Повышение эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка направлений повышения эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов на предприятии. Для этого необходимо:
- изучить теоретические аспекты осуществления операций складирования на предприятии;
- оценить уровень состояния складского хозяйства предприятия;
- разработать и обосновать предложения по снижению издержек при осуществлении операций по складированию на предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является складское хозяйство ОАО «Элема».

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты реализации операций складирования и хранения материально-технических ресурсов 5
1.1 Складские операции: содержание и классификация 5
1.2 Оценка эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов 7
2 Анализ системы складирования и хранения материально-технических ресурсов ОАО «Элема» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов 23
3. Направления совершенствования операций складирования и хранения материально-технических ресурсов на ОАО «Элема» 29
3.1 Направления снижения издержек при осуществлении операций по складированию материально-технических ресурсов на ОАО «Элема» 29
3.2 Обновление парка складского оборудования 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение Организационная структура управления ОАО «Элема» 42

Работа содержит 1 файл

9497 Повышение эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов.docx

— 156.81 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о стабильности развития предприятия, причём необходимо заметить, что на деятельности ОАО «Элема» практически не сказался финансовый кризис. Рентабельность реализованной продукции в 2010 году составила28,9%, в 2011 году - 20%.

Сведения  об объеме и структуре производства швейных изделий представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Структура объема производства продукции за 2010 – 2011 гг.

Наименование продукции

Объем производства, тыс.шт.

Отклонение (+, -)

Темп роста, %

2010 год

2011 год

Пальто д/с

316, 68

334,4

17,72

105,6

Пальто мужское

0

22,8

22,8

-

Куртка женская

0

7,6

7,6

-

Пальто зимнее

135,72

135,72

0

100

Летний ассортимент

0

7,6

7,6

-

Юбки

30,16

38

8,16

126,0

Брюки

15,08

45,6

30,52

302,4

Жакет

67,86

76,0

8,14

112,1

Костюм

113,1

91,2

-21,9

80,6

Куртка мужская

75,4

0

-75,4

-

Итого

754,0

760,0

6,0

100,8


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Данные таблицы  свидетельствуют о том, что в  целом по предприятию объем производства швейных изделий по сравнению  с 2010 г. возрос на 6,0 тыс.шт. или на 0,8%.

Проанализировав динамику производства отдельных видов  продукции можно заметить, что  к концу рассматриваемого периода  основной вид швейных изделий, выпускаемый  на предприятии, остался прежним  – женские пальто. Было свернуто производство некоторых видов продукции (куртки мужские). Вместе с тем было освоено несколько новых изделий (пальто мужское, летний ассортимент, куртка женская). Все изменения проводились  с учетом рыночной конъюнктуры и  имели целью повысить выпуск продукции, наиболее пользующейся спросом.

В последние  годы, учитывая требования рынка, для  выпуска продукции   небольшими партиями на предприятии еще более усовершенствована система организации производства. Цеха – потоки реорганизованы в гибкие технологические потоки с численностью 26 – 70 и законченным циклом обработки, которые могут быстро перестраиваться на выпуск различных видов ассортимента при уменьшении серийности моделей, усложнении пакета составляющих всех видов ассортимента.

Для удовлетворения потребностей покупателей в различных  видах ассортимента предприятие  постоянно модернизирует имеющееся  оборудование и приобретает более  совершенное и экономичное, специализированное оборудование и приспособления, позволяющее  сократить затраты времени на подготовку и изготовление изделий. Из общего объема инвестиций более 3 млрд. рублей за пять лет на технологическое  оборудование использовано 1,3 млрд. рублей.

При создании коллекций коллектив фабрики  руководствуется современными тенденциями  создания и разработки одежды, переводит  мировые тенденции моды на язык «Элемы». Вся коллекция разделена на группы: молодёжная, классическая, мужская одежда.

 

2.2 Анализ эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов

 

 

На территории ОАО «Элема» находятся следующие складские помещения: склад сырья, фурнитуры, готовой продукции и технический (рисунок 2.1).

