Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:49, лекция
Все большее значение в книжном деле приобретает его завершающий этап - розничная продажа книжных товаров, т.е. продажа розничному (конечному) покупателю. Именно на этом этапе происходит общественное признание затрат труда и других ресурсов, которые были произведены на всех стадиях создания и продвижения книжной продукции. Если книга получила такое признание у покупателей, то они возмещают участвующим в издании и книгораспространении предприятиям понесенные ими затраты, давая возможность продолжать процесс производства книжных товаров.
9.4. Логистика розничной Интернет-продажи
Розничные продажи книжных товаров осуществляются не только в форме непосредственного контакта продавца с покупателем. Контакт может быть опосредован различными средствами связи, которые обеспечивают доведение до покупателей информации о предлагаемых книготорговым предприятием книгах. Основными средствами передачи подобной информации с предложением товаров являются печатные и электронные каталоги. С печатными каталогами работают книжные клубы и почтово-посылочные отделения издательств, оптовых предприятий и книжных магазинов. С помощью электронного каталога, размещенного в Интернете, осуществляют свою деятельность виртуальные книжные магазины (Интернет-магазины).
При опосредованном контакте покупатель и продавец разделены в пространстве и времени. Это дает возможность покупателю не тратить время на посещение торговой точки, а выбрать книгу и сделать заказ дома в удобное время. Важное значение имеют такие формы розничной продажи для тех покупателей, которые проживают в местах, где нет книжных магазинов или их ассортимент невелик.
Поскольку покупатель выбирает книги на основе каталога, то успех и результативность розничной продажи во многом зависят от качества его составления. Не менее важными факторами являются скорость и гарантированность выполнения заказов, цена приобретаемых товаров с учетом их доставки.
Рассмотрим подробнее логистику розничной продажи на примере Интернет-магазинов.
Интернет-торговля развивается достаточно быстро, хотя еще далеко не все слои населения нашей страны имеют возможность пользоваться всемирной компьютерной сетью. И все же развитие виртуальной торговли может значительно изменить книжный бизнес уже в ближайшие годы. Для того чтобы быть готовым к этому, необходимо внимательно изучать зарубежный опыт и примеривать его с учетом специфики отечественного книжного рынка.
Электронная (виртуальная) торговля - это осуществление фирмой основной части бизнес-функций электронными средствами, при этом обязательным является присутствие электронных платежей. В нашей стране система электронных платежей пока не получила развития, поэтому говорить о наличии полномасштабной электронной торговли не приходится.
Существуют следующие уровни использования Интернета в предприятиях книжного бизнеса:
О том, что все большее число предприятий книжного бизнеса выходит на этот уровень использования Интернета, свидетельствует пример небольшого книжного магазина «Кириллица» (Тверь), где в 2000г. был создан электронный магазин. Его база данных, предоставленная московским агентством «Артас-Гал», включает 55 тыс. названий книг, выпущенных 1500 издательствами. Она обновляется каждую неделю. Покупатель может производить поиск книг, представленных в базе, по названию, автору, издательству. Описание книги включает также год выпуска, формат издания и его объем, основную тематику, цену. Поступившие в течение дня заказы покупателей обобщаются и передаются для исполнения в издательства по электронной почте. Доставка осуществляется экспресс-почтой в срок от 5 до 15 рабочих дней. Как правило, 80-85% заказов выполняются в первую неделю. Неудовлетворенный покупательский спрос (невыполненные заказы) составляет около 1,5%. Электронный магазин позволяет расширить ассортимент литературы, выставленной в торговом зале, предоставляет покупателям возможность приобретения необходимых изданий, отсутствующих в магазине.
Процесс развития Интернет-магазина можно проследить на примере ТД «Библио-Глобус». Первоначально сайт ТД «Библио-Глобус» создавался не как Интернет-магазин, а как сайт, который представлял товары, продающиеся в торговом зале магазина. Посетитель сайта мог узнать о том, есть ли необходимая ему книга в продаже, что еще может предложить ему Торговый Дом, посмотреть обложку, библиографическое описание книги и получить информацию о мероприятиях, которые проводятся в «Библио-Глобусе».
Затем «Библио-Глобус» осуществил проект обслуживания через Интернет зарубежных покупателей книжной продукции.
