическая система состоит  из совокупности элементов-звеньев, между  которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

Цели  создания информационной системы:

- обеспечение  выживаемости и дееспособности фирмы;

-обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу;

- соблюдение адресности информации;

- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;

- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Основные  принципы построения информационной системы:

- иерархия (подчиненность задач и использования  источников данных)

- принцип  агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях)

- избыточность (построение с учетом не только  текущих, но и будущих задач)

- конфиденциальность

- адаптивность  к изменяющимся запросам

- согласованность  и информационное единство (определяется  разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации)

- открытость  системы (для пополнения данных) 

Логистическая информационная система - интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Информационная  логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, который связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами движения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечить своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве из точки их возникновения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. 

Зарубежные  информационные системы  для решения задач  логистики, маркетинга, производства

Система фирмы SSA “Business planning and controlling system” - система планирования и управления предприятием любого профиля. Включает в себя 40 взаимосвязанных программных продуктов, модулей и т.д. Она рассматривает как непрерывные, так и дискретные производственные процессы. Для деятельности предприятий, состоящих из нескольких фирм. В 92г. система была установлена на 57 тыс. предприятий в 60 странах, в 150 городах. Ее используют L’Oreal, Proctor&Gamble, SONY, BASF, Shell.

Фирма “Baan International” - система “TRITON” - интегрированная открытая система, базируется на операционной системе UNIX. Пакет “Инструменты” содержит в себе систему управления базами данных, специальный язык программирования. Особенности методологии внедрения - скорейший возврат инвестиций в информационную систему - за счет ускорения времени установки. На конец 94 года фирма имела 1800 установок. Пользователи - PHILIPS, Hitachi, ECCO, и др.

Система R2 и R3 немецкой фирмы SAP AG. На 94 г. 84 из каждой сотни промышленных предприятий  Германии используют эту систему. Решения  по логистике (продажа, управление материальными потоками, техническое обслуживание, создание гибких производственных и распределительных сетей). R3 частично внедряется на ГАЗе, используется на фирме “Boeing”. 

Роль  информационно-компьютерной поддержки  логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса компьютерных технологий.

Реализация  большинства логистических концепций (систем), таких как MRP, MRPII, KANBAN и других, была бы невозможна без использования  быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.

В составе  системы действуют эксперты и  моделирующие комплексы ЭВМ. Основным типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты, знания, умения представляемые как в первичной, так и в обработанной форме. Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может работать в нескольких режимах:

- информационно-справочный  режим

- режим  сортировки и группировки

- аналитический  режим (выдача аналитических сведений  и документов по результатам  обработки 2-х более характеристик разной принадлежности.

- расчетный  режим (выполняются расчеты по  заранее формализованным моделям  и зависимостям)

- советующий  режим (выдается несколько решений  на основе формализованных и  интуитивных методов)

- обучающий  режим

- оптимизационный 
 
 

Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем

Содержание  задачи Информационное  обеспечение
1.1 Сбор  фактических данных, первичный анализ  производства и потребления

1.2 Анализ  динамики производства

Статистические  данные о фактическом производстве и поставках продукции за ряд  периодов. Характеристики предприятий и продукции
2.1 Анализ  спроса на данный вид продукции по данному виду предприятий

2.2 ФСА  продукции с точки зрения данного потребителя

2.3 Анализ  эластичности спроса на данный  вид продукции по данной группе  потребителей в зависимости от цены

Статистика  поставок данной продукции на данном предприятии, заявочная потребность отказа в поставке.

Данные  о поставках конкурентов

Функциональная  структура производства на предприятии  заказчика.

Статистика  поставок и цен продукции и  аналогов

3.1 Анализ  возможностей поставки на данную группу предприятий других видов продукции Данные о  потребностях предприятий-заказчиков, технологические возможности поставщика
4.1 Анализ  новых рынков сбыта Данные об использовании  продукции на других предприятиях. Данные о производстве конкурентов
5.1 Анализ  и прогноз функционирования предприятия.

Анализ  сбыта и технологических скачков  производства

Данные о  технологии, предметах и средствах труда, данные о сбыте
6.1 Общая  задача формирования оптимальной номенклатурной производственной программы предприятия

6.2 Обобщенный  анализ технологических, сбытовых  и сырьевых возможностей производства

6.3 Определение  стратегии предприятия по кадрам, по производству и по продвижению продукции

Данные о  технологических процессах, предметах  и средствах труда, кадровом составе, финансовом состоянии, данные о возможностях привлечения рабочей силы нужной квалификации, капиталовложения.

Данные  о различных посреднических организациях

7.1 Общий  анализ и прогноз производства  и сбыта данной продукции Данные о  производстве и сбыте по всем изготовителям  и потребителям
 
 

Важность  информационной логистической системы  прежде всего заключается в том, что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом. Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация). Соответственно информационную пирамиду организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды.  

 

Самый низкий уровень  пирамиды относится к отдельным  сделкам и запросам. Примеры этих действий: запросы заказа, обработка  заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта и т. д. Скорость информационного потока очень важна. Действующий персонал — непосредственные исполнители (клерки). Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления всей фирмой, основную часть менеджеров. Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой для тактического управления. Стратегическое управление — это высший уровень управления, и осуществляется оно высшим руководством организации, а тактические планы и решения по ним принимают руководители среднего звена. Так как тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя и развивая их основные направления на более короткий период времени, естественно, и информация, необходимая для принятия решения по их выполнению, отличается от информации первого и второго уровней пирамиды. Концепция логистики и стратегические цели организации направлены на: а) достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющимся условия на рынке, б) повышение своей доли рынка и в) получение преимуществ среди конкурентов. 
 

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений. Современное состояние логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационнокомпьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) таких как SDP, JIT, DDT, и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Информация о работе Роль информационных систем в логистике западных и отечественных предприятий