Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Характеристика дизартрии 6
1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии 9
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Обследование и методы диагностики нарушений произношения при дизартрии
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Коррекционная работы при дизартрии 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЯ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
45
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Характеристика дизартрии 6
1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии 9
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 17
2.1 Обследование и методы диагностики нарушений произношения при дизартрии 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Коррекционная работы при дизартрии 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЯ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема произносительной стороны речи до сих пор актуальна. Из этого следует, что актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается, в том числе и детей с дизартрией и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями.
Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Проблемами нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста при дизартрии занимались такие исследователи как: Волкова Л.С., Винарская Е.Н., Лопатина Л.В., подробное изучение просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией было предпринято также Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес (2003) и д.р.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи.
Успех логопедических занятий в детском саду во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.
Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам.
Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач.
Целью курсовой работы изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи:
1) Изучить литературу по проблеме нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
2) Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
3) Провести экспериментальное исследование произносительной стороны речи.
4) Провести анализ результатов исследования
5) Представить коррекционную работу с дошкольниками с дизартрией.
Гипотеза исследования состоит в том, что будет проведена диагностика нарушения и найдено решение для успешного развития произносительной стороны у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – произносительная сторона речи детей.
Предмет исследования – состояние произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
База исследования: МДОУ № 20 г.Таганрога.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Понятие «дизартрии»
Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80% (М.Б. Эйдинова и Е.Н.Правдина - Винарская,1959; Е.М. Мастюкова, 1969,1971) [7, с.185]. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Специалисты различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжёлых наблюдается искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
При тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а- отсутствие данного признака или функции, артрон-сочленение) [13, с.95].
Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражения нервной системы плода и новорожденного).
При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается практически у всех детей.
Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нередко выраженных неблагоприятных воздействиях во время внутриутробного развития или в период родов.
В этих случаях лёгкие (стёртые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. Начальное изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений.
Дизартрия, в том числе и тяжёлые её формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а лёгкие «стёртые» её проявления- как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушением интеллектуального развития. Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп, в зависимости от их общего психофизического развития, к ним относятся:
- дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием
- дизартрия у детей с детским церебральным параличом
- дизартрия у детей с олигофренией
- дизартрия у детей с гидроцефалией
- дизартрия у детей с задержкой психического развития
- дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет.
У детей с недостаточностью произносительной стороны речи наблюдаются нередко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально- волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги с лёгким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, холить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними [5,с.285].
Эмоционально- волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания.
У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети как правило метеозависимы. [4,с.201].
Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги с лёгким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, холить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
Таким образом, дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии
Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии:
1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования;
2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим;
3. речь понятна только близким и частично окружающим;
4. отсутствие речи – анартрия
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза «дизартрия» обязан проводить серьёзную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде не заметно.
Продолговатый мозг ствола, так, же как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребёнок адекватно выполняет все просьбы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам [17, с 162].
Информация о работе Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией