Основные критерии выбора поставщиков при закупке материально-технических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками материально-технических ресурсов на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.
Цель работы: определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.

Содержание

Введение 3
1.Основные критерии выбора поставщиков при закупке
материально-технических ресурсов 4
1.1 Закупка материально-технических ресурсов на предприятии 4
1.2 Основные критерии выбора поставщиков 7
1.3 Методы выбора поставщиков по критериям 11
2. Оценка выбора поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия 17
2.3 Алгоритм выбора поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 20
3. Анализ и совершенствование процедуры выбора
поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 25
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 58.69 Кб (Скачать)

     - организация приёма груза в  установленном месте; 

     - сопоставление характеристик полученного  материала с заявленными предприятием.

     - выставление претензий по факту  отступления от условий договора.

     Контроль  счетов. На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоков в процессе выполнения договора на закупку, выполнения налоговых отчислений, исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого  бизнес - процесса.

     Основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов, используемых на предприятии, являются следующие организации:

     1) МУП «Ульяновскэнерго» - поставщик электрической энергии.

     2) Ульяновское районное производственное управление газового хозяйства – поставщик природного газа.

     3) Витебское ОДО «КОРИГ» - поставщик  керосина.

     4) МУП «Ульяновскоблнефтепродукт» - поставщик дизельного топлива.

     5) Ульяновская газонаполнительная станция – поставщик дизельного топлива.

     Данные  поставщики, зарекомендовали себя как  благонадежные благодаря своевременной  поставке качественной продукции в  нужном объеме и по приемлемой цене. Связи с этими поставщиками долгосрочны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Анализ и совершенствование  процедуры выбора  поставщиков на  ОАО «ВторЧерМет» 

     Проведем  процедуру выбора поставщика при  осуществлении процесса закупки  топливно-энергетических ресурсов в  рассматриваемом предприятии.

     Сравним двух поставщиков дизельного топлива (МУП «Ульяновскоблнефтепродукт» и Ульяновская газонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Для начала рассмотрим деятельность предприятий подробнее.

     1. Муниципальное унитарное предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Ульяновскоблнефтепродукт» (МУП «Ульяновскоблнефтепродукт»).

     Основные  виды деятельности: оптовая и розничная  торговля моторным топливом, розничная  торговля (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественное питание, оптовая торговля смежными продуктами.

     Свою  деятельность предприятие осуществляет через сеть автозаправочных станций, магазинов, объектов общепита, торговых точек, а также оптовых складов, расположенных в Могилевской  области. На территории Ульяновской области функционирует 30 АЗС предприятия.

     Обеспечение внутреннего рынка, в частности  ОАО «ВторЧерМет»:

     • дизельное топливо с 5% биодобавкой  ДТ (Б5) по ТУ BY 500036524.121-2008 (соответствует  требованиям СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);

     Дизельное топливо с 5% биодобавкой производится в соответствии с техническими условиями (спецификацией) ТУ BY 500036524.121-2008 «Топливо биодизельное EN 590». Данный вид топлива имеет ряд преимуществ:

     • значительно улучшает экологическую  ситуацию вследствие снижения содержания в выхлопных газах двигателей токсичных веществ (оксида серы и  угарного газа и др.);

     • имеет более высокую смазывающую  способность, что увеличивает ресурс двигателя;

     • биокомпонент (МЭЖК), добавляемый в  дизельное топливо, повышает метановое  число топливной смеси, что облегчает  пуск и делает работу двигателя мягче;

     • экономит расходы на топливо, т.к. дешевле  нефтяного дизельного топлива на 14 %.

     Поставка  нефтепродуктов осуществляется:

     • крупным оптом – напрямую с НПЗ на станцию покупателя;

     • мелким оптом – самовывоз со склада хранения либо доставка автотранспортом  продавца.

     Цена  на дизельное топливо – 20900 руб./тонна.

     Контроль  качества. Действующая система постоянного  контроля качества нефтепродуктов обеспечивает сохранность качественных показателей  топлива и исключает реализацию некачественного топлива.

     2) Ульяновский монтажно-эксплуатационный участок. Позднее участок был реорганизован в контору сжиженного газа, на базе которой позже был создан Ульяновский трест по газификации.

     Массовая  газификация сельскохозяйственных объектов Ульяновска и области, а также промышленных предприятий города Ульяновска и области началась в 1984 году, в том числе и ОАО «ВторЧерМет».

     Основной  вид деятельности: снабжение природным  газом промышленных потребителей и  населения.

     Обеспечение Филиала ОАО «ВторЧерМет»:

     • дизельное топливо зимнее и летнее с содержанием серы не более 50 ppm по ТУ 38.401-58-296-2005 (соответствует требованиям  СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);

     Цена  на дизельное топливо – 20900 руб./тонна.

