Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:30, курсовая работа
Задачи курсовой – рассмотреть основы развития транспортной логистики, выявить сущность и задачи транспортной логистики, а также рассмотреть влияние логистики на политику в области транспорта. Объяснить преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей, рассмотреть перспективы развития транспортной логистики. Объектом исследования явился магазины «Магнит», осуществляющие продажу продовольственных товаров.
Предметом исследования явилось операции по доставке товаров в магазин и сопутствующие этому процессы.
Введение 3
1.Теоретические аспекты транспортной логистики 5
1.1 Виды транспорта. Характеристика 5
1.2 Анализ видов транспортировки, выбор перевозчика 9
1.3 Направления совершенствования управления транспортными потоками 13
2. Анализ применения логистики в управлении транспортными потоками на примере магазина «Магнит» 17
3.Организация перевозки грузов предпринимателем и предложения по оптимизации процесса 20
3.1 Организация перевозки грузов 20
3.2 Выводы и предложения 23
Заключение 26
Библиографический список 28
Оглавление
Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.
С
точки зрения специализации и
кооперирования производства, изучение
транспорта нельзя ограничивать сферой
отдельных материально-
Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что невозможно осуществить без транспортного комплекса. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики.
Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортного комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспорта как важной экономической категории.
Задачи
курсовой – рассмотреть основы развития
транспортной логистики, выявить сущность
и задачи транспортной логистики, а
также рассмотреть влияние
Предметом исследования явилось операции по доставке товаров в магазин и сопутствующие этому процессы.
Материалами
для исследования явились документы
и периодическая отчетность магазина,
справочно-нормативные записи по использованию
автомобильного транспорта.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Отмечается, что значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Итак, существуют следующие основные виды транспорта:
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс. Транспортный комплекс России образуют зарегистрированные на её территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов. А так же работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.
ТК России – это свыше 160 тыс. км магистральных железнодорожных и подъездных путей, 750 тыс. км автомобильных дорого с твёрдым покрытием, 1.0 млн. км судоходных морских линий , 101 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний. По этим коммуникациям только транспортом общего пользования ежесуточно перевозиться около 4,7 млн. тонн груза (по данным на 2000 г.) в ТК работает свыше 4 млн. человек, а доля транспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 9%. Таким образом, транспорт представляет собой важнейшую часть инфраструктуры экономики и всего социально-производственного потенциала нашей страны. В таблице 1 приведены сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.
Таблица 1. Характеристика видов транспорта.
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. | Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам потребления. Недостаточно высокая сохранность груза. |
Морской | Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок. | Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки (большой время транзита груза). Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. |
Внутренний
Водный (речной) |
Высокие провозные
возможности на глубоководных реках и
водоёмах.
Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоёмкость. |
Ограниченность
перевозок. Низкая скорость доставки грузов.
Зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза. |
Автомобильный | Доступность. Возможность
доставки груза «от двери до двери»
Высокая маневренность. Высокая
скорость доставки. Возможность использования
различных маршрутов и схем доставки.
Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора перевозчика. |
Низкая производительность.
Зависимость от погодных и дорожных
условий. Относительно высокая себестоимость
перевозок на большие расстояния.
Недостаточная экологическая чистота. |
Воздушный | Наивысшая скорость
доставки груза. Высокая надёжность.
Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. |
Высокая себестоимость перевозок. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. |
Трубопро-водный | Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость. | Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов. |
Итак, прежде всего логистический менеджер должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наёмный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся:
В
большинстве случаев фирмы-
Общий алгоритм организации транспортировки может быть представлен в виде схемы:
Основные виды транспортировки.
Осуществляется
одним видом транспорта, например
автомобильным. Обычно применяется, когда
заданы начальный и конечный пункт
транспортировки логистической
цепи без промежуточных операций
складирования и
Осуществляется обычно двумя видами транспорта, например, железнодорожно-автомобильный, речной-автомобильный, морской-железнодорожный и т.п. при этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса.
Эта перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Её использование обусловлено структурой логистических каналов снабжения. Когда, например, отправка крупных партий ГП производиться с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.
Это перевозка груза несколькими видами транспорта, при котором один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов назначения и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.
В этом случае есть лицо, которое организует перевозку, несёт за неё ответственность на всём пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
Признаки интермодальной и мультимодальной перевозок:
Итак, к основным критериям при выборе способа перевозки и вида транспорта относятся:
Таким образом, ранжирование критериев при выборе вида транспорта можно представить в следующем виде:
Таблица 2. Ранжирование критериев при выборе транспорта
Критерий (показатель) | Вид транспорта | |||
ж/д | водный | Автомобильный | Воздушный | |
Затраты, связанные с транспортировкой | 2-3 | 1-2 | 4 | 5 |
Время доставки | 3 | 4 | 2 | 1 |
Надёжность | 2 | 4 | 1 | 3 |
Мощность | 1 | 4 | 2 | 3 |
Доступность | 2 | 4 | 1 | 3 |
Безопасность | 3 | 4 | 1 | 2 |