Логистика закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Закупочно-заготовительная логистика это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по производственной логистике.doc

— 802.50 Кб (Скачать)

Введение

     Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Закупочно-заготовительная логистика  это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, производственное или  торговое имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы, полуфабрикаты, — все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используются уже готовая продукция к потреблению — товары народного потребления.

Задача  логистики закупок и управления запасами заключается в бесперебойном  обеспечении предприятия материальными  ресурсами, отвечающими установленным  стандартам качества, с наименьшими общими затратами и издержками на движение материалопотока включающими: номинальную цену, затраты на доставку, расходы на содержание запасов и иные выигрыши и потери.

Эффективная работа службы снабжения во многом зависит от сложившейся организационной структуры предприятия. При организации службы снабжения, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства способна оптимально наладить движение материального потока на стадии закупок

  • Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. 
    Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы. 
    Логистика закупок выполняет следующие функции: 
    • формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них; 
    • получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;  
    • выбор поставщиков; 
    • определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий; 
    • согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку; 
    • контроль за сроками поставки материалов; 
    • входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе; 
    • доведение материальных ресурсов до производственных подразделений; 
    • поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Охарактеризованные  функции реализуются службой  материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.

 
 
 
 
 
 

Глава 1. Закупочная логистика

1.1 Понятие, цели, функции

     Закупочная  логистика есть процесс обеспечения  предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

     Основной  целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения):сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

     -элементом,  обеспечивающим связи и реализацию  целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

     -элементом  микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

     -самостоятельной  системой, имеющей элементы, структуру  и самостоятельные цели.

       При этом следует помнить, что  система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

    Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

  1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
  2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

    Различают следующие функции закупочной логистики:

  • определение потребности в материальных ресурсах;
  • получение и оценка предложений;
  • выбор поставщиков;
  • согласование цены и заключение договоров;
  • формирование заказов;
  • контроль количества и сроков поставок;
  • входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
  • управление запасами и контроль.

      Выделяют  следующие виды  функционирования службы снабжения:

      1) как элемент макрологистической  системы служба снабжения устанавливает  хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы.

       2) служба снабжения должна органически  вписываться в макрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.

       3) эффективность функционирования  службы снабжения, возможность  реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

    Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся  укрупнено на следующие группы:

  • традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
  • промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
  • ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
  • метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
  • система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
  • метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
  • система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

1.2 Методы закупок,  различия.

Определение  метода закупок.

    Выбор метода закупок зависит от сложности  конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются:

  • оптовые закупки;
  • регулярные закупки мелкими партиями;
  • закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

    У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки.

    Часто используемые методы:

    1. Закупка товара одной партией.  Метод предполагает поставку  товаров большой партией за  один раз (оптовые закупки).

Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских  помещениях, замедление оборачиваемости  капитала.

    2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает  необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.

Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается  экономия складских помещений; сокращаются  затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку.

Недостатки: вероятность заказа избыточного  количества; необходимость оплаты всего  количества, определенного в заказе.

    3. Ежедневные (ежемесячные) закупки  по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

  • полный перечень товаров;
  • количество товара, имеющегося на складе;
  • требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и  хранение; своевременность поставок.

    4. Получение товара по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную  поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

  • количество не устанавливается, а определяется приблизительно;
  • поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
  • оплачивается только поставленное количество товара;
  • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и
  • оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум  работы по оформлению документов.

     5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости.

Информация о работе Логистика закупок