     Основное  намерение МУП «Ульяновскоблгаз» в области качества: обеспечение высокого качества выполняемых работ по проектированию и строительству систем газоснабжения, изготовлению технических устройств системы газоснабжения, а также распределению и сбыту газообразного топлива, удовлетворяющих потребностям заказчиков. Таким образом, можно определить основные критерии выбора поставщиков и установить их значимость (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Выбор поставщика методом  рейтинговых оценок

Критерий  выбора МУП Ульяновскоблнефтепродукт Ульяновская газонаполнительная станция
Уд. вес критерия Оценка работы поставщика Произведение  уд. веса на оценку Уд. вес критерия Оценка работы поставщика Произведение  уд. веса на оценку
1. Качество товара  0,4 10 4 0,4 7 2,8
2. Цена 0,3 9 2,7 0,3 6 1,8
3. Надежность поставки 0,15 9 1,35 0,15 9 1,35
4. Возможность внеплановых поставок 0,1 7 0,7 0,1 7 0,7
5. Финансовое состояние поставщика 0,05 9 0,45 0,05 8 0,4
Итого 1 - 9,2 1 - 7,05
 

     Из  таблицы 3.1 можно сделать вывод, что  наиболее привлекательным является поставщик №1 – МУП «Ульяновскоблнефтепродукт», т.к. его значение рейтинга выше, чем у поставщика №2 (Ульяновская газонаполнительная станция) - 9,2 и 7,05 соответственно.

     Следовательно, во всех аспектах закупки материально-технических  ресурсах, для ОАО «ВторЧерМет» рекомендуется  использовать рейтинговую оценку. Чем  выше рейтинг поставщика, тем он лучше и качественнее. При этом, в России действует положение о том, что закупки выше 100.000рублей выносятся на тендер. И на данном этапе, выбор поставщика по закупкам выше указанной суммы уже определяется тендером.

     Для номенклатуры, закупаемой на конкурентном рынке, целесообразно регулярное проведение процедур выбора поставщика. Это могут  быть традиционные конкурсы (тендеры) или же закупки на электронной  площадке. Однако российские компании, активно применяющие эти технологии, часто сталкиваются с проблемой  их низкой эффективности.

     Победившие  поставщики не выполняют своих обязательств, осуществляют поставку некачественной продукции, срывают сроки поставок, а иногда просто не обладают достаточными производственными мощностями для  выполнения заказа. Все эти факты  дают возможность многим снабженцам-профессионалам заявлять, что западная практика в  России не работает.

     Кроме того, если снабженец получает заявку на приобретение новой номенклатурной позиции, он также может воспользоваться  базой и получить информацию о  нужных поставщиках. Это позволит сократить  сроки на поиск нового поставщика, а также снизить риски некачественной поставки. Но прежде всего наличие  подобных баз данных заставляет поставщиков  задуматься о качественном и своевременном  выполнении условий договора, что  создает предпосылки для развития цивилизованного рынка.

     Поставщикам также выгодна разработка подобных отраслевых баз данных. Они получают возможность участвовать в процедурах выбора поставщика в разных компаниях  и, таким образом, осваивать новые  рынки. При этом снижается количество документов для подготовки к тендерным  процедурам. Появляется прозрачная система  оценки деятельности поставщика и четкие критерии их работы.

     Очевидны  также выгоды для руководителей  и собственников компаний: они  получают более эффективную систему  управления поставками, во-первых, за счет сокращения затрат на организацию маркетинга рынка и выбор поставщика, во-вторых, благодаря повышению качества собственной  продукции и сокращению сроков поставок за счет улучшения работы контрагентов по договорам.

     Данные  по результатам выполнения договоров  содержат информацию о качестве поставляемой продукции по результатам проведения процедур приема груза на складах  и соблюдении сроков выполнения договора. Наиболее сложным является третий аспект оценки - со стороны производства. Основная проблема - во взаимодействии между  производством и системой снабжения, а также в правильном построении информационных потоков для отслеживания информации по каждой партии поставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Многие  предприниматели недовольны системой снабжения своих предприятий: их не устраивают высокие закупочные цены, длительные сроки поставок, низкое качество закупаемой продукции.

     Западные  специалисты считают, что партнерские  отношения целесообразно иметь  с поставщиками дорогостоящей и  критичной для производства номенклатуры, число поставщиков которой относительно невелико.

     Не  следует регулярно проводить  процедуры выбора таких поставщика, лучше всего заключать с ними долгосрочные контракты, что, однако, не означает, что нужно отказаться от исследования рынка по данной номенклатуре, контроля формирования и структуры  цен и анализа эффективности  работы по данному соглашению.

     Одним из эффективных инструментов развития взаимоотношений предприятий с  поставщиками является ведения баз  данных и формированием рейтингов поставщиков.

     Оценка  поставщика осуществляется по большому числу параметров: качество продукции (услуг), управление проектом, документация, своевременность поставок, монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенции  и обучение, инновации. Благодаря  применению этой методики снабженцы  крупных промышленных компаний получают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократить собственные  затраты на проведение маркетинговых  исследований.

     Сейчас  российские компании начинают осознавать необходимость создания цивилизованного  рынка поставщиков. В частности, формирование единой базы данных поставщиков  началось в нефтегазодобывающей  отрасли. Систему оценки поставщиков  по результатам выполнения обязательств по договорам с различными контрагентами  пытаются создавать электронные  торговые площадки.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Информация о работе Основные критерии выбора поставщиков при закупке материально-технических ресурсов