Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:48, курсовая работа
В данной курсовой работе исследовано розничное предприятие «Союз GSM», которое занимается реализацией средств связи. Данное предприятие имеет широкий и глубокий товарный ассортимент.
Цель – анализ роли логистики на предприятии «Союз GSM». Данная цель актуализирует следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты анализа роли логистики на предприятии;
2. Проанализировать деятельность «Союза GSM» на потребительском рынке;
3. Предложить мероприятия по улучшению розничного товарооборота и путей увеличения продажи товаров предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Этапы развития логистики 5
1.2 Цели задачи и функции логистики 9
1.3 Концепция и принципы логистики 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЮЗ GSM» НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 14
2.1. Общая характеристика предприятия 14
2.2. Организация товарооборота в «Союзе GSM» 16
2.3. Рекомендации по улучшению торгово-закупочной деятельности «Союз GSM» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
3
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли логистики на предприятии
1.1 Этапы развития логистики
1.2 Цели задачи и функции логистики
1.3 Концепция и принципы логистики
Глава 2. Анализ деятельности «Союз GSM» на потребительском рынке
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Организация товарооборота в «Союзе GSM»
2.3. Рекомендации по улучшению торгово-закупочной деятельности «Союз GSM»
Заключение
Список литературы
Приложение
Объектом изучения «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.
Логистика начала развиваться в 60-70 гг. прошлого века, но повышение ее роли пришлось на 90-е года. Это было связано с развитием коммерческих отношений, глобализацией рынков, увеличением конкуренции, что привело к поиску путей оптимального обслуживания потребителей и повышению внимания к затратам компаний путем их оптимизации. Современному бизнесу - для того, чтобы быть более успешным - просто необходим новый взгляд на многие процессы, чтобы оптимизировать затраты, расширить сферу услуг. В связи с этим во многих компаниях создаются отделы, службы, департаменты логистики.
В строительстве затраты на логистику составляют значительную часть издержек, при этом эффективная организация логистики положительно сказывается на качестве и сроках поставок.. Именно поэтому многие компании задумываются о применении принципов и методов логистики.
В данной курсовой работе исследовано розничное предприятие «Союз GSM», которое занимается реализацией средств связи. Данное предприятие имеет широкий и глубокий товарный ассортимент.
Цель – анализ роли логистики на предприятии «Союз GSM». Данная цель актуализирует следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты анализа роли логистики на предприятии;
2. Проанализировать деятельность «Союза GSM» на потребительском рынке;
3. Предложить мероприятия по улучшению розничного товарооборота и путей увеличения продажи товаров предприятия.
Объект исследования – предприятие «Союз GSM». Предмет – роли логистики на предприятии «Союз GSM».
Исследование базируется на литературе. Отметим работы Л.В. Осиповой, Т.И. Николаевой, Г.А. Калинкина. Тем не менее, закупки товаров и формирование коммерческих связей предприятием на потребительском рынке средств связи изучено в настоящий момент недостаточно.
Методы исследования: теоретический анализ экономической литературы; экономические методы, расчет эффективности, анализ закупки товаров и формирования коммерческих связей предприятием «Союз GSM». Методический аппарат исследования составили общенаучные методы исследования: экономико-статистический, сравнительный, структурно-логический анализ, а также ряд специальных методов исследования.
Использование в практической деятельности предложенной системы мероприятий коммерческой деятельности предприятия позволит определить направление совершенствования его деятельности.
Структура работы соответствует поставленным задачам.
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х гг. прежде всего в США. Эволюция ее тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х гг. [6, c. 79]. Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
Существует несколько подходов к выделению исторических этапов развития логистики в ХХ в.; рассмотрим два основных.
Первый подход. Некоторые ученые выделяют четыре периода развития логистики.
1. Период «фрагментаризации» (1920—1950) характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затраты, например в производстве, транспортировке или складировании.
Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстро растущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики, т. е. имелась типичная ситуация рынка продавцов. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т. е. на поиск резервов в производстве продукции [8, c. 124].
В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести такие факторы: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепции маркетинга; развитие теории и практики военной логистики,
Данный период характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего в США. К началу 1950-х гг. была в основном сформирована теория военной логистики. Практическая значимость разработанных логистических подходов была доказана американской армией в годы второй мировой войны, когда были успешно применены принципы единого управления и координации снабжения, складирования и транспортировки. В этот исторический период впервые появляются первые логистические организации и сообщества. Старейшей организацией в США и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками, основанная в 1915 г. и преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950-1970) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.
Философия маркетинга широко распространилась за рубежом. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат [13, с. 44].
Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится.
Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внутренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями - управлением запасами и транспортировкой.
3. Период развития (1970-1980) характеризуется по иском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применением принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.
4. Период интеграции (1980—1990) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (закупка - производство - дистрибьюция и продажа), а также управлением материальными и сопутствующими потоками, созданием международных логистических систем.
Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся за рубежом концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция, взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента [10, c. 56].
Эволюция логистики за рубежом показывает, что он становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций и фирм, и те, кто использовал концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.
Второй подход к рассмотрению исторических этапов развития логистики.
Многие зарубежные и отечественные ученые придерживаются иного подхода к рассмотрению этапов развития логистики, выделяют три периода развития систем товародвижения материальной продукции[12, c. 81]:
1) дологистический период (до 50-х гг.), когда управление материальным распределением носило фрагментарный характер, а координация действий различных подразделений фирм была недостаточной;
2) период классической логистики (начало 60-х конец 70-х гг.), характеризующийся созданием на фирмах логистических систем вместо организации наиболее оптимальных форм перевозок; управлением фирмами процессом товародвижения на основе комплексного подхода, интеграции функций товародвижения с использованием теории компромиссов;
3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х гг.), для которого характерно расширение сферы действия компромиссов в концепции логистики, преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики, на основе всего предприятия исходя из общей цели достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. В середине 80-х гг. комплексный подход получил новое развитие в виде концепции «общей ответственности»; специфика этого подхода состояла в выходе логистической системы за пределы экономической сферы и учете социальных, экологических и политических аспектов, а критерием оптимальности являлось максимальное соотношение выгод и затрат[5, c.281].
Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах.
Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:
- доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
- внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
- доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
- передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.
Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю [14, c. 83].
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:
в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;
выделении единой функции управления сквозным МП:
технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне - различных предприятий, на микроуровне - различных служб предприятия).
Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:
1. Груз – нужный товар.
2. Качество – необходимого качества.
3. Количество – в необходимом количестве.
4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
5. Место – в нужное место.
6. Затраты – с минимальными затратами.
Логистические операции (ЛО) - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку [7, c. 203].