Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:45, курсовая работа
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь совсем недавно логистика приобрела положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основной причиной востребованности логистического управления в общей системе управления предприятием является возможность выявления значительных резервов снижения себестоимости посредством упорядочения и оптимизации процессов кругооборота средств производства и готовой продукции. Цель проекта – исследование сущности логистики на предприятии, методики анализа логистической деятельности на предприятии.
Служба логистики должна
тесно взаимодействовать с
Важной задачей при организации службы логистики на предприятии является рациональная организация отделов и групп внутри службы логистики, которая основана на ряде принципов.
Принципы организации в звеньях микрологистчисекой цепи (в структурных подразделениях службы логистики) представляют собой следующее: функциональный принцип; географический принцип; продуктовый принцип; принцип «по поставщику»; принцип «по потребителю»; комбинированный.
Функциональный принцип предусматривает выполнение всего комплекса функций в каждой отдельной подсистеме логистики без его разделения между сотрудниками. Этот принцип применяется, как правило, на предприятиях и в организациях, оперирующих ограниченной номенклатурой потребляемых материальных ресурсов, и, соответственно, незначительной номенклатурой реализуемой продукции. При увеличении номенклатуры потребляемых материальных ресурсов возникают проблемы, связанные с расширением штата сотрудников в отделе закупки и на складе.
Географический принцип
представляет собой разделение рынка,
например, по регионам, по каждому из
которых осуществляется весь комплекс
логистических функций
Продуктовый принцип используется на предприятиях в отделах закупок и продаж, а также на складах (материальных ресурсов и готовой продукции), на которых потребляется значительная номенклатура материально-технических ресурсов и реализуется также значительный ассортимент промежуточной или конечной готовой продукции. Данный принцип предусматривает создание в отделах отдельных групп (секторов), занимающихся определенной, ограниченной номенклатурой или ассортиментной группой конкретных продуктов.
Принцип «по поставщику» используется на предприятиях и в организациях, на которых значительный ассортимент материальных ресурсов поступает от одного конкретного поставщика. В этом случае в отделе закупок службы логистики отдельный сотрудник занимается только данным поставщиком и соответствующей номенклатурой материальных ресурсов, которую он поставляет предприятию.
Принцип «по потребителю»
применяется на предприятиях и в
организациях, которые имеют длительные
производственно-хозяйственные
Комбинированный принцип
представляет собой сочетание приведенных
выше организационных принципов, используемых
в отделах службы логистики предприятия
или организации. В основном это
сочетание присуще отделам
В структуре службы логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции c места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании.
Наиболее сложной является структура движения информационных потоков, в центре которой находится служба логистики.
Важно правильно и рационально
организовать внутренние информационные
потоки в компании путем разработки,
внедрения и использования
Необходимо разработать
единую систему автоматизации
При осуществлении транспортно-
Определенная часть
Проблемы организации службы логистики |
Мотивации сотрудников подразделений предприятия |
Негативное отношение к службе логистики со стороны подразделений предприятия |
Переход к логистике традиционных функций, выполняемых другими структурными подразделениями предприятия |
Отсутствие рациональной организационной структуры службы логистики предприятия |
Спорный характер функций различных направлений производственно–хозяйственной деятельности на предприятии |
Недостаточная функциональная и организационная гибкость службы логистики предприятия |
Использование подразделениями предприятия просчетов и ошибок, допускаемых службой логистики |
Таблица 1. Проблемы в организации службы логистики на предприятии
Проблемы, возникающие при
организации службы логистики на
предприятиях и в организациях, естественно,
имеют свои объективные причины,
прежде всего, следует отметить, что
логистика является относительно новым
направлением экономической деятельности
в целом, и в частности, на предприятиях
и в организациях. При этом установление
функций логистики
Следующей проблемой в
организации службы логистики на
предприятии и в решении
Другая проблема в организации
службы логистики, возникающая на предприятиях
(касается в целом и современного
менеджмента), состоит в отсутствии
в настоящее время единого
оптимального варианта организационной
структуры по группам предприятий
и организаций (и тем более
по каждому отдельному конкретному
субъекту хозяйствования) и каждого
структурного подразделения, входящего
в их состав. Существующее многообразие
организационных форм и структур,
имея в каждом отдельном случае определенные
преимущества, порождает и ряд
серьезных недостатков, оказывающих
влияние (в том числе негативное)
не только на организационный процесс
формирования логистической деятельности,
но и на экономическую и
Для того чтобы служба логистики функционировала продуктивно, необходим ряд условий, обеспечивающих предпосылки успеха логистического направления деятельности практически любого предприятия, которые складываются из следующих составляющих:
1.точная формулировка функций каждого отдельного сотрудника службы логистики - перечень прав и обязанностей, выполняемых логистических операций, процедур и направлений взаимодействия с отделами, группами и сотрудниками службы логистики;
2.наличие необходимой информации о количестве сотрудников службы логистики, которые потребуются в ближайшее или отдаленное будущее, прогнозирование будущих логистических операций, процедур, работ и функций, которые носят в основном инновационный характер, связанный с изменениями конъюнктуры рынка, мотивацией потенциальных потребителей, технических и физико-химических характеристик товаров производственного и потребительского назначения;
3.информация о наборе знаний и навыков будущих сотрудников службы логистики, а также информация об объемах предполагаемых логистических операций, процедур и работ, возможном расширении предприятия и новых направлениях производственно-хозяйственной деятельности, количестве трудовых ресурсов и рынке рабочей силы, включая данные об учебных заведениях, которые готовят или будут готовить требуемых специалистов;
4.необходимость подбора будущего менеджера на конкретную должность в организационной структуре, а не подбор должности для будущего сотрудника, речь в данном случае идет о формальных и неформальных производственных связях, когда неформальная связь может привести к негативным последствиям в трудовых отношениях конкретного отдела или группы службы логистики или даже предприятия в целом.
1 .3 Организационная структура
службы логистики на
Отсутствие структур логистики на предприятиях России - скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.
Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:
1.направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;
2.размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);
3.количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
4.структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;
5.количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;
7.назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;
8.наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.
В зависимости от перечисленных
факторов и других факторов внешней
и внутренней среды устанавливается
соответствующая
В теории и практике организации
службы логистики на предприятиях существует
так называемая классическая трехуровневая
организационная структура
Рисунок 1.Классическая структура трехуровневой организации службы логистики на предприятии
Основными функциями первого уровня — общего управления (общего планирования) являются:
-проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;
-разработка стратегии организации - долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия - процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в нестабильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок);
-оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;
-осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания.
Исходной информацией
этого уровня управления являются показатели
производственно-хозяйственной
Функции второго уровня — программного управления (управления по программе) включают в свой состав практически все функции подсистем логистики: получение и обработка заказов; организация закупок материально-технических ресурсов; организация транспортного хозяйства, организация складской и сбытовой деятельности.
Кроме того, в функции данного
уровня управления входит: реализация
политики и стратегии ведения
производственно-хозяйственной