Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Характеристика дизартрии 6
1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии 9
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Обследование и методы диагностики нарушений произношения при дизартрии
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Коррекционная работы при дизартрии 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЯ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Работа содержит 1 файл

Нарушения произносит. стороны речи у дошкольн. с дизартрией.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

За первоначальный период дети значительно выравниваются в фонематическом развитии; слуховое восприятие улучшается и значительно опережает сдвиги в артикуляции.

На данном этапе проводятся также упражнения по дифференциации звуков, наиболее резко противопоставленных друг другу по артикуляционным признакам:

1) дифференциация ротовых и носовых звуков (п-м);

2) внутри группы носовых звуков дифференциация звуков м и н,

3) в группе взрывных звуков дифференциация звуков к и х,

4) дифференциация гласных а, у, о, ы,

5) дифференциация взрывных и фрикативных звуков (т-с).

В процессе этих упражнений создается база для усвоения остальных звуков.

Следующую группу звуков, которые предстоит изучать, составляют фонемы, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие согласные, аффрикаты и звук р. Существенную, ведущую 'роль в этот период играют уже довольно развитое фонематическое восприятие и некоторые навыки звукового анализа. Дети способны легко выделять звуки, которые еще не научились произносить, например звук р. Значительно повышаются речевая активность детей, навыки звукового анализа. Вторичные отклонения в слуховом восприятии преодолеваются успешнее, чем недостатки произношения.  Во втором периоде (т.е. при изучении остальных звуков) упражнения по различению звуков имеют меньшую артикуляционную опору.

Произношение таких звуков, как р, ш, ж, аффрикат, у большинства детей очень неточное, но различение их представляет значительно меньшие трудности.

Тем не менее на упражнения по различению и дифференциации звуков отводится специальное время. Таким образом, у детей формируются звуковые представления на основе дифференцированного произношения звуков, отражающего определенный период их усвоения. В это время проводится работа по дифференциации звуков с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т' и по дифференциации внутри группы йотированных.

После того как логопед убедится, что все дети безошибочно различают звук, могут определять его место в слоге, слове и т. п., он предъявляет им соответствующую букву (в подготовительной к школе группе). С этого момента коррекция произношения имеет своей целью уточнение аналога звука до нормального. Эта задача решается с помощью упражнений в четком произношении звуков, которые проводятся на групповых и индивидуальных занятиях.

Особенности артикуляции, качество аналога, его близость к нормально произносимому звуку регистрируются в индивидуальных планах, исходя из которых логопед планирует содержание индивидуальных занятий. Необходимо неоднократно возвращаться к одним и тем же звукам с целью их наибольшего уточнения.

В результате сочетания интенсивной работы над развитием произносительной стороны речи с работой по воспитанию фонематического восприятия звуков на базе приближенного произношения у детей с дизартрией создается фонематическая готовность к полноценному усвоению письма.

Упражнения должны быть связаны и с игровой деятельностью ребенка, и с его повседневной жизнью. Сначала развивают координированные движения с крупными предметами, затем с мелкими. В первую очередь нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Для таких упражнений специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, весу.

Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое. Эффективно, например, такое упражнение: ребенок по заданию взрослого раскладывает предметы на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры. Можно попросить ребенка разложить игрушки или предметы по размеру (или цвету); определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Упражнения такого рода надо всячески разнообразить. Целесообразно использовать лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности следует постепенно усложнять. Игры со строительным материалом начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют за счет увеличения количества деталей и видов построек.

Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в еде и самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но соблюдать разумную меру помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребенка. Полезно с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой. Посуду можно закрепить на подносе.

Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что также благотворно сказывается на выработке правильного звукопроизношения.

Необходимо помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр.

Полезны следующие упражнения:

1) захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц;

2) застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде ребенка.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:

1) раскрашивание картинок;

2) точное обведение контуров предметов;

3) рисование простых предметов по проставленным точкам;

4) соединение данных точек линиями разного направления;

5) штриховка.

Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

Таким образом, тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. 1

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер.

Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а  в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением.

Первоначальная задача коррекции произношения детей- дизартриков — добиться дифференцированного произношения.

Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

В процессе коррекционной работы у наших детей усовершенствовалась способность к слуховому, зрительному восприятию речи, уточнился звуковой, буквенный состав слов, развились и укрепились навыки чистого произношения звуков, чтения, письма. Осуществляя отработку поставленных фонем, словарную работу, мы пытались создать лексическую основу речи, расширить, усовершенствовать её.

Роль словарной работы как в плане формирования познавательной деятельности, так и в плане овладения речевыми умениями и навыками велика. Это определило развивающее значение лексических занятий и указало то важное место, которое им по праву отводится в системе коррекционно - развивающего обучения.

Занятия по формированию словаря включали работу над практическим употреблением в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных (стол – столик, рука – ручка и др.), глаголов с различными приставками.

В лексических темах, как показал опыт работы, заложены большие возможности для развития чувства языка в области морфологии. Первоначально мы предложили детям выполнить действия, выраженные оттеночными, приставочными глаголами; затем уточнили значение глагола после демонстрации (скажи, кто наливал воду, кто выливал, кто переливал; шёл - нашёл и т. д.).

При этом внимание детей заострялось на изменения значения, выраженного той или иной приставкой. Мы подчёркивали, как небольшие изменения в звучании начальных частей слова отражаются на их смысловом значении. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества.

Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов строятся на разнообразном тематическом материале. В процессе усвоения предметного словаря мы продолжали знакомство детей с различными способами словообразования: уточняли знания о различных материалах и их свойствах (мех, дерево, стекло, бумага и др.); о продуктах питания (шоколад, молоко, каша и т.д.), растительном мире (дуб, тополь, ель, сосна и др.). Внимание детей постоянно привлекалось к образованию новых слов, подчёркивались звуковые и смысловые различия между словами.

Например, стол деревянный – он сделан из дерева, кораблик бумажный – сделан из бумаги. Мы учили детей понимать обобщённое значение слова: отобрать все стеклянные, пластмассовые, предметы и др. Затем предлагалось самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных: меховой, железный; со значением соотнесённости с продуктами питания: хлебный, молочный, шоколадный, сливочный; растениями: дубовый, тополиный, еловый, кленовый и др.

Словарную работу мы стремились направить на дальнейшее развитие понимания обобщённого и переносного значения слов, их многозначности, отношений целого и частного. Обогащение словаря включало в себя усвоение новых слов, углубление понимания уже известных, выяснение их оттенков, различий, подбор синонимов и антонимов. Новую лексику мы отрабатывали в усвоенных грамматических формах, новые грамматические формы – на базе уже отработанной лексики.

Особенности понимания детьми значения многозначных слов заключались в том, что детские ответы были неточными, краткими, недостаточно осмысленными.

Содержание полученных ответов позволило обнаружить различную степень влияния контекста на усвоение детьми семантики анализируемых слов. Замедленность процесса усвоения детьми сложных семантических моделей многозначных слов, трудности вычленения переносных значений (несмотря на их меньшую по сравнению с основными значениями парадигматическую обусловленность), зависимость результатов решения лексических задач, связанных с поиском переносного значения от контекста, мы объясняем ограниченными лексическими возможностями детей, недостаточным уровнем развития у них «языковой способности» в целом.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение своей курсовой работы хотелось бы дать рекомендации педагогам и родителям ДОУ. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители детей с дизартрией должны учитывать, что интенсивность речевого развития ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей его общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Воспитатели и родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.

Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Логопедическая работа при стёртой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребёнком.

На начальных этапах предусматривается работа по нормализации моторики артикуляторного аппарата- логопедический массаж, логопедическая гимнастика.

Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.

Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям- дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определённый звук, проанализировать звуковой состав слова. Дизартрия чаще всего не является самостоятельным заболеванием, а входит в комплекс нарушений широкой двигательной сферы. Лечение её требует применения комплексного метода.

Информация о работе Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией