Основные критерии выбора поставщиков при закупке материально-технических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками материально-технических ресурсов на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.
Цель работы: определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.

Содержание

Введение 3
1.Основные критерии выбора поставщиков при закупке
материально-технических ресурсов 4
1.1 Закупка материально-технических ресурсов на предприятии 4
1.2 Основные критерии выбора поставщиков 7
1.3 Методы выбора поставщиков по критериям 11
2. Оценка выбора поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия 17
2.3 Алгоритм выбора поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 20
3. Анализ и совершенствование процедуры выбора
поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 25
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 58.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                        Стр.

Введение              3 

1.Основные критерии выбора поставщиков при закупке

материально-технических  ресурсов         4

1.1 Закупка  материально-технических ресурсов  на предприятии     4

1.2 Основные  критерии выбора поставщиков       7

1.3 Методы  выбора поставщиков по критериям      11

2. Оценка выбора  поставщиков на  ОАО «ВторЧерМет»   16

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия  16

2.2 Характеристика  системы управления закупками  предприятия    17

2.3 Алгоритм  выбора поставщиков на ОАО  «ВторЧерМет»    20

3. Анализ и совершенствование  процедуры выбора

  поставщиков на  ОАО «ВторЧерМет»       25

Заключение           30

Список  литературы          32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данной курсовой работы актуальна в  настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное  управление закупками материально-технических ресурсов на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.

     Цель  работы: определение путей совершенствования  выбора поставщиков предприятия.

     Достижению  цели способствовала постановка и решение  следующих задач: исследование закупки материально-технических ресурсов на предприятии, рассмотрение критериев выбора поставщиков, анализ методов выбора поставщиков по критериям; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии и разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

     Объектом  исследования выступает Филиал ОАО «ВторЧерМет» в г.Ульяновске. Предметом исследования является методы оценки и выбор поставщиков предприятия.

     Методы  исследования: изучение теоретических  основ по управлению закупками предприятия; анализ документации рассматриваемого предприятия; разработка конкретных мер  по усовершенствованию выбора поставщиков  предприятия.

     При написании работы использовались труды  российских и зарубежных ученых, статистическая отчетность предприятия, публикации в  периодической печати. 

     1 Основные критерии выбора поставщиков при закупке материально-технических ресурсов  

     1.1 Закупка материально-технических ресурсов на предприятии

     Закупки – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение организации в  заранее установленные сроки, в  необходимом объеме и по минимально возможной цене качественными ресурсами, поставляемыми надежными поставщиками и способствующих повышению конкурентоспособности  организации.

     Эффективное управление закупками может стать  важным источником обеспечения конкурентного  преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение[8, с. 132].

     Закупочная  логистика – это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами. Цель логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого  вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д.

     Выделение функции закупок характеризуется  необходимостью специализации фирм. Невозможно найти предприятие, которое  могло бы производить все материальные ресурсы, используемые им в своем  производственном процессе. Материальные ресурсы проходят через цепочку  организаций и предприятий, осуществляющие их закупки для последующей переработки  с целью продажи.

     Основной  целью логистического управления закупками  является планирование, организация  и контроль за обеспечением основного  производства необходимыми материально-техническими ресурсами в определенном временном режиме с минимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка и распределение материальных ресурсов в процессе производства. На этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Для этого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативного регулирования и контроля над процессом обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.

     Регулирование процессов продвижения материальных потоков основывается на:

     - контроле за планами закупок  и принятии необходимых мер  в случае их нарушения;

     - контроле за непосредственным  продвижением материальных потоков  и погрузочно-разгрузочных работ;

     - оперативном контроле за приемкой  продукции и направлении материальных  потоков на рабочие места[11, с. 96].

     Процесс управления материальными потоками в закупочной логистике можно  рассматривать с двух позиций: управление запасами и регулярного анализа  и организация поставок материальных ресурсов на предприятие (т.е. управление поставками).

     Таким образом, процесс закупки представляет собой экономически-целесообразное приобретение товаров и услуг, произведенных не самим потребителем. После принятия решения о производстве определенного вида продукции и приобретении необходимого оборудования – осуществляется процесс закупки.

     Функции закупок заключаются в определение  типов материальных ресурсов, товаров  и услуг которые необходимо приобрести у сторонних организаций, а также  поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов транспортировки  и т.д. Процесс организации закупок  можно охарактеризовать следующими этапами:

     1) Сбор и обработка информации  о конъюнктуре рынка ресурсов  и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

     2) Выбор форм и источников материально-технического  снабжения

     3) Размещение заказов и их реализация.

     4) Организация делопроизводства по  учету ресурсов и расчетам  за приобретенные материальные  ценности.

     5) Поддержание отношений с поставщиками[15, с. 93].

     Т.о., закупочная логистика охватывает информационную и управленческую деятельность, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет осуществлять надежное и качественное обеспечение  производственных и коммерческих предприятий  материальными ресурсами и товарами.

     В процессе решения задач логистического управления закупками большое внимание уделяется сокращению общих затрат, поскольку затраты на закупки  в различны отраслях составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости  производства готовой продукции. Наибольший удельный вес в затратах, связанных  с закупками, занимают: стоимость  материальных ресурсов, затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку, хранение и пр.

     В настоящее время в мировой  практике наиболее прогрессивными считаются  две концепции управления закупками: «точно в срок» и «планирования производственных ресурсов».

     Цели  этих организаций в сущности, одинаковы – это улучшение обслуживания заказчика, сокращения запасов и повышение производительности. Однако, подходы к решению этих задач различаются.

     Главной задачей является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых  исходных материалов и комплектующих  в любое время в рамках срока  планирования, наряду с возможным  уменьшением постоянных запасов. Система действует “от обратного»: вначале определяет срок реализации готовой продукции, а затем уже начинает планировать операции нижнего уровня.

     Работа  «точно в срок» предлагает иной способ планирования. Все виды деятельности организуются таким образом, чтобы  они совершались в то время, когда  необходимы. Суть системы сводится к отказу от производства продукции  крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство.

     Таким образом, обе концепции управления процессом закупок нацелены на оптимизацию  процесса закупок и производства. Главное преимущество – это ее простота, а главное преимущество аналога – это возможность относительно быстро и эффективно составлять сложные графики и планы, а также возможен контроль фактического состояния производства и выполнения заказов на закупку материалов и комплектующих. 

     1.2 Основные критерии выбора поставщиков

     Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры недооценивают  значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях  мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных  с качеством, возникает из–за  товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

     Кроме того, решение по выбору того или  иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений  о закупках, не могут действовать  только интуитивно. Обычно такое решение  зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и  обслуживания[20, с. 132].

     Возможны  два направления выбора поставщика:

     1. Выбор поставщика из числа  компаний, которые уже были вашими  поставщиками (или являются ими)  и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  фирмы располагает точными данными  о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

     2. Выбор нового поставщика в  результате поиска и анализа  интересующего рынка: рынка, с  которым фирма уже работает, или  совершенно нового рынка. Для  проверки потенциального поставщика  часто необходимы большие затраты  времени и ресурсов, поэтому ее  следует осуществлять только  в отношении тех поставщиков  из небольшого списка, которые  действительно имеют серьезный  шанс получить большой заказ.  От потенциального поставщика, конкурирующего  с существующими, ожидается большая  эффективность.

     В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники  информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

  • каталоги и прайс–листы;
  • торговые журналы;
  • интернет – сайты;
  • рекламные материалы;
  • конкурсы;
  • банки и финансовые институты официальных органов;
  • выставки и ярмарки;
  • торги и аукционы;
  • торговые представительства;
  • собственные исследования;
  • переписка и личные контакты с возможными поставщиками;
  • конкуренты потенциального поставщика;
  • специализированные информационные агентства и исследовательские организации;
  • Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией[11, с. 132].

     В любом случае выбор поставщика или  группы поставщиков определяется системой критериев. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:

  • цена продукции;
  • качество продукции;
  • опыт работы компании на рынке;
  • качество обслуживания покупателей;
  • надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;
  • географическое расположение поставщика;
  • финансовая стабильность и финансовые условия;
  • конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;
  • соответствие поставок логистической стратегии компании;
  • уровень затрат на доставку и хранение товара;
  • возможность длительного партнерства в бизнесе;
  • готовность к поставке;
  • гибкость поставки;
  • информационная готовность;
  • имидж поставщика;
  • упаковка продукции;
  • дополнительные услуги и др.

Информация о работе Основные критерии выбора поставщиков при закупке материально-технических ресурсов