Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
Целью работы является разработка направлений повышения эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов на предприятии. Для этого необходимо:
- изучить теоретические аспекты осуществления операций складирования на предприятии;
- оценить уровень состояния складского хозяйства предприятия;
- разработать и обосновать предложения по снижению издержек при осуществлении операций по складированию на предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является складское хозяйство ОАО «Элема».
Введение 4
1 Теоретические аспекты реализации операций складирования и хранения материально-технических ресурсов 5
1.1 Складские операции: содержание и классификация 5
1.2 Оценка эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов 7
2 Анализ системы складирования и хранения материально-технических ресурсов ОАО «Элема» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов 23
3. Направления совершенствования операций складирования и хранения материально-технических ресурсов на ОАО «Элема» 29
3.1 Направления снижения издержек при осуществлении операций по складированию материально-технических ресурсов на ОАО «Элема» 29
3.2 Обновление парка складского оборудования 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение Организационная структура управления ОАО «Элема» 42
Примечание – Источник: собственная разработка
Из таблицы 3.3 видно, что ЧДД проекта равен 15,8 млн. руб., так как ЧДД больше нуля – проект использования «1С-Логистика:Управление складом 3.0» с целью снижения издержек при осуществлении операций по складированию эффективен. Как видно из таблицы 3.3 затраты на проект окупятся во 2 квартале 2013г.
В данном разделе рассматриваются источники средств для обновления парка складского оборудования, так как собственных средств у ОАО «Элема» не достаточно.
Для обновления
парка складского оборудования необходимы
финансовые ресурсы. Вариант собственных
ресурсов не рассматривается, так как
в данном случае, отрицательным моментом
является то, что из оборота предприятия
единовременно будут отвлечены
определенные средства, что снизит
ликвидность активов и
Рассмотрим варианты приобретения складского оборудования за счет кредита банка и лизинга.
1. Приобретение основных средств за счет кредита банка
Предприятие, обратившись в банк за кредитом, должно будет оформить пакет документов для получения кредита, составить определенные расчеты, подтверждающие способность погасить запрашиваемый кредит, предоставить бизнес-план реализации сделки, открыть ссудный счет (заплатив три базовые величины в бюджет за получение дубликата УНН на открытие ссудного счета). Если предприятие планирует получить кредит не в обслуживающем банке (например, из-за предлагаемой другим банком привлекательной процентной ставки), то возникают дополнительные затраты на оформление юридического дела заемщика в этом банке (необходимы нотариально заверенные копии учредительных документов, карточки образцов подписей и т.д.). Получение дубликата в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь займет несколько дней. Оформление документов для банка потребует времени и наличия подготовленного для такой работы сотрудника.
После перечисления средств поставщику и получения приобретенного оборудования предприятие определяет первоначальную стоимость основных средств.
При погашении
инвестиционного кредита
Может сложиться
ситуация, что при постоянном наличии
значительного амортизационного фонда
за время действия кредитного договора
применение льготы по налогу на прибыль
будет невозможно. Проценты за кредит
могут составить значительную сумму
(при крупной покупке и
Рассмотрим следующую ситуацию. Предприятию вследствие «пустого» амортизационного фонда удалось прольготировать прибыль на сумму погашенного инвестиционного кредита. Через некоторое время возникает необходимость продать оборудование по ряду причин (изменение технологии, быстрое моральное устаревание техники, изменение вида деятельности, возможность выгодной продажи оборудования). В соответствии с п. 34.3 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль при реализации, безвозмездной передаче (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа), ликвидации, сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных фондов в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым была предоставлена льгота по налогу на прибыль, льгота прекращается и налог на прибыль, не уплаченный в связи с ее предоставлением, подлежит внесению в бюджет с уплатой пени за период с момента предоставления льготы по день уплаты налога включительно.
Вывод: при
наличии у предприятия
Поэтому, рассматривая
необходимость и эффективность
привлечения инвестиционного
2. Приобретение основных средств в лизинг
Рассмотрим вариант приобретения основных средств (оборудования) по договору лизинга сроком на 1 год с правом выкупа. По договору лизинга лизингодатель согласно заявке своего клиента (лизингополучателя) приобретает в собственность объект лизинга у указанного лизингополучателем продавца (поставщика) и предоставляет лизингополучателю объект лизинга за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа.
Предприятие, обратившись в лизинговую компанию, избавлено от необходимости открывать ссудный счет, оформлять пакет документов для получения кредита. Работу по заключению договора с поставщиком (продавцом) объекта лизинга, контролю за исполнением условий договора поставки, открытию ссудного счета и получению кредита в банке берет на себя лизинговая компания.
В течение
срока лизинга
- первоначальную стоимость оборудования;
- проценты за кредит, привлеченный для оплаты объекта лизинга;
- доход лизингодателя, который на сегодня составляет незначительную величину (2–3% годовых), не оказывающую существенного влияния на цену договора лизинга.
На первый взгляд, при покупке оборудования в лизинг денежных средств по сравнению с банковским кредитом нужно больше, учитывая необходимость выплаты дохода лизингодателю.
Рассмотрим порядок учета лизинговых платежей у лизингополучателя. Согласно Положения о лизинге, Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), лизинговый платеж относится на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя. Таким образом, отразив уплаченный лизинговый платеж в составе себестоимости, лизингополучатель реально уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ставка налога 24%) и целевому сбору (ставка налога 5%). Наличие или отсутствие амортизационного фонда у предприятия не имеет значения. Выкупная стоимость объекта лизинга не входит в состав затрат лизингополучателя, поэтому на практике в договоре лизинга на срок действия договора, как правило, устанавливается максимальный уровень амортизации объекта лизинга (например, 99%). Это означает, что за срок лизинга амортизационные отчисления в размере 99% от первоначальной стоимости объекта лизинга будут отнесены на себестоимость, а выкупной платеж в размере 1% – за счет собственных источников.
Размеры амортизационных отчислений устанавливаются в договоре по согласованию сторон. На практике это означает, что лизингодатель при подготовке графика лизинговых платежей может учитывать особенности деятельности лизингополучателя (сезонность производства, неравномерное поступление выручки в течение финансового года и другие обстоятельства). В течение действия договора график лизинговых платежей может корректироваться. В случае снижения банком процентной ставки по кредиту, привлеченному для оплаты объекта лизинга, график также пересчитывается и вводится в действие путем подписания дополнительного соглашения к договору лизинга.
Эффективность использования лизинга зависит от многих факторов и в частности от ставки дисконтирования. С увеличением ставки дисконтирования реальная стоимость лизинга может быть даже ниже цены приобретения объекта при покупке (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Влияние фактора ставки дисконтирования на цену приобретения объекта
Рассмотрим и сравним на условном примере варианты приобретения основных средств стоимостью 100 тыс.д.ед. за счет покупки, кредита банка сроком на 2 года под 16% годовых и по договору лизинга сроком на 2 года (% по кредиту банка, привлеченному для оплаты объекта лизинга составляет 16% годовых, доход лизингодателя составляет 5%). Полезный срок 8 лет.
Остаточная стоимость составляет 1тыс. (1%).
Таблица 3.4 - Сравнительный анализ покупки, кредита и лизинга на условном примере
Показатели |
Покупка (тыс.д.ед) |
Кредит под 16% годовых (тыс.д.ед) |
Лизинг под 16% годовых + 5% (тыс.д.ед) |
1. Стоимость объекта |
100 |
100+%=100+16,5= =116,5 |
100+16,5+5,5=122 |
2. Дополнительные затраты |
100*12,5%* *2=25 |
116,5*0,125*2= =29,13 |
122-1=121 |
3. Льготы по налогу на прибыль (24% от дополнительных затрат) |
25*0,24=6,0 |
29,13*0,24=7,0 |
121*0,24=29 |
4. Стоимость объекта с учетом льгот по налогу на прибыль |
100-6=94 |
116,5-7=109,5 |
122-29=93 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Конечно, приведенный пример достаточно условный, так как нельзя в одном примере отразить все многообразие объектов и их характеристик. Кроме того, расчеты сделаны на один год, а следует учитывать, что при покупке и кредите льготы по налогу на прибыль будут у предприятия и в последующие годы нормативного срока службы объекта за счет включения амортизации в себестоимость продукции. Вместе с тем, приведенный пример показывает ошибочность широко распространенного мнения среди практиков о том, что лизинг – это то- же самое, что кредит, только еще дороже. На самом деле стоимость лизинга в количественном выражении вполне сопоставима с покупкой и кредитом, а в качественном отношении зачастую превосходит и покупку за собственные средства и кредит.
Таким образом, с целью совершенствования операций складирования и хранения материально-технических ресурсов на ОАО «Элема» предлагается обновить складское оборудования с помощью лизинга.
Обновлению
с помощью лизинга
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1. Логистические
функции складов реализуются
в процессе осуществления
В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:
- разгрузка транспорта;
- приемка товаров;
- размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
- отборка товаров из мест хранения;
- комплектование и упаковка товаров; погрузка;
- внутрискладское перемещение грузов.
2. На территории ОАО «Элема» находятся следующие складские помещения: склад сырья, фурнитуры, готовой продукции и технический.
Cклады ОАО «Элема» используются недостаточно эффективно, средний коэффициент использования емкости складов составляет 0,52 (например, в США этот показатель - 0,92 - 0,95). Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ достаточно высок и составляет 95,2 процента. Однако для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ используются машины и механизмы с высокой степенью износа.
Таким образом, основными вынужденными издержками при осуществлении операций складирования в ОАО «Элема» является высокая степень износа машин и механизмов и отсутствие полной автоматизации процедур приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров.
3. Исходя из того, что большое значение для производительности складских работ и качества сервиса имеет автоматизация работы склада и применение современных компьютерных складских систем, основное предложение по снижению издержек при осуществлении операций по складированию продукции на ОАО «Элема» - это внедрение информационных технологий. Автоматизированные средства, в данном случае система управления складом (WMS), делают возможным автоматическое принятие решений, моделирование предложенных изменений, автоматическое управление отслеживания и автоматическое формирование мониторинга производительности и управления. Что дает возможность более быстрого и усовершенствованного принятия решений.