Организация логистического процесса на складе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы складской логистики и применить полученные знания в проведении анализа эффективности логистического процесса на складе на примере конкретной организации.
Для достижения цели работы, были поставлены конкретные задачи:
определить роль и функции складов в логистике;
познакомиться с организацией и основными этапами логистического процесса на складе;
дать характеристику и провести анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия ООО «Лазурит»;
провести анализ эффективности использования складских площадей и дать оценку эффективности работы всего склада на предприятии;
предложить свои рекомендации по повышению эффективности логистического процесса на складе ООО «Лазурит».

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты использования логистики в организации складского процесса
Роль складов в логистике: задачи и функции 4
Складская логистика в России 7
Основные этапы логистического процесса на складе 10
Управление логистическим процессом на складе 15
Показатели эффективности логистического процесса на складе 24
Анализ логистического процесса на складе (на примере ООО «Лазурит»)
Общая характеристика предприятия и анализ основных показателей производственно–коммерческой деятельности 29
Характеристика площади склада и размеров технологических зон 33
Анализ эффективности логистического процесса на складе 37
Направления по организации логистического процесса на складе 40
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по логистике.docx

— 269.18 Кб (Скачать)

Правильный выбор системы  складирования позволяет добиться максимального использования складских  мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным.

 

    1. Складская логистика в России

Россия – одна из наиболее привлекательных для развития розничного бизнеса стран в мире. Таких  высоких темпов развития ритейла, как  в России, не было отмечено ни в одном  из западных государств. Во многом этому  способствовал экономический рост нашей страны. Однако создание эффективной системы грузообращения невозможно без хорошо технически оснащенной терминально-складской инфраструктуры, отсутствие которой – одна из главных проблем российского рынка транспортно-логистических услуг.

Однако логистический рынок в российских регионах стремительно развивается. Здесь уже появилось много новых игроков. По экспертной оценке, потенциал сектора складских услуг составляет около 10—15 млрд долл.

Основные этапы формирования рынка логистических услуг в регионе:

    • Создание современной терминально-складской инфраструктуры позволяет обеспечить снижение логистических издержек в цене товара. (На складах, как правило, работают дистрибьюторы, складские или логистические операторы, которые формируют систему управления грузопотоками).
    • К складским услугам добавляется транспортное обслуживание, что формирует логистику распределения в регионе.
    • Построение регулярных магистральных транспортных линий (маршрутов) между городами с примерно равными объемами потребления.

Поэтому в условиях возрастающего  внешнеторгового оборота Российской Федерации, расширения внешнеэкономической  деятельности российских регионов, роста  экспортно-импортных перевозок грузов первостепенное значение приобретает  создание здесь специализированных терминальных комплексов с таможенной обработкой грузов свысокотехнологичным оборудованием.

Одной из основных трудностей является проблема предложения в необходимых объемах современной терминальноскладской инфраструктуры. Так, для 38,9% респондентов главной проблемой на рынке в настоящий момент является создание современной складской логистической инфраструктуры и/или сети складских комплексов на территории России, а для 29,4% — аренда современных складских площадей по приемлемым ценам. 33,3% подчеркнули необходимость постоянного обновления логистических технологий, а 55, 5% отметили важность расширения пакета предоставляемых логистических услуг. Наиболее развит рынок логистических услуг и складской недвижимости в Московском регионе.[15]

В России существует уникальный проект – ежегодный рейтинг«Логистический  оператор России», который проводит ЕвроАзиатская Логистическая Ассоциация (EALA Russia).

В рамках ежегодного рейтинга который является и одним из эффективных  способов исследования российского рынка, существует номинация «Складские операторы».

Как и в предыдущем рейтинге (2008 года), состав участников рейтинга «Логистический оператор России 2009» (проходил 10 июня 2010 года в Москве в отеле "Ренессанс Москва") представлен сильными, крупными компаниями, работающими на российском рынке логистических услуг. Как транспортно-экспедиторские компании, так и складские операторы — участники рейтинга из российских регионов — не уступают многим компаниям Москвы и Санкт-Петербурга, что свидетельствует об успешном становлении рынка логистических услуг в России.

TOP-15 «Лидеры рынка логистических  услуг 2009 года по годовому обороту»:

    1. ЗАО фирма ЦВ «Протек» (Москва);
    2. Группа компаний «Совфрахт - Совмортранс» (Москва);
    3. Группа компаний АЛИДИ (Нижегородская область);
    4. Группа Компаний «Смайл» (Казань);
    5. ItellaNLC (ООО «Национальная Логистическая Компания», Московская область);
    6. Группа Компаний Евросиб (Санкт-Петербург);
    7. Компании группы «ФМ Ложистик» (Московская область);
    8. AsstrA Associated Traffic AG;
    9. Компания АТЛ (Санкт-Петербург);
    10. DPD в России (Москва);
    11. ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» (Москва);
    12. ООО «AVS Logistic» (Екатеринбург);
    13. MOLCOM – Logistic solutions since 1990  (Московская область);
    14. МАКСИЛОГ - Система Комплексной Логистики (Москва);
    15. ЗАО «Кинетика» (Екатеринбург).[17]

В номинации «Лучший складской оператор логистической сети» был определен победитель – Нижегородская группа компаний «АЛИДИ», ведущий российский оператор в области логистики и дистрибуции, второй год подряд становится победителем рейтинга. Также были определены и лауреаты данной номинации. В таблице 1 приведен список лучших складских операторов России в 2009 году.[17]

 

Таблица 1 - «Лучший складской оператор логистической сети»

 

Складские операторы

Степень

1

Группа компаний АЛИДИ (Нижегородская  область)

победитель

2

ООО «ЛогЛаб» (Москва)

лауреат

3

ООО «Би Лоджистик» (Санкт-Петербург, Новосибирск)

лауреат

4

Группа Компаний «Смайл» (Казань)

лауреат


 

В рейтинге существует такая  номинация, как «Лучший региональный центр распределения», результаты которой делились на 2 группы и приведены в таблице 2.[17]

 

 

 

Таблица 2 - «Лучший региональный центр распределения»

 

1 группа

2 группа

Степень

MOLCOM – Logistic solutions since 1990 (Московская область)

«ФАРМАТ» (Московская область)

победитель

ЗАО «КИНЕТИКА» (Екатеринбург)

ООО «ЛогИнУрал» (Екатеринбург)

лауреат

ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (Москва)

ЗАО «Группа Компаний «Севертранс» (Московская область)

лауреат

Складской терминал «МИХНЕВСКИЙ» (Московская область)

Логистическая группа «Сантэнс Сервис» (Москва)

лауреат


 

Участие в рейтинге позволяет  компаниям правильнее позиционировать  себя на рынке логистических услуг, выявить сильные и слабые стороны  по отношению к конкурентам, получить новых партнеров для развития.

Итоги рейтинга показывают, что лидеры российского логистического рынка успешно реализуют стратегии создания инфраструктуры современной транспортно-логистической системы России. Менеджмент этих компаний соответствует международным требованиям, как в области управления, так и в области построения эффективных цепочек поставок.

 

    1. Основные этапы логистического процесса на складе

 Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями.

При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных  решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной  номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным  системам. В то же время склад  сам является всего лишь элементом  системы более высокого уровня —  логистической цепи, которая и  формирует основные и технические  требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует  условия переработки груза.

Логистический процесс на складе представляет собой упорядоченную  во времени последовательность логистических  операций, интегрирующих функции  снабжения запасами, переработки  грузов и физического распределения  заказа.

Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

- снабжение запасами,

- контроль за поставками,

- разгрузку и приемку  грузов,

- внутри складскую транспортировку  и перевалку грузов,

- складирование и хранение  грузов,

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку,

- транспортировку и экспедицию  заказов,

- сбор и доставку порожних  товароносителей,

- контроль за выполнением  заказов,

- информационное обслуживание  склада,

- обеспечение обслуживания  клиентов (оказание услуг).

Т.о. данные этапы можно объединить в схему логистического процесса на складе в соответствии с рисунком 3:

 

Рисунок 3 - Схема логистического процесса на складе. [13]

 

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться  во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой  планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить  на три части:

1) операции, направленные  на координацию службы закупки;

2) операции, связанные непосредственно с переработкой груза и

оформлением его сопроводительной документации;

3) операции, направленные на координацию службы продаж. [5]

К первой группе логистических  операций относятся снабжение запасами и контроль за поставками. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада запасами в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой продаж и имеющейся мощностью склада.

Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяют эффективно использовать объем склада, обеспечивают ритмичность переработки грузопотоков и необходимые условия хранения, сокращают сроки хранения запасов и тем самым увеличивают оборот склада.

Вторая группа операций включает операции грузопереработки  (разгрузка и приемка грузов, их внутрискладская перевалка и транспортировка, складирование и хранение, комплектация заказов клиентов и отгрузка, транспортировка и экспедиция заказов, сбор и доставка порожних упаковок).

 При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе  операции включают:

    • разгрузку транспортных средств,
    • контроль документального и физического соответствия заказов поставки,
    • документальное оформление прибывшего груза через информационную систему,
    • формирование складской грузовой единицы.

Внутрискладская транспортировка  предполагает перемещение груза  между различными зонами склада: с  разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной  протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения  в любую из складских зон и  неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Процесс складирования заключается  в размещении и укладке груза  на хранение. Основной принцип рационального  складирования — эффективное  использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный  выбор системы складирования  и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Информация о работе Организация логистического процесса на складе