Организация логистического процесса на складе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы складской логистики и применить полученные знания в проведении анализа эффективности логистического процесса на складе на примере конкретной организации.
Для достижения цели работы, были поставлены конкретные задачи:
определить роль и функции складов в логистике;
познакомиться с организацией и основными этапами логистического процесса на складе;
дать характеристику и провести анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия ООО «Лазурит»;
провести анализ эффективности использования складских площадей и дать оценку эффективности работы всего склада на предприятии;
предложить свои рекомендации по повышению эффективности логистического процесса на складе ООО «Лазурит».

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты использования логистики в организации складского процесса
Роль складов в логистике: задачи и функции 4
Складская логистика в России 7
Основные этапы логистического процесса на складе 10
Управление логистическим процессом на складе 15
Показатели эффективности логистического процесса на складе 24
Анализ логистического процесса на складе (на примере ООО «Лазурит»)
Общая характеристика предприятия и анализ основных показателей производственно–коммерческой деятельности 29
Характеристика площади склада и размеров технологических зон 33
Анализ эффективности логистического процесса на складе 37
Направления по организации логистического процесса на складе 40
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по логистике.docx

— 269.18 Кб (Скачать)

Процесс складирования и  хранения включает:

а) закладку груза на хранение,

б) хранение груза и обеспечение  соответствующих для этого условий,

в) контроль за наличностью  запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.

Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:

а) получение заказа клиента (отборочный лист),

б) отбор товара каждого  наименования по заказу клиента,

в) комплектацию отобранного  товара для конкретного клиента  в соответствии с его заказом,

г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),

д) документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа,

е) объединение заказов  клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных,

ж) отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов  клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время  отборки и помогает отслеживать  отпуск товара со склада.

При комплектации отправки благодаря информационной системе  облегчается выполнение функции  объединения грузов в экономичную  партию отгрузки, позволяющую максимально  использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный  маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).

Транспортировка и экспедиция товаров могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.

Третья группа состоит из двух операций – контроля за выполнением заказов клиентов и обеспечения обслуживания (сервиса) клиентов.

Успешно осуществляемое обслуживание покупателей может легко стать  важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим фирму  от конкурентов.

Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:

— сортировку товаров,

— полную проверку качества поставляемых товаров,

— фасовку и упаковку,

— замену заказанного товара (изменение заказа),

— экспедиторские услуги с  осуществлением разгрузки,

— информационные услуги,

— заключение договоров  с транспортными агентствами;

Так и послепродажных услуг:

— установку изделий,

— гарантийное обслуживание,

— обеспечение запчастями,

— временную замену товаров,

— прием дефектной продукции  и замену ее.

Информационное обслуживание склада можно отнести ко всем перечисленным  выше группам, эта операция предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть . как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах).

Информационное обслуживание охватывает:

    • обработку входящей документации,
    • предложения по заказам поставщиков,
    • оформление заказов поставщиков,
    • управление приемом и отправкой,
    • контроль за наличием товаров на складе,
    • прием заказов потребителей,
    • оформление документации отправки,
    • диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий

отгрузки и маршруты доставки,

    • обработку счетов клиентов,
    • обмен информацией с оперативным персоналом и верхним

иерархическим уровнем,

    • накопление обработку статистической информации и др.

Рациональное осуществление  логистического процесса на складе —  залог его рентабельности. Поэтому  при организации логистического процесса необходимо добиваться:

    • рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
    • эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
    • использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
    • минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью
    • сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
    • осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
    • максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информации, и т.д.

Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, но заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.

 

    1. Управление логистическим процессом на складе

Для управления складом очень  важна его планировка, которая  определяет физическое размещение полок  для хранения, зон погрузки и разгрузки, тип оборудования. Все это обуславливает  эффективность выполняемых операций. Таким образом, общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной.

Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования  необходимо учитывать все взаимосвязи  и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка системы складирования основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система складирования  включает следующие складские подсистемы:

  • складируемая грузовая единица;
  • вид складирования;
  • оборудование по обслуживанию склада;
  • система комплектации;
  • управление перемещением груза;
  • обработка информации;
  • "здание" (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Также в общем виде можно  выделить такие основные складские  зоны:

  • зона приемки;
  • зона основного хранения (стеллажного и штабельного);
  • зона комплектации заказа;
  • зона упаковки и консолидации отправок;
  • зона отгрузки.

Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того, подлежат они  хранению или нет. В соответствии с рисунком 4 предложена принципиальная планировка склада:

 

 

Рисунок 4 - Принципиальная схема склада. [6]

 

Выбор рациональной системы  складирования должен осуществляться в следующем порядке:

  1. определяются место склада в логистической цепи и его функции;
  2. устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
  3. определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
  4. выбираются элементы каждой складской подсистемы;
  5. создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
  6. осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;
  7. проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;
  8. осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

Выбор элементов складских  подсистем ведется с помощью  схем и диаграмм или разработанных  программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

Место склада в логистической  системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных  функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).

Склады в области снабжения с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:

  1. склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;
  2. склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ.

Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.

Склады распределительной  логистики, основное назначение которых – преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции  и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых  крупными партиями. Это дает возможность  осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически, это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

Склады оптовой торговли товарами народного потребления  в основном обеспечивают снабжение  розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой  номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее  одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все  это делает нецелесообразным внедрение  автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку  грузов, и возможно даже с ручной комплектацией.

Информация о работе Организация логистического процесса на складе