Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа
Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками материально-технических ресурсов на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.
Цель работы: определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.
Введение 3
1.Основные критерии выбора поставщиков при закупке
материально-технических ресурсов 4
1.1 Закупка материально-технических ресурсов на предприятии 4
1.2 Основные критерии выбора поставщиков 7
1.3 Методы выбора поставщиков по критериям 11
2. Оценка выбора поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия 17
2.3 Алгоритм выбора поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 20
3. Анализ и совершенствование процедуры выбора
поставщиков на ОАО «ВторЧерМет» 25
Заключение 30
Список литературы 32
Установление
системы критериев для
Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
1)
В современных условиях в
2)
Надежность поставщика –
3)
Цена. В цене должны учитываться
все затраты на закупку
4)
Качество обслуживания. Оценка по
данному критерию требует
5)
Условия платежа и возможность
внеплановых поставок. Как уже
упоминалось выше, нехватка оборотных
средств существенно
1.3 Методы выбора поставщиков по критериям
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное – на приемлемых условиях.
Таким образом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены и оформлены.
Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков.
Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.
Основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время:
1) Метод рейтинговых оценок.
Этот
метод можно считать наиболее
распространенным методом выбора поставщика.
Выбираются основные критерии выбора
поставщика, далее работниками службы
закупок или привлеченными
Таблица 1.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценок
Критерий выбора |
Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по 10-бальной шкале | Произведение удельного веса критерия на оценку |
1. Надежность поставки | 0,30 | 7 | 2,1 |
2. Цена | 0,25 | 6 | 1,5 |
3. Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 |
4. Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,6 |
5.
Возможность внеплановых |
0,10 | 7 | 0,7 |
6.
Финансовое состояние |
0,05 | 4 | 0,2 |
Итого | 1 | 6,3 |
Высчитывается
значение рейтинга по каждому критерию
путем произведения удельного веса
критерия на его экспертную балльную
оценку (например, по 10-бальной системе)
для данного поставщика. Далее
суммируют полученные значения рейтинга
по всем критериям и получают итоговый
рейтинг для конкретного
2) Метод оценки затрат.
Этот
метод иногда называют затратно-коэффициентным
методом или «методом миссий». Он
заключается в том, что весь исследуемый
процесс снабжения делится на
несколько возможных вариантов (миссий),
и для каждого тщательно
По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
3)
Метод доминирующих
Метод
состоит в сосредоточении на одном
выбранном параметре (критерии). Этот
параметр может быть: наиболее низкой
ценой, наилучшим качеством, графиком
поставок, внушающим наибольшее доверие,
и т.п. Преимущество этого метода
– в простоте, а недостаток –
в игнорировании остальных
4) Метод категорий предпочтения.
В
этом случае оценка поставщика, в том
числе и выбор способа его
оценки, зависит от информации, стекающейся
из многих подразделений фирмы. Инженерные
службы дают свою оценку способности
поставщика производить
Майкл
Р. Линдере и Харольд Е. Фирон
уделяют особое внимание неформальной
оценке поставщика работниками компании
покупателя, которая включает оценку
личных контактов между поставщиком
и работниками отделов компании
покупателя, информацию, полученную из
разговоров на профессиональных встречах,
конференциях и в средствах массовой
информации. «Как идут дела с поставщиком
X?» – типичный вопрос, который могут и
должны задавать представители отдела
снабжения при встречах с представителями
других отделов своей компании. Осведомленный
работник владеет подобной информацией
о поставщиках и всегда замечает, как новая
информация может повлиять на общую оценку
поставщика. Когда потребители и отдел
закупок ежедневно находятся в личном
контакте, и существует быстрая обратная
связь с оценкой деятельности поставщика,
такой «неформальный» подход вполне обоснован
и целесообразен[16, с. 172].
2
Оценка выбора
поставщиков на
ОАО «ВторЧерМет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Филиал ОАО «ВторЧерМет» в городе Ульяновске является одним из крупнейших предприятий Ульяновской области и Поволжского региона в сфере обработки металлов, как цветных так и черных.
Филиал поставляет обработанный товар для выпуска различных областей города Ульяновска, таких как: машиностроение, домостроение, сантехнические материалы и многое другое.
Компания в своем составе имеет литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное производства.
Компания занимается не только производством, но и имеет социально - культурный комплекс. Главной целью политики предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивого динамичного развития, повышения жизненного уровня, сохранения занятости.
Как видно из таблицы 2.1, предприятие не является рентабельным, т.к. не получает прибыли, работает с убытками. К 2010 г. чистый убыток увеличился и составил -10430 млн.р., темп роста составил 175,55%.
В 2010 году уменьшился объем производства продукции и составил 82427 млн. р., темп роста – 91,52%, в сопоставимых ценах - 74257 млн. р. Также уменьшилась выручка от реализации на 14040 млн. р., темп роста составил 81,4%.
Основные
экономические показатели деятельности
предприятия отражены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности Филиала ОАО «ВторЧерМет» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
Объём
производства продукции (работ, услуг):
- в фактических ценах |
90061 | 82427 | -7634 | 91,52 |
- в сопоставимых ценах | 88660 | 74257 | -14403 | 83,75 |
Стоимость
запасов готовой продукции (работ,
услуг):
- в фактических ценах |
53964 | 77297 | 23333 | 143,23 |
- в сопоставимых ценах | 60415 | 73029 | 12614 | 120,87 |
Среднесписочная численность ППП, чел. | 1949 | 1851 | -98 | 94,97 |
Выручка от реализации (за вычетом налогов и сборов) | 75485 | 61445 | -14040 | 81,40 |
Себестоимость реализованной продукции | 65988 | 53956 | -12032 | 81,76 |
Прибыль (убыток) от реализации | -275 | -2576 | -2301 | 936,72 |
Чистая прибыль (убыток) | -5941 | -10430 | -4489 | 175,55 |