Перспективы развития логистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Фактор логистики является одним из важнейших при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Логистика играет большую роль в освоении территорий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Актуальные вопросы и тенденции развития логистики……………..5
1.1. Актуальность логистики в условиях экономики России………….5
1.2. Основные факторы развития логистики…………………………….6
2. Размещение транспортного комплекса России……………………….8
2.1. Железнодорожный транспорт……………………………………….11
2.2. Автомобильный транспорт…………………………………………..12
2.3. Водный транспорт……………………………………………………13
2.4. Внутренний речной транспорт………………………………………14
2.5. Трубопроводный транспорт…………………………………………14
2.6. Воздушный транспорт………………………………………………..15
3. Проблемы и перспективы развития транспорта России……………17
3.1. Будущие тенденции развития логистики в РФ…………………….17
3.1.1.Будущие тенденции развития логистики………………………….19
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

реферат по логистике.docx

— 50.32 Кб (Скачать)

     Транспортная  сеть формируется под влиянием таких  факторов, как размещение и развитие хозяйства, расположение городов, направление  и мощность внутрирайонных и межрайонных  транспортно-экономических связей, размещение курортов и крупных объектов туризма.

     Продукцией  транспорта являются перевозки грузов и пассажиров. Помимо количества перевезенных грузов и пассажиров для оценки продукции  отрасли употребляют показатели грузо- и пассажирооборота (произведение количества перевезенных грузов и пассажиров на расстояние их перевозки — тоннокилометры и пассажирокилометры). Последние показатели более информативны, так как отражают действительный объем работы транспорта.

     Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все  виды транспорта. По общим объемам  перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

     Максимальный  объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут  в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная  с 1999 г. его рост возобновился (табл. 3.7).

     Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и  крупными перевозками грузов на большие  расстояния первостепенное значение имеют  всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными  издержками грузоперевозок, большой  пропускной способностью и высокими скоростями.

     Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок  грузов на большие расстояния железнодорожный  и трубопроводный транспорт, на них  и падает основной объем грузооборота — 93% в 2007 г. 

Таблица1- Грузооборот основных видов транспорта России* (в млрд. т/км)

Виды  транспорта 1995г. 2000г. 2005г. 2007г.
Все виды транспорта 3 688 1 214 3 638 1 373 4 676 1 858 4915 2090
трубопроводный 1899 1916 2474 2465
автомобильный 156 153 194 206
морской 326 122 60 65
внутренний  водный 91 71 87 86
воздушный  1,6 2,5 2,8 3,4

      

     Железнодорожный транспорт является основным видом  транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью  можно перевозить любые грузы  и пассажиров.

     Железнодорожный транспорт отличается регулярностью  движения во все времена года, большой  скоростью, способностью осваивать  массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные  вложения, затрачиваемые на постройку  железных дорог, его использование  наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

     Сеть  магистральных железных дорог находится  в лучшем относительно других отечественных  транспортных коммуникаций техническом  состоянии и имеет высокую пропускную способность. Наиболее эффективны в эксплуатации электрофицированные железные дороги. Россия обладает самой протяженной в мире системой электрофицированных железных дорог — 44 тыс. км.

     По  протяженности железных дорог общего пользования (85 тыс. км в 2007 г.) Россия уступает лишь США. Размещение железнодорожной  сети России отличается крайней неравномерностью, что связано с огромной территорией, различиями в ее заселенности и уровне хозяйственного освоения. В европейской  части страны образовалась радиально-кольцевая  конфигурация железнодорожной сети, которая сложилась под влиянием столичного положения Москвы, портовых городов на Балтике и Черном море, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. От Москвы железные дороги расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее  соединяются кольцевыми линиями. В  Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная  сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. При  этом следует учитывать, что современная  железнодорожная сеть России тесно  связана с железными дорогами новых независимых государств.

2.1. Железнодорожный транспорт

    Железнодорожный транспорт - вид  транспорта, выполняющий  перевозки  пассажиров и грузов по рельсовым  путям в вагонах  с помощью  локомотивной или мотор-вагонной  тяги.

    Среди всех видов транспорта  во многих странах  ведущее  место занимает железнодорожный   транспорт, что объясняется его   универсальностью: возможностью обслуживать   все отрасли экономики и удовлетворять   потребности населения в перевозках  практически во всех климатических   зонах и в любое время года.

               Основные  преимущества железнодорожного транспорта:

            1. Высокая провозная способность;

            2. Эффективность перевозок массовых грузов на большие расстояния;

           3. Сравнительно большие скорости;

           4. Надежность и безопасность;

           5. Низкая  себестоимость перевозок;     

                  6. Меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие виды транспорта.

              Доля  железнодорожного транспорта  в общем  объеме перевозок  каждой страны складывается с  учетом экономико-географических, демографических  и других факторов:

              1. Размещения природных ресурсов  и производительных сил;

              2. Численности населения;

              3. Размера территории;

              4. Наличия незамерзающих водных  путей.

              В Российской Федерации с ее  обширной территорией и природными  особенностями, удаленностью сырьевой  базы от перерабатывающих предприятий  железнодорожный транспорт  составляет  основу транспортной системы,  выполняя более 80% грузооборота  всех видов  транспорта (без  трубопроводного) и  свыше 40% пассажирооборота транспорта общего  пользования в дальнем  и  пригородном сообщениях.

              Российские  железные дороги - крупнейшая, хорошо развитая, динамично и  эффективно функционирующая   система. Железнодорожная сеть  и  имеет протяженность более  85 тыс. км.

2.2. Автомобильный транспорт

    Как и железнодорожный транспорт,  автомобильный  транспорт размещен  неравномерно. Основные дороги расположены  в европейской части России, за  Уралом плотность автодорог уменьшается.  Это связано с тем, что наибольшее  сосредоточение население располагается  именно в европейской части  страны.

              Среди всех выделяются дороги  федерального назначения. Этим дорогам  уделяется большое значение, так  как по ним передвигаются основные  грузопотоки. От состояния этих  дорог будет зависеть качество  доставляемого груза.

    Кроме дорог федерального назначения  выделяют дороги республиканского  значения. Эти  дороги связывают  республики СНГ. Им также уделяется  большое значение так как эти дороги улучшают экономические связи между государствами бывшего СССР.

          Как и в железнодорожном транспорте, Москва является крупным дорожным  узлом  России. Все дороги более  или менее  ориентированы на  Москву.  Конфигурация дорог –  радиально-кольцевая. От Москвы  отходят важнейшие автомагистрали  во всех направлениях.

          2.3.Морской транспорт

                    Размещение  водного транспорта  в целом, а  в частности  морского транспорта зависит  от природных условий. Резко   сократили возможности применения  морского транспорта в международной   торговле изменения в геополитическом   положении России, так  как  большая  часть крупных и  хорошо оснащенных морских портов  Черноморского и  Балтийского  бассейнов отошла к  другим  государствам.

              Первое  место в грузообороте  принадлежит к Дальневосточному  бассейну (46,5 % всех отправленных  грузов морским транспортом России). Через его порты осуществляются  внешнеторговые связи с прибрежными  регионами Дальнего Востока. На  втором месте – Черноморско-Азовский  бассейн (23,7 % всех отправленных  грузов). Через оставшиеся у России  порты Черноморского бассейна  ведется в основном экспорт  нефти. В бассейне Северного  Ледовитого океана (третье место  по грузообороту – 15 % грузов) выделяют два порта – Мурманск  на побережье Баренцева моря  и Архангельск в Белом море. На их долю приходится более  половины грузооборота всего  бассейна. Архангельск – специализированный  лесоэкспортный порт России. Мурманск – единственный незамерзающий порт России на севере. Большое значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты, расположенные на трассе Северного морского пути. Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 % всего грузооборота). В его пределах расположен самый крупный и универсальный российский порт на Балтике – Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. 

2.4 Внутренний речной транспорт

         Внутренний  речной транспорт располагается  в основном в течениях больших  рек, главное требование, к которым – судоходность.

         Внутренние  судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую  часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

     2.5. Трубопроводный транспорт

         Первый  магистральный трубопровод на территории РФ был еще построен в 1907 г. Им стал керосинопровод Баку – Батуми протяженностью 853 км. Однако начало быстрого развития нефтепроводного транспорта относится ко второй половине 50-х годов, когда ежегодные приросты добычи нефти достигали 20-25 млн т. В это же время началось строительство нефтепроводов из труб большого диаметра, что резко увеличило их пропускную способность и снизило себестоимость перекачки.

         Современная сеть магистральных  нефтепроводов  имеет протяженность 48 тыс. км и образует несколько систем.

         Газопроводный транспорт более  молодой, чем  нефтепроводный. В начале 60-х годов  был построен газопровод Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград протяженностью около 2 тыс. км. В 70-х годах были сооружены  ещё несколько газопроводов. В 1984 году введена в строй газопроводная система «Западная Сибирь – Европа», протяженностью 4,5 тыс. км, давшая выход в Европу российскому газу. Среди них выделяется экспортный газопровод «Союз», протяженностью 2750 км. На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождения природного газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности газопроводы действуют также в Якутии и на севере Восточной Сибири.

     2.6. Воздушный транспорт

         Наиболее  устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центроазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров почти по всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных  перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки  концентрируются в восточном направлении (Сибирь и Дальний Восток).

         Крупнейшим  авиатранспортным узлом  России и  стран СНГ является  Москва. На четыре московских  аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 % всех отправлений пассажиров  воздушным  транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений  пассажиров) авиатранспортными узлами  являются также Санкт-Петербург  (Пулково) – второй по значению  после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи  – в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск  (Толмачово) – в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск – в  Восточной Сибири, Хабаровск и  Владивосток – на Дальнем Востоке. 

Информация о работе Перспективы развития логистики в России