Таким образом, Интернет-торговля стала еще одним каналом распространения книжных товаров, используемым «Библио-Глобусом», который позволяет завоевать новую аудиторию. Позднее был открыт виртуальный книжный магазин (biblio-globus.ru), обслуживающий российских покупателей. Развитие Интернет-продаж, повышение их рентабельности могут привести к выделению Интернет-магазина в самостоятельный бизнес.
Развитие
Интернет-продаж непосредственно связано
с увеличением числа
Специалисты Интернет-торговли выделяют следующие направления ее совершенствования:
Как и в реальных магазинах, в виртуальных, несмотря на важность оптимизации информационных потоков, о чем говорилось выше, основным логистическим потоком по-прежнему остается товарный, а основными логистическими процессами являются прием и выполнение заказов покупателей, отвечающая их требованиям доставка товаров. При этом качество выполнения заказа (надежность, скорость и т.д.) становится основным конкурентным преимуществом Интернет-магазина. Это связано с тем, что многие фирмы могут позволить себе создание сайта и размещение на нем достаточно полного каталога изданий. Однако далеко не все из них могут гарантировать быстрое, качественное и дешевое выполнение заказов покупателей. При этом покупателю все равно, где находится поставщик, если его удовлетворяют цена и качество услуг, а поставщику тоже не важно, где заказчик. Интернет-магазин может вести бизнес без физического присутствия на рынке, если, привлекая партнеров, организует поставку и сервисное обслуживание товара.
В качестве примера партнера, который способен взять на себя организацию логистики движения товарных потоков в почтово-посылочной и Интернет-торговле книжными товарами, можно привести дистрибьюционный центр, построенный в Ярославле немецкой фирмой «Bertelsmann Servies Group» в 1997г. Он оснащен современным оборудованием, позволяющим автоматизировать основные логистические операции: складирование и хранение книжной продукции, прием заказов, подбор партий книг для индивидуальных и мелкооптовых покупателей, рассылку товаров, сбор платежей, обработку возвратов неоплаченных книг, печатание и рассылку каталогов потенциальным покупателям. По проекту центр рассчитан на обработку книжных изданий, печатаемых на Ярославском полиграфкомбинате. В первую очередь тех, которые должны рассылаться по почте по всем регионам России в адрес членов книжного клуба издательства «Терра». В наcтоящее время он обслуживает также издательства «Эгмонт Россия», «Ридерс Дайджест», Российское Библейское общество, Интернет-магазины.
Особенностью Интернет-продаж и продаж по почте является то, что продажа и покупка разделены во времени. Продажа в Интернет-магазине происходит сразу же после выбора покупателем товара, а покупка осуществляется лишь тогда, когда покупатель получит товар. Именно это и сдерживает быстрое развитие Интернет-торговли. Большинство американских пользователей Интернета отдают предпочтение реальным магазинам - лишь от 2 до 10 % посетителей Интернет-магазинов решаются на покупки.
Покупателей привлекает возможность удобного и быстрого выбора и сравнения продуктов, предлагаемых торговыми предприятиями практически по всему миру с экрана компьютера. Они могут легко получить то, что они хотят, а не то, что есть в торговом зале магазина. Таким образом, торговая логистическая система функционирует в ответ на заказы покупателей.
Серьезным
плюсом электронной торговли является
возможность минимизации
Тесные взаимоотношения с партнерами, поставка точно в срок, минимизация запасов, кратчайшие сроки выполнения заказов покупателей при высоком качестве, оказание дополнительных логистических услуг - вот основные тенденции развития любой функциональной области логистики в книжном деле, независимо от способа поступления информации о товарах к покупателям.
9.5. Возвратные материальные потоки в розничной торговле
Практически на всех этапах движения книжной продукции к покупателю (от издательства к оптовому предприятию, от оптового предприятия к розничному, от розничного предприятия к конечному покупателю) бывают случаи, когда покупатели возвращают товары продавцам.
Существенной проблемой является очистка розничной торговой сети от непроданных товаров: не пользующихся спросом, бракованных, устаревших, использованных. При организации обратного движения материального потока участники логистической цепи должны решать массу проблем, связанных с установлением дефектов, финансовыми расчетами, транспортировкой, утилизацией некачественной продукции и т.д. Таким образом, важное значение приобретает логистика возвратных потоков.
Можно выделить следующие виды возвратных товарных потоков:
Все виды возвратных потоков, за исключением последнего, являются следствием недостатков в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю. Возврат товаров требует дополнительных затрат, которые включают: