Логистика закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:55, лекция

Описание работы

Закупочная логистика – это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами.
Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации, т.к. не существует предприятий, которому было бы выгодно производить все ресурсы, используемые в собственном производственном процессе. Поэтому любое предприятие (производственное, торговое), в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу снабжения, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение ресурсов.
Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью.

Работа содержит 1 файл

Логистика закупок.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

4.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

      Закупочная  логистика – это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами.

      Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации, т.к. не существует предприятий, которому было бы выгодно производить все ресурсы, используемые в собственном производственном процессе. Поэтому любое предприятие (производственное, торговое), в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу снабжения, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение ресурсов.

      Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка:

    1. необходимых материалов
    2. удовлетворительного качества
    3. по минимальным ценам.

      Основные  задачи закупочной логистики:

      1. информационные:
        1. определении продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне – задача "сделать или купить";
        2. поиске, оценке и выявлении лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика;
      2. задачи реализации:
        1. соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;
        2. обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
        3. соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.
 

      Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить производственную программу: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задерживая выпуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

4.2.ЛОГИСТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ  СНАБЖЕНИЯ

НА  ПРЕДПРИЯТИИ

2 рисунка  с традиционным и логистическим  походом

к организации  работы службы закупок

4.3. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ  ЗАКУПОК

      Развитие  новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках промышленно развитых стран усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются.

      Исходным  пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и др.

      Важнейшей частью информационных задач является исследование рынков закупок, а именно:

    1. непосредственных рынков (обеспечивающих в настоящее время потребности в ресурсах);
    2. опосредованных рынков (т.е. используемых поставщиками);
    3. рынков заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
    4. новых рынков.

      Информацию  полезно предоставлять в трех аспектах:

      • современный анализ рынка («моментальный снимок»);
      • динамика изменения конъюнктуры рынка;
      • прогнозы изменения рынка.

      Изучение  рынка с целью закупок сырья и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Органы снабжения обеспечивают конструкторов необходимыми каталогами, описаниями. Но каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, а без этого трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор информации не только об ассортименте товаров на рынке закупок, но и о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

4.4. ЗАДАЧА "СДЕЛАТЬ  ИЛИ КУПИТЬ"

      При планировании закупок после определения  потребности и расчета количества часто возникает необходимость принять решение о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самому. Принятие решения (ПР) по проблеме "сделать или купить" (MOB – Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.

      Плюс  самостоятельного производства: снижение зависимости предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия.

      Плюс  внешних закупок: высокое качество и низкая себестоимость комплектующих (вследствие специализации производителя).

      К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.

      К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии. Решение о выгодности закупок может быть принято в случае, если:

  • потребность в комплектующих невелика;
  • отсутствуют необходимые для производства мощности;
  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение о выгодности собственного производства может быть принято в случае, если

  • потребность в комплектующих стабильна и достаточно велика;
  • комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

      Помимо  качественного анализа перечисленных  факторов, для принятия такого решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.

      В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают затраты на:

  • оформление заказа;
  • транспортировку;
  • страхование;
  • упаковку;
  • складирование;
  • обработку (переработку, сортировку и т. п.);
  • оплату персонала, связанного с закупками.

      Затраты на собственное производство состоят  из:

  • затрат на производство: стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, накладных расходов;
  • возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).

      Сравнив затраты на собственное производство по каждому материалу (детали, изделию) с учетом необходимых капиталовложений, которые должны будут окупиться, и затраты на закупку, можно принимать окончательное решение.

4.5. ЗАДАЧА ВЫБОРА  ПОСТАВЩИКА

      Важной  функцией служб снабжения различных  фирм является выбор поставщика для  компании.

Основные  этапы решения  задачи выбора поставщика
  1. Поиск потенциальных  поставщиков.
    1. объявление конкурса;
    2. изучение рекламных материалов;
    3. посещение выставок и ярмарок;
    4. переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
  2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
    1. цена;
    2. качество продукции;
    3. надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
    4. удаленность поставщика от потребителя;
    5. сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
    6. наличие резервных мощностей;
    7. организация управления качеством у поставщика;
    8. психологический климат у поставщика;
    9. способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
    10. финансовое положение поставщика.
  3. Оценка результатов работы с поставщиками на основе:
    1. критериев выбора поставщика;
    2. анализа значимости товара для производственного или торгового процесса;
    3. значимости (важности) каждого критерия;
    4. оценок по каждому критерию.

      Методы  организации процесса выбора поставщика

  1. Анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. В его функции входит:
  • выбор поставщика исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен;
  • подача заказа;
  • отслеживание выполнения заказа;
  • разрешение возникающих проблем.

Все вопросы  обычно решаются с помощью современных  средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

  1. Метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции.
  2. Этот метод применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка Подобная ситуация может сложиться в результате возникновения потребности в принципиально новом для компании сырье и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсификации производства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фирмой регионе и т.п. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, оперативности реализации полученных заказов. При этом фирмы-посредники могут:
  • за оговоренную плату найти возможных поставщиков или потребителей продукции, консультировать по юридическому и финансовому аспектам предполагаемых сделок;
  • получить полномочия от компании-клиента и взять на себя организационную и финансовую сторону соглашения за оговоренный процент прибыли или некоторую долю от суммы контракта. В этом случае они следят за объемом и качеством поставок, заботятся о своевременной доставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектованию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям.

Информация о работе Логистика закупок