Основные концепции производственной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Термин "логистика"1 в организационно-экономические науки пришел из французского языка и происходит от французского слова "loger" (размещение, расквартирование), которое употребляется в военной терминологии для определения движения военных грузов, их складирования и размещения, а также в смысле размещения и расквартирования военных подразделений.
В настоящее время термин "логистика" широко используется в деловом мире и определяет теорию и практику движения сырья, материалов, производственных, трудовых и финансовых ресурсов, готовой продукции от их источника к потребителю.

Содержание

Глава 1. Общие положения производственной логистики
1.1 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
1.2 Управление материальными потоками
Глава 2. Производственная логистика в книжном деле
2.1 Производственная логистика в издательском деле и полиграфии

Глава3. Развитие производственной логистики в России

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Глава3. Развитие производственной логистики  в России.

     Хотелось  бы уделить внимание  проблеме  развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

     Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в контексте сегодняшней обстановки в России и прогноза хода реформ, особенно экономической.

     Не  вдаваясь в детальный экономический  анализ, сформулируем в общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России:

     - тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;

     - недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);

     - отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;

     - низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;

     - слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

     Это в общем случае, а в частности  самое важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой  логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний функций, бизнес-процессов  организации. что, как правило, вызвано  отсутствием организационной структуры.

     Отсутствие  единого описания бизнес-процесса влечет, несогласовавших советских предприятий характерны ситуации, когда функции не двух, а целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие «общие» цели, как оно их понимает.

     Следствием  этого может стать примитивный  сговор снабженцев и сбытовиков с  поставщиками и заказчиками (сегодня  это явление повсеместное). Другой вариант - то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.

     Здесь можно остановиться на конкретном примере. У российских дистрибьюторов, торгующих  замороженными продуктами, в свое время возникли трудности с российскими хладокомбинатами. Дело в том, что у каждых были свои ключевые моменты, поступаться которыми не хотели ни одни, ни другие.

     Российские  дистрибьюторы, раскрутившись в  свое время на мороженом "Mars", все  более явно стали ощущать присутствие друг друга на рынке. Возникла необходимость расширения ассортимента: сначала за счет других сортов мороженого, потом - прочей "заморозки" западного производства (овощные, мясные и рыбные полуфабрикаты). Наконец, маркетинговая стратегия привела их на отечественные хладокомбинаты. Там их ждал поистине прохладный прием. Правда, после многомесячных переговоров летом 1996 г. восемь московских дистрибьюторов и два хладокомбината создали ассоциацию под названием "Столичное мороженое": одни получили гарантии постоянных поставок, другие - постоянного сбыта. Но дело в том, что производители сдались только тогда, когда у них на складах в разгар сезона скопилось по нескольку сотен тонн мороженого, а впереди замаячил зимний спад продаж, в последние годы кончавшийся остановкой производства.

     Что же касается прочих всесезонных продуктов, то тут оборона хладокомбинатов  еще крепка. Жесткость наших производителей замороженных продуктов кажется  необъяснимой. Возникает ощущение, что пути отечественной логистики никому не ведомы, и это не слишком большое преувеличение. Так что же происходит на самом деле? Отказываясь от предложений фирм-дистрибьюторов, хладокомбинаты предпочитают многочисленных мелких посредников, а накопившиеся остатки в критический момент, например в конце года, почти даром отдают подвернувшемуся крупному покупателю. Явление парадоксальное.

     Однако, продолжая разговор о российской логистике, отметим, что, несмотря на перечисленные  негативные моменты ее развития, к  началу 90-х гг., т. е. начальному этапу  перехода к рыночным отношениям, в  России имелись определенные предпосылки  для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).

     Научно-теоретические  предпосылки связаны с вузовской  подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу. Это работы отечественных ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания.

     Несмотря  на то, что сам термин "логистика" и соответственно научная дисциплина стали применяться и преподаваться у нас совсем недавно, отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно-календарное планирование производства, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой торговли и др.

     До  перехода к рынку в изучении указанных  дисциплин, а также практических приложениях научно-исследовательских разработок преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники, по существу, единого логистического процесса в сферах производства и обращения продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования в централизованной плановой экономике. Логистический же подход в концептуальном понимании не мог быть востребован до начала перехода к рынку.

     Научно-технические предпосылки связаны с внедрением в различных отраслях промышленного производства систем управления материальным потоком (то, что мы сейчас называем прерогативой логистики). В первую очередь это относится к внутрипроизводственным системам организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным и роботизированным комплексам. Известны примеры эффективного использования в промышленности микрологистических систем типа САПР, РИТМ, КСОТО, систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных зарубежным системам MRP/DRP, KANBAN.

     Производственно-техническую  базу, связанную с управлением  много ассортиментного материального потока, также составили различные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т. е. бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефте-продукта СССР. Несмотря на их упразднение в 1993 г., на территории Российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных отношениях объекты мощной складской системы и товаропроводящих систем, крупные автоматизированные транспортные комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры.

     Таким образом, рассмотренные предпосылки  создают фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции  управления в сферах производства и обращения экономики России. Однако необходимы быстрая и качественная подготовка кадров, развитие и совершенствование производственной, технической и технологической базы логистики в различных отраслях экономики, а также создание логистических товаропроизводящих структур, микро - и макрологистических систем различного уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Сущностью логистических процессов является упорядочение движения материального  потока на стадии производства продукции. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

     Производственный  процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и  в установленные сроки.

     Задачи  производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятия, создающих материальные блага или оказывающие такие  материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другое. Главная задача производственной логистики – это обеспечение производства продукции необходимым качеством в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.

     Объектом  производственной логистики являются материальный поток, материальные услуги.

     Существует  два варианта управления материальными  потоками :толкающая система и  тянущая система.

     Внутрипроизводственные  логистические системы состоят  из двух уровней – микро- и макроуровня.

     Для наиболее эффективной работы предприятия  необходимо использовать принципы рациональной организации производственного процесса:

    1. обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику;
    2. обеспечение максимальной непрерывности процессов производства, обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ;
    3. обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;
    4. обеспечение непрерывности планового руководства  обеспечение соответствия системы оперативного управления производством  типу и характеру конкретного производства, использование прямоточности и пропорциональности, параллельности и гибкости.
 
 
 

    Список  литературы:

    1. Логистика в книжном деле / Б. С. Есенькин, М. Д. Крылова. –МГУП, 2002. – 336 с.
    2. Управление логистикой / Алан Харрисон, Ремко ван Хоук. – Баланс Бизнесс Букс, 2007, - 368 с.
    3. Логистика. Словарь терминов / С. М. Резер, А. Н. Родников. – ВИНИТИ РАН, 2007. – 412 с.
    4. Логистика / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова – ЭКСМО, 2008 – 944 с.
    5. Логистика / И.М. Баско, В. А. Бороденян – БГЭУ, 2007, 432 с.
    6. Основы логистики / Ю. А. Щербанин – Юнити-Дана, 2007 – 320 с.
    7. Бизнес. Отрасль – Логистика: Электронный справочник-Руссобит-М,разработчик LDL, 2005.
    8. Экономические основы логистики / Н.К. Моисеев – Инфа-М, 2007-528 с.
    9. Эффективная логистика / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев, О. Г. Порошина – Экзамен, 2003 – 160 с.
    10. Логистика / М. Б. Иванова – РИОР, 2004- 80 с.
    11. AUP.ru / Административно-управленческий портал / Электронная библиотека

Информация о работе Основные концепции производственной логистики