Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:55, лекция
Закупочная логистика – это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами.
Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации, т.к. не существует предприятий, которому было бы выгодно производить все ресурсы, используемые в собственном производственном процессе. Поэтому любое предприятие (производственное, торговое), в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу снабжения, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение ресурсов.
Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью.
Долгосрочная кооперация с поставщиками, характерная для современного рынка товаров производственно-технического назначения в странах Западной Европы, ставит перед отделами снабжения фирм еще одну задачу – определение баланса между ресурсами поставщика и потребителя, т.е. реализацию концепции управления совместными ресурсами. В качестве примера можно рассмотреть шведскую компанию «Эриксон информейшн системе» (ЭИС), которая разработала свою систему снабжения. Согласно этой системе центр по закупкам компании подключается к разработке новой продукции с самых первых шагов. В компании считается, что ее успешное функционирование в будущем зависит от умения центра по закупкам создать адекватную структуру поставок. Это означает, что центр по закупкам начинает выбор поставщиков на стадии разработки продукции с учетом интересов будущих ведущих потребителей. Компания использует возможности поставщиков принять участие в разработке продукции, необходимой для ЭИС (это стремление определяется ограниченностью ресурсов самой компании).
Система снабжения, основывающаяся на использовании потенциала поставщиков, в целом была принята компанией ЭИС. Уже через год после ее внедрения ЭИС сумела реализовать проект, в котором поставщики принимали самое активное участие и в разработке, и в производстве продукции в рамках кооперации. В настоящее время закупочные группы компании работают в разных странах мира, заключая контракты с внешними поставщиками. Новая стратегия радикально изменила роль центра по закупкам в компании ЭИС, сделав его ведущим звеном, как на стадии разработки продукции, так и ее производства.
В связи с этим вырисовываются и совершенно новые задачи отдела снабжения:
В западной практике закупочной деятельности выработан ряд рекомендаций, смысл которых в следующем: в основе успешной подготовки и производства продукции (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. В отношениях с поставщиками рекомендуется придерживаться нескольких основных принципов:
Логистика закупок (снабжения), являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
В процессе планирования закупок необходимо определить:
Эффективное
планирование и информационное логистическое
обслуживание позволяют обеспечивать
бесперебойное снабжение
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами. Существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков.
Все рассмотренные методы определения количества, сроков и периодичности закупок имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг или определения потребностей в материалах. Их выбор зависит от: профиля фирмы; возможностей заказчика; типа изделий; наличия и вида складов; системы контроля за состоянием запасов.
Продукция производственного назначения классифицируется по видам заготавливаемого товара и способам их закупки. Традиционно выделяются следующие виды товаров: сырье и основные материалы; топливо; комплектующие; оборудование. Такое деление обосновывается условиями хранения и применения отдельных видов этих товаров.
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов
Основными методами закупок являются:
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто используемые методы.
1.Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Таким способом могут закупаться товары, потребность в которых возникает непредвиденно, и которые не требуют длительного хранения. Они закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению; Преимущества этого способа закупки: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки – большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
Грамотное ведение закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.