Основные концепции производственной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Термин "логистика"1 в организационно-экономические науки пришел из французского языка и происходит от французского слова "loger" (размещение, расквартирование), которое употребляется в военной терминологии для определения движения военных грузов, их складирования и размещения, а также в смысле размещения и расквартирования военных подразделений.
В настоящее время термин "логистика" широко используется в деловом мире и определяет теорию и практику движения сырья, материалов, производственных, трудовых и финансовых ресурсов, готовой продукции от их источника к потребителю.

Содержание

Глава 1. Общие положения производственной логистики
1.1 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
1.2 Управление материальными потоками
Глава 2. Производственная логистика в книжном деле
2.1 Производственная логистика в издательском деле и полиграфии

Глава3. Развитие производственной логистики в России

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Тираж дорогостоящих издательских проектов, как правило, основывается на данных предварительно проведенного специального маркетингового исследования, решение принимается на уровне высшего руководства издательства. Выпуск массовых изданий планируется по уровню продаж аналогичной тематики. Выпускаются такие издания пробными тиражами (3, 5, реже 10 тыс. экземпляров), затем при необходимости делается допечатка. В современном российском книгоиздании допечатки тиражей обычно практикуют крупные и средние издательства.

     Сохраняемые в электронном виде оригиналы-макеты наиболее продаваемых изданий могут быть допечатаны по срочному заказу в течение недели для черно-белых изданий и в течение месяца-двух в России или за рубежом для более сложных цветных изданий. Необходимо отметить, что практика допечаток не получила достаточного развития прежде всего потому, что издательства пока еще не имеют отлаженных каналов поступления информации о ходе реализации книги в различных регионах и торговых точках, на основе которой они могли бы принять своевременное решение о допечатке.

     Оригиналы-макеты крупные издательства готовят сами с помощью компьютерных систем, средние и малые издательства чаще прибегают к услугам сервисных фирм.

     Когда оригинал-макет издания готов (а  иногда и на более ранней стадии), издательство определяет, какой типографии будет сделан заказ на печать тиража. При этом учитываются возможные сроки исполнения заказа, качество полиграфических услуг, технические возможности типографии, цены на услуги типографий. То есть здесь решается е задача выбора партнера, применительно к выбору поставщика. Многие издательства имеют достаточно стабильные связи с полиграфическими предприятиями.

     Кратко  охарактеризуем состояние полиграфической промышленности, которая обеспечивает своевременность и качество полиграфического исполнения книжной продукции. Но прежде обозначим основные тенденции в бумагоделательном производстве, так как оно нередко становилось ограничителем или «узким местом», отрицательно сказывавшимся на общем уровне развития книгоиздательского дела в стране.

     В целом в настоящее время качество отечественной бумаги не удовлетворяет ее потребителей. Отстает от мирового уровня качество офсетных сортов печатной бумаги, а мелованную бумагу хорошего качества в России практически не производят. Это, естественно, не может не сказываться отрицательно на потребительском качестве издательской продукции, вынуждая в ряде случаев закупать импортную бумагу.

     Кроме того, в России ощущается дефицит  бумаги для книжного производства. Потребность в ней растет, а  мощности целлюлозно-бумажных комбинатов не увеличиваются. Это связано с тем, что развитие бумагоделательных предприятий требует значительных капиталовложений. Усугубляет проблему и то, что бумажники стремятся лучшие сорта своей продукции продавать за рубеж, а российские предприятия обеспечиваются по остаточному принципу и к тому же им предлагается бумага не лучшего качества.

     Издательство  может использовать два пути для  обеспечения своих потребностей в бумаге:

     - приобретать бумагу самостоятельно, а затем передавать ее в типографию для печати тиража;

     - печатать тираж на бумаге, имеющейся у полиграфического предприятия.

     Полиграфические предприятия стремятся предоставить своим заказчикам-издательствам  максимум услуг, в том числе обеспечивая  их бумагой. Это выгодно и для  издательства, и для типографии, так как типография может закупить большой объем бумаги, получив от поставщиков значительные ценовые скидки.

     По  мнению специалистов, главной проблемой  во взаимоотношениях фирм, занимающихся продажей бумаги, и их покупателей - издательств и типографий - является недостаточный уровень услуг, оказываемых продавцами. Причина в том, что в сфере продаж бумаги в настоящее время сложился дефицитный рынок, т.е. «рынок продавца». В этих условиях нередко занижаются требования к качеству бумаги, целлюлозно-бумажные комбинаты отказываются принимать от покупателей бракованную продукцию. Возникают осложнения с оперативным исполнением заказов покупателей, которые связаны не с проблемами доставки, а с отсутствием требуемых сортов бумаги на складах производителя. В свою очередь производители бумаги ссылаются на то, что у них существует масса проблем, связанных не только с недостатком мощностей по производству бумаги и устарелостью оборудования, но и с нехваткой сырья, электроэнергии и т.д.

     Таким образом, логистическая цепь и взаимосвязи ее звеньев на стадии производства и поставок бумаги достаточно сложны и нуждаются в модернизации. Кроме инвестиционных и технологических проблем существуют и чисто логистические. Так, например, поставщики бумаги отмечают, что качество обслуживания покупателей бумаги было бы выше, если бы существовало более тесное взаимодействие между этими звеньями. Поставщикам хотелось бы, чтобы клиенты заранее сообщали им о своих потребностях. Этому мешает недостаточно четкое взаимодействие последующих звеньев логистической цепи: типография - ее заказчики. Полиграфические предприятия часто не могут прогнозировать свои потребности в бумаге, потому что у них нет стабильных заказов или их взаимоотношения с издательствами не предполагают опережающего информирования последними о потребностях в бумаге.

     Поставщики  бумаги стремятся строить свою работу на логистических принципах, повышать уровень обслуживания клиентов, однако отмеченные выше проблемы мешают этому. Вряд ли можно назвать такие фирмы, которые предлагали бы своим клиентам широкий ассортимент сортов бумаги, способный удовлетворить требованиям любого издательства или типографии, при этом скорость выполнения заказа клиента измерялась бы часами. Поставщики бумаги осознают, что для того чтобы обеспечить такой уровень логистики, им еще требуется многое сделать: улучшать связи с производителями бумаги, развивать современные складские комплексы, расширять дополнительные услуги клиентам (например, нарезку бумаги требуемого формата) и т.д.

     Особенностью  российской полиграфической промышленности является то, что здесь велика доля государственных предприятий. Они составляли на начало 2000 г. около 40%. К числу государственных относятся крупнейшие типографии, поэтому основная часть тиража книжной продукции изготавливается на них. Следует учитывать, что эти предприятия существуют уже давно. Они создавались в других социально-экономических условиях, в советскую эпоху, когда ориентировались на печать больших тиражей. Достаточно сказать, что в начале 1990-х годов средний тираж книг приближался к 50 тыс. экземпляров, а сейчас он составляет менее 9 тыс. Столь значительное сокращение тиражей, повышение требований к качеству и оперативности полиграфических услуг требуют не только переоснащения производства современным полиграфическим оборудованием, но и выстраивания производственного процесса на новых логистических принципах. Однако эти процессы в государственной полиграфии идут медленно. Объясняется это, с одной стороны, необходимостью крупных инвестиций при не очень высокой рентабельности полиграфического производства, что сдерживает приток частного капитала в полиграфию. С другой стороны, менеджеры государственных предприятий не слишком активно осваивают производственную логистику и другие новейшие достижения. Следует отметить также и то, что на полиграфических предприятиях используется в основном импортное оборудование. Отечественное полиграфическое машиностроение никогда не было передовым. И в советские времена основной комплекс печатных машин и переплетного оборудования закупался за рубежом. Те модели полиграфического оборудования, которые разрабатываются сегодня на российских заводах, не удовлетворяют полиграфистов по главным параметрам: производительности, надежности, гибкости и др. По мнению специалистов, в области полиграфического машиностроения наша страна вряд ли в ближайшее время может составить конкуренцию западным производителям.

     В полиграфии достаточно высок уровень концентрации производства. На 10 крупнейших предприятиях производится более 40% объема печатной продукции, выпущенной типографиями, подведомственными Министерству РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Еще выше концентрация производства в секторе книжной продукции: 7 предприятий выпускают 53,5% листажа книг и брошюр. На долю Чеховского полиграфкомбината приходится 76,2% всей производимой в нашей стране журнальной продукции. Крупнейшими полиграфическими предприятиями являются «Первая Образцовая типография» (Москва), полиграфический комбинат «Детская литература» (Тверь), Чеховский полиграфический комбинат, полиграфическая фирма «Красный пролетарий», ОАО «Молодая гвардия», Смоленский полиграфический комбинат и др.

     Важной  тенденцией является рост числа негосударственных  полиграфических предприятий. Многие из них создавались в последнее десятилетие и имеют не только современное оборудование, но и современный менеджмент. Они вышли на высокий уровень качества полиграфических работ.

     В целом в полиграфической промышленности наблюдается избыток полиграфических  мощностей. Практически лишь наполовину задействовано оборудование для печати книг и газет, еще меньше - для изобразительно-этикеточной, бланочной и прочей печатной продукции. Это связано в первую очередь с сокращением тиражей выпускаемых изданий, а также с размещением некоторыми издательствами своих заказов на печать тиражей в зарубежных типографиях. Избыток предложения полиграфических услуг по сравнению со спросом на них ставит полиграфические предприятия в сложное положение, когда они вынуждены соглашаться на выполнение работ на невыгодных для них условиях.

     При изготовлении брошюр и листовой продукции  часть послепечатных операций (приклейка  форзацев, вставка блока и др.) не выполняется. В современных системах часть допечатных операций может  отсутствовать. Прежде всего, это характерно для цифровой печати.

     Процесс цифровой печати имеет следующие особенности:

     - исключены процессы изготовления фотоформ и печатных форм;

     - печать тиража происходит непосредственно с компьютера;

     - возможен переход в процессе печати от одной работы к другой без остановки машины и практически без отходов материалов.

     Печать черно-белой издательской продукции с хорошим уровнем качества могут выполнить многие российские типографии, поэтому развивается тенденция более тесного и постоянного сотрудничества издателей с отечественными полиграфистами. Правда, есть примеры обращения к зарубежной полиграфической базе по причинам, непосредственно не связанным с качеством полиграфических работ. Так, например, издательство «Терра» для того, чтобы сократить почтовые расходы при рассылке книг по почте покупателям книжного клуба, печатает за рубежом черно-белые книги, потому что использует так называемые «пухлые», т.е. более легкие сорта бумаги, которые у нас пока не производят в достаточном ассортименте и объеме. Однако некоторые российские бумажные комбинаты начинают осваивать выпуск аналогичных сортов бумаги.

     Качественная  печать цветных изданий, в том числе журналов и газет, является для многих отечественных полиграфических предприятий пока еще недостижимой. В связи с этим существует острая необходимость освоения современного рынка цветной печати, а также повышения гибкости полиграфических услуг, мобильности полиграфических процессов. В отличие от издательского дела и книжной торговли полиграфическая промышленность действует в условиях конкуренции с зарубежными предприятиями. Понимая это, руководители передовых полиграфических предприятий стремятся развивать свои конкурентные преимущества, одним из которых является сокращение скорости выполнения заказов. Сегодня печать тиража черно-белого издания занимает менее месяца. Сокращение сроков выпуска изданий стало возможным в результате активного внедрения компьютерных систем. Особенно значительные успехи достигнуты в компьютеризации допечатных процессов (создание оригинала-макета). Кроме того, все чаще эти процессы выполняются в издательствах или сервисных фирмах.

     Быстрое изменение конъюнктуры книжного рынка, развитие возможностей быстрого реагирования на эти изменения ведут  к повышению динамичности книжного дела. Это выражается, в частности, в том, что издательства перешли в основном на полугодовой цикл планирования своей деятельности. Они ориентируются на то, чтобы представить свои новинки на весенних и осенних российских и зарубежных книжных ярмарках.

     Мы  рассмотрели производственную логистику на примере издательской и полиграфической деятельности, однако следует помнить, что и в книготорговых предприятиях также движутся внутренние материальные и другие экономические потоки (информационные, финансовые, кадровые). Здесь они связаны не с производством книжных товаров, которые поступают в книжную торговлю уже готовыми к продаже (за исключением предпродажной подготовки), а с процессом создания книготорговых услуг. Кратко опишем, как движутся материальные потоки в современном розничном книготорговом предприятии.

     В результате операций закупочной логистики  книжные товары поступают от поставщиков  в книжный магазин в определенном количестве и в установленные  сроки. Товары сопровождаются соответствующей  информацией в бумажной и электронной  форме. Прием товаров производится с применением лазерных считывающих устройств по штрих-кодам. Определение количества экземпляров книг, которое необходимо передать в торговый зал, выполняется автоматически с помощью компьютерной системы. Перед подачей в торговый зал книги, которые не прошли у поставщиков предпродажную подготовку, проходят ее в книжном магазине. Предпродажная подготовка включает печать этикеток штрих-кода, наклейку их на товар, вклейку защитной этикетки. В торговом зале книги размещаются на торговом оборудовании, далее происходит процесс ознакомления с ними покупателей, а затем оказание покупателям услуг в процессе продажи книг. При оплате покупки книг осуществляется регистрация продажи кассовым модулем. Информация о продажах накапливается, анализируется и используется для управления логистическими потоками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные концепции производственной логистики