Организация логистики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь совсем недавно логистика приобрела положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основной причиной востребованности логистического управления в общей системе управления предприятием является возможность выявления значительных резервов снижения себестоимости посредством упорядочения и оптимизации процессов кругооборота средств производства и готовой продукции. Цель проекта – исследование сущности логистики на предприятии, методики анализа логистической деятельности на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовой проект.docx

— 448.81 Кб (Скачать)

Служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями  компании, обеспечивая оптимизацию  их деятельности и системную устойчивость компании.

Важной задачей при  организации службы логистики на предприятии является рациональная организация отделов и групп  внутри службы логистики, которая основана на ряде принципов.

Принципы организации  в звеньях микрологистчисекой цепи (в структурных подразделениях службы логистики) представляют собой следующее: функциональный принцип; географический принцип; продуктовый принцип; принцип  «по поставщику»; принцип «по  потребителю»; комбинированный.

Функциональный принцип  предусматривает выполнение всего  комплекса функций в каждой отдельной  подсистеме логистики без его  разделения между сотрудниками. Этот принцип применяется, как правило, на предприятиях и в организациях, оперирующих ограниченной номенклатурой потребляемых материальных ресурсов, и, соответственно, незначительной номенклатурой реализуемой продукции. При увеличении номенклатуры потребляемых материальных ресурсов возникают проблемы, связанные с расширением штата сотрудников в отделе закупки и на складе.

Географический принцип  представляет собой разделение рынка, например, по регионам, по каждому из которых осуществляется весь комплекс логистических функций соответствующими отделами или группами службы логистики. Как правило, такой принцип организации  характерен для предприятия, имеющего головную структуру и филиалы  в регионах, по которым выполняются  все работы, связанные с логистическими функциями.

Продуктовый принцип используется на предприятиях в отделах закупок  и продаж, а также на складах (материальных ресурсов и готовой продукции), на которых потребляется значительная номенклатура материально-технических  ресурсов и реализуется также  значительный ассортимент промежуточной  или конечной готовой продукции. Данный принцип предусматривает  создание в отделах отдельных  групп (секторов), занимающихся определенной, ограниченной номенклатурой или ассортиментной группой конкретных продуктов.

Принцип «по поставщику»  используется на предприятиях и в  организациях, на которых значительный ассортимент материальных ресурсов поступает от одного конкретного  поставщика. В этом случае в отделе закупок службы логистики отдельный  сотрудник занимается только данным поставщиком и соответствующей  номенклатурой материальных ресурсов, которую он поставляет предприятию.

Принцип «по потребителю» применяется на предприятиях и в  организациях, которые имеют длительные производственно-хозяйственные связи, например, с производственным дистрибьютором, который приобретает определенный ассортимент продукции предприятия  в значительных объемах. В этом случае в отделе продаж службы логистики отдельный сотрудник занимается только данным потребителем и соответствующей номенклатурой реализуемой продукции.

Комбинированный принцип  представляет собой сочетание приведенных  выше организационных принципов, используемых в отделах службы логистики предприятия  или организации. В основном это  сочетание присуще отделам закупок  и продаж. Возможен также вариант, при котором на складе готовой  продукции комплектованием заказов  и формированием транспортных партий продукции для одного конкретного  потребителя занимается определенный сотрудник, но при этом склад организован  по продуктовому принципу.

В структуре службы логистики  все функции, необходимые для  эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый  механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности  ответственно, слаженно и профессионально.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья  и комплектующих в цеха непосредственно  к рабочим местам и перемещение  изготовленной продукции c места  хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов  на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании.

Наиболее сложной является структура движения информационных потоков, в центре которой находится  служба логистики.

Важно правильно и рационально  организовать внутренние информационные потоки в компании путем разработки, внедрения и использования информационных систем для управления материальными  и финансовыми потоками. Такие системы позволяют специалистам службы логистики принимать правильные управленческие решения при выполнении разнообразных логистических операций.

Необходимо разработать  единую систему автоматизации информационных потоков взамен изолированной информационной системы каждого подразделения  компании.

При осуществлении транспортно-складских  операций перед специалистами службы логистики стоит задача как можно  большей минимизации запасов  продукции, хранящейся на складе. Главным  принципом системы складского контроля компании должен являться принцип Just in time. Вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя, и после подтверждения факта  оплаты. Служба логистики должна организовать работу таким образом, чтобы продукция  доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно  на склад получателя. Тем самым, достигается  сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку  и устранение опасности появления  неликвидов.

Определенная часть предприятий  и организаций, предпринимающих  попытки организовать службу логистики, сталкиваются с рядом внутрифирменных  проблем, которые негативно сказываются  не только на организационной структуре  создаваемой службы и эффективности  выполняемых логистических функций, но и на производственно-хозяйственной  деятельности в целом. Некоторые  проблемы в организации службы логистики  на предприятии представлены в таблице 1.

 

Проблемы организации службы логистики 

Мотивации сотрудников подразделений  предприятия

Негативное отношение к службе логистики со стороны подразделений предприятия

Переход к логистике традиционных функций, выполняемых другими структурными подразделениями предприятия

Отсутствие рациональной организационной  структуры службы логистики предприятия

Спорный характер функций различных направлений производственно–хозяйственной деятельности на предприятии

Недостаточная функциональная и организационная  гибкость службы логистики предприятия

Использование подразделениями предприятия  просчетов и ошибок, допускаемых  службой логистики


 

Таблица 1. Проблемы в организации  службы логистики на предприятии

Проблемы, возникающие при  организации службы логистики на предприятиях и в организациях, естественно, имеют свои объективные причины, прежде всего, следует отметить, что  логистика является относительно новым  направлением экономической деятельности в целом, и в частности, на предприятиях и в организациях. При этом установление функций логистики осуществляется, как правило, за счет переформирования целого ряда традиционных функций, которые  сложились исторически, регламентированы определенными положениями и  выполняются определенными структурными подразделениями предприятия, для  которых служба логистики выступает  в качестве конкурента. Между некоторыми подразделениями предприятия и  службой логистики возникают  противоречия по поводу осуществления  той или иной функции или права  принятия решения по определенным задачам.

Следующей проблемой в  организации службы логистики на предприятии и в решении вопроса  о передаче ей некоторых функций  производственно-хозяйственной деятельности, осуществляемой другими подразделениями предприятия, является оптимальность и рациональность организационной структуры данной службы.

Другая проблема в организации  службы логистики, возникающая на предприятиях (касается в целом и современного менеджмента), состоит в отсутствии в настоящее время единого  оптимального варианта организационной  структуры по группам предприятий  и организаций (и тем более  по каждому отдельному конкретному  субъекту хозяйствования) и каждого  структурного подразделения, входящего  в их состав. Существующее многообразие организационных форм и структур, имея в каждом отдельном случае определенные преимущества, порождает и ряд  серьезных недостатков, оказывающих  влияние (в том числе негативное) не только на организационный процесс  формирования логистической деятельности, но и на экономическую и производственно-хозяйственную  деятельность предприятия или организации  в целом.

Для того чтобы служба логистики  функционировала продуктивно, необходим  ряд условий, обеспечивающих предпосылки  успеха логистического направления  деятельности практически любого предприятия, которые складываются из следующих  составляющих:

1.точная формулировка функций каждого отдельного сотрудника службы логистики - перечень прав и обязанностей, выполняемых логистических операций, процедур и направлений взаимодействия с отделами, группами и сотрудниками службы логистики;

2.наличие необходимой информации о количестве сотрудников службы логистики, которые потребуются в ближайшее или отдаленное будущее,  прогнозирование будущих логистических операций, процедур, работ и функций, которые носят в основном инновационный характер, связанный с изменениями конъюнктуры рынка, мотивацией потенциальных потребителей, технических и физико-химических характеристик товаров производственного и потребительского назначения;

3.информация о наборе знаний и навыков будущих сотрудников службы логистики, а также информация об объемах предполагаемых логистических операций, процедур и работ, возможном расширении предприятия и новых направлениях производственно-хозяйственной деятельности, количестве трудовых ресурсов и рынке рабочей силы, включая данные об учебных заведениях, которые готовят или будут готовить требуемых специалистов;

4.необходимость подбора будущего менеджера на конкретную должность в организационной структуре, а не подбор должности для будущего сотрудника, речь в данном случае идет о формальных и неформальных производственных связях, когда неформальная связь может привести к негативным последствиям в трудовых отношениях конкретного отдела или группы службы логистики или даже предприятия в целом.

1 .3 Организационная структура   службы логистики на предприятии

Отсутствие структур логистики  на предприятиях России - скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

Организационная структура  службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым  относятся следующие:

1.направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;

2.размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);

3.количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;

4.структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;

5.количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;

7.назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;

8.наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.

В зависимости от перечисленных  факторов и других факторов внешней  и внутренней среды устанавливается  соответствующая организационная  структура службы логистики на каждом отдельном промышленном предприятии  или в торгово-посреднической организации.

В теории и практике организации  службы логистики на предприятиях существует так называемая классическая трехуровневая  организационная структура службы логистики (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1.Классическая структура трехуровневой организации службы логистики на предприятии

Основными функциями первого  уровня — общего управления (общего планирования) являются:

-проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;

-разработка стратегии организации - долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия - процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в нестабильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок);

-оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;

-осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания.

Исходной информацией  этого уровня управления являются показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в широком масштабе, общие проблемы подсистем логистики  и внешние факторы, влияющие на систему  в целом, например, возрастание или  снижение конкуренции на рынке, а  также другие изменяющиеся условия  рынка.

Функции второго уровня — программного управления (управления по программе) включают в свой состав практически все функции подсистем логистики: получение и обработка заказов; организация закупок материально-технических ресурсов; организация транспортного хозяйства, организация складской и сбытовой деятельности.

Кроме того, в функции данного  уровня управления входит: реализация политики и стратегии ведения  производственно-хозяйственной деятельности предприятия па уровне подсистем  логистики имеющимися средствами; координация  всех подсистем логистики для  достижения поставленных целей на предприятии; устранение возможных несоответствий между различными компонентами как внутри подсистем, так и между ними; регулярное подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности и отчет перед руководством о деятельности отделов (групп) службы логистики.

Информация о работе Организация логистики на предприятии