 

3 этаж - Склад разбракованных материалов

     

Склад готовой продукции

 

3 этаж - изделия,  изготовленные  по заказам инофирм

2 этаж- зимние и демисезонные пальто

2 этаж

1 этаж - изделия легкого ассортимента

1 этаж - Склад неразбракованных материалов

1 этаж - Склад фурнитуры


 

 

Рисунок 2.1 – Схема расположения складов на ОАО «Элема»

 

Склад неразбракованных материалов (финский склад) и разбракованных материалов (склад сырья) находятся в здании подготовительного цеха. Склад неразбракованных материалов представляет собой большое помещение на первом этаже, в котором располагаются 3-х ярусные стационарные стеллажи. Они установлены в несколько рядов вдоль цеха. По середине имеется главный проход. Стационарные стеллажи представляют собой обычные полки-плоскости. Загрузка многоярусных стеллажей осуществляется электропогрузчиками или кранштабелерами. Способ хранения материалов партионный.

Распакованные рулоны укладываются в контейнеры или  поддоны и хранятся на 3-х ярусных  стеллажах. Ткани укладываются штабелями  в четыре яруса, соблюдая в каждой ячейке сортировку по партиям, артикулу и назначению. В нижних ярусах стеллажей  хранятся тяжелые ткани, а в верхних  более легкие. Иногда рулоны ткани  поступают в кипах, и тогда  кипу распаковывают, срезают с торца  полиэтиленовую упаковку и кладовщик  сверяет номер и метраж, указанный  на рулонах, с накладной.

На складе поддерживаются определенные температурные  условия: влажность воздуха 60-65%, температура 12-18 °С. Кроме этого, материалы предохраняются от действия атмосферных осадков, солнечных лучей, обеспечиваются предупредительные работы против грызунов, моли.

Склад разбракованных материалов находится на третьем  этаже. Разбракованные материалы хранятся в стационарных 3-х ярусных стеллажах. Способ хранения материалов поштучный. После разбраковки рулоны ткани, сложенные в тележки-контейненры, на лифте подаются на третий этаж, где при помощи кранов-штабелеров раскладываются на трехъярусные стационарные стеллажи-полки. Запас промеренной ткани должен быть не менее чем на 20 дней бесперебойной работы предприятия. Основные материалы хранятся отдельно от подкладочных. В свою очередь ткани, предназначенные для верхней одежды – отдельно от тканей, предназначенных для изготовления легкой одежды. Ватин и синтепон хранятся на отдельных стеллажах. Но все ткани хранятся в ячейках согласно артикулу, т.е. в одной ячейке – ткани одного артикула. В ячейки материалы загружают с помощью кранштабелера. Хранение материалов на этих складах осуществляется согласно  технических нормативных правовых актов (ТНПА) на каждый конкретный вид материала.

На фурнитурном  складе храниться фурнитура, нитки, мех для воротников, а так же канцелярские принадлежности хранятся на стеллажах-ячейках. Каждая ячейка имеет  свой номер. Данные о хранящихся материальных ценностях заносятся в специальный  журнал и в компьютер с указанием  номера ячейки, в которой хранятся, количества, цвета. При получении  конфекционной карты кладовщики подбирают фурнитуру и нитки  согласно карте и вместе с картой после выписки по «требованию» установленного образца подают в швейный цех. Канцелярские товары для структурных  подразделений предприятия выписываются по тому же документу. Работу на складе фурнитуры ведут кладовщики – 5 человек  в одну смену, оплата труда повременная. Работницы делают подборку фурнитуры  для партии изделия, укладывают в  сумки и вручную переносят  в производственные корпуса.

Склад готовой  продукции – это трехэтажное  здание, соединенное с производственным корпусом двумя галереями на втором и третьем этажах. Здесь производится приемка готовой продукции, ее хранение, подготовка и отправка к заказчику или в торговую сеть. На первом этаже хранятся изделия легкого ассортимента, на втором – зимние и демисезонные пальто, полупальто, куртки и плащи, на третьем – хранятся изделия,  изготовленные по заказам инофирм.

В швейных  цехах на выпуске контролеры ОТК  изделия, упакованные в полиэтилен, вешают на кронштейны и отправляют на склад. Из цехов изделия транспортировщики  перевозят в лифтах непосредственно  на склад. Вся продукция хранится в подвешенном виде в два яруса  на специальных стационарных кронштейнах, разделенных на секции. Каждая секция имеет свой номер и вмещает  четыре каретки (количество единиц на одной каретке – пальто демисезонное до 25 единиц, зимнее до 18 единиц). Проход между секциями 2,5 метра. На второй ярус продукция подается при помощи кранов-штабелеров, грузоподъемностью до 300 кг. Таких  устройств на складе готовой продукции 10. По 4 на втором и третьем этажах, 2 на первом. Кладовщица перевешивает изделия на выдвигающийся поручень. После его полного заполнения поручень автоматически задвигается обратно. Изделия могут храниться также на напольных кронштейнах (срочные заказы).

Принимая  готовую продукцию со швейных  цехов, кладовщик пересчитывает  ее и указывает транспортировщику  место хранения изделий. Тот, в свою очередь, развешивает изделия на указанном месте, где они хранятся до момента отгрузки. Данные о месте  хранения заносятся в ЭВМ. При  отправке продукции в торговую сеть или заказчику составляется спецификация, где указано количество единиц, какой  модели, артикула и в какой секции находятся. Этот документ необходим  для правильного и быстрого подбора  изделий к отгрузке. На каждую отгружаемую партию заполняется счет-фактура и  товарно-транспортная накладная, которые содержат  полную  информацию об отправляемой продукции. В большинстве случаев изделия транспортируются заказчику в подвешенном состоянии, в некоторых случаях укладываются в картонные короба по 7-10 единиц.

Штат сотрудников  склада готовой продукции включает рабочих следующих специальностей: кладовщики - 9 человек 3 разряд, приемка  и отгрузка – 10 человек, транспортировщики 6 человек 3 разряд, уборщицы, оператор ЭВМ, 2 мастера, начальник, кладовщик  – 2 человека - работа с картотекой. Всего насчитывается 37 человек. Оплата труда по операциям приемки и  отгрузки сдельная, двухсменный режим  работы.

Запас готовой  продукции на складе составляет 140-150 тыс. единиц, нормативный – 60тыс, остатки  – 80 тыс. единиц.

На складе готовой продукции установлены  три компьютера, на которых отпечатывается счет-фактура, платежные требования, ежедневные сводки о полученных и  отправленных изделиях по кодам покупателей.

На техническом  складе хранятся все запасные части  к автомашинам и технологическому оборудованию, а также само оборудование, инструмент, все строительные материалы, вычислительная и оргтехника и все  запчасти к ней, все электроматериалы (лампы, светильники, радиодетали, провода), защитные средства (каски, беруши), спецодежда и обувь, принадлежности противопожарной безопасности, вспомогательные материалы (моющие средства, вешалки, упаковочные пакеты, манекены), измерительные приборы (гигрометры, термометры), металл черный и цветной. Все материальные ценности, поступающие на технический склад кладовщик принимает, складирует в одном из помещений, приходует их на основании товарно-транспортных накладных, занося данные в компьютер. Выпуск и отпуск со склада производится по «требованию» установленного образца.

Более подробно рассмотрим эффективность работы склада готовой продукции ОАО «Элема», который занимает 890 м2.

Показатель  эффективности использования складской  площади и объема показывает, насколько  эффективно используется складское  пространство при установке конкретных видов оборудования, а экономический  показатель дает возможность оценить  затраты, связанные с их приобретением  и эксплуатацией.

Проанализируем, какой процент складских площадей фактически используется для хранения товаров/продуктов на ОАО «Элема», используя формулы 1.2 и 1.3 главы 1.

 

Ks= 735/890 = 0,83 или 83%.

Kv= 905,6/1956,3= 0,46 или 46%.

 

Коэффициент полезного использования складской  площади составляет 83%, объема - 46%, что говорит о недоиспользовании предприятием имеющегося складского пространства на 17% и 54% соответственно.

Коэффициент полезно используемой площади достаточно высок, так как склады являются тупиковыми и нет дополнительных проездов между складами, проезд осуществляется вдоль левой стороны здания склада.

Для оценки интенсивности  и эффективности работы склада ОАО  «Элема» будем использовать следующие данные по складу (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Данные для оценки интенсивности и эффективности работы склада ОАО «Элема»

Показатель

Значение по годам

Изменение, +/-

2011 г. к

2009

2010

2011

2009

2010

Грузооборот склада, т./год

18004,3

22199,5

23796,4

5792,1

1596,9

Площадь склада, м2

870,1

890,0

890,0

19,9

0,0

Максимальный запас товаров, хранимый на складе, т.

565,9

633,1

633,1

67,2

0,0

Общий объем механизированных работ, т.

14060,2

25653,7

26019,8

11959,6

366,1

Общий объем работ, выполненных  на складе, т.

18622,2

29351,5

30672,1

12049,9

1320,6

Количество работников, занятых  на складских работах, чел.

36

39

37

1

-2

из них число рабочих, выполняющих  работу механизированным способом, чел.

21

23

23

2

0

Информация о работе Повышение эффективности операций складирования и хранения материально-технических ресурсов