Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:55, лекция
Закупочная логистика – это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами.
Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации, т.к. не существует предприятий, которому было бы выгодно производить все ресурсы, используемые в собственном производственном процессе. Поэтому любое предприятие (производственное, торговое), в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу снабжения, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение ресурсов.
Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью.
Закупочная логистика – это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами.
Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации, т.к. не существует предприятий, которому было бы выгодно производить все ресурсы, используемые в собственном производственном процессе. Поэтому любое предприятие (производственное, торговое), в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу снабжения, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение ресурсов.
Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка:
Основные задачи закупочной логистики:
Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить производственную программу: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задерживая выпуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?
2 рисунка
с традиционным и
к организации работы службы закупок
Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках промышленно развитых стран усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются.
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и др.
Важнейшей частью информационных задач является исследование рынков закупок, а именно:
Информацию полезно предоставлять в трех аспектах:
Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Органы снабжения обеспечивают конструкторов необходимыми каталогами, описаниями. Но каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, а без этого трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор информации не только об ассортименте товаров на рынке закупок, но и о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.
При планировании закупок после определения потребности и расчета количества часто возникает необходимость принять решение о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самому. Принятие решения (ПР) по проблеме "сделать или купить" (MOB – Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.
Плюс самостоятельного производства: снижение зависимости предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия.
Плюс внешних закупок: высокое качество и низкая себестоимость комплектующих (вследствие специализации производителя).
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.
К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии. Решение о выгодности закупок может быть принято в случае, если:
Решение о выгодности собственного производства может быть принято в случае, если
Помимо
качественного анализа
В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают затраты на:
Затраты на собственное производство состоят из:
Сравнив затраты на собственное производство по каждому материалу (детали, изделию) с учетом необходимых капиталовложений, которые должны будут окупиться, и затраты на закупку, можно принимать окончательное решение.
Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании.
Методы организации процесса выбора поставщика
Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.