Логистика и международные транспортные коридоры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и рассмотрение международных транспортных коридоров, как частей транспортной системы.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть сущность и функции транспортных коридоров;
изучить методику формирования транспортных коридоров;
проанализировать значение международных транспортных коридоров для России;
рассмотреть мероприятия по развитию международных транспортных коридоров на территории России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Международные транспортные коридоры …………………..

1.1 Сущность, функции и общее понятие международных транспортных коридоров……………………………………………………………………..

1.2 Методика формирования международных транспортных коридоров………………………………………………………………………

Глава 2. Международные транспортные коридоры, как часть транспортной логистики и их использование на территории России…………………………………………………………………………..

2.1 Значение международных транспортных коридоров для России…….

2.2 Мероприятия по формированию и развитию международных транспортных коридоров на территории России……………………………

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_Delal_Vasily_Mikhaylovich_pri_podderzhke.docx

— 63.93 Кб (Скачать)

Практическая работа по формированию МТК начинается с подготовки и  последующего подписания международного соглашения с участием всех государств, по территории которых проходит МТК, и стран, заинтересованных в его  использовании. В этой работе должны принять участие министерства транспорта и путей и сообщений, МИД и  другие министерства и ведомства.

Далее создаются специальные  национальные (межведомственные комиссии) и международные органы (координационные  комитеты), в задачи которых входит работа по формированию национальных участков МТК и созданию международных  условий функционирования коридора. Штаб-квартира координационного комитета должна располагаться в стране, играющей наиболее важную роль в работе по формированию МТК, в странах-участницах создаются  региональные офисы.

Прогнозирование развития МТК  должно выполняться главным образом  на основе анализа имеющихся и  перспективных грузо- и пассажиропотоков, тяготеющих к конкретным направлениям, проходящим по территории России.

"НЦКТП Минтранса России  при прогнозировании развития  МТК использует эвристические,  аналитические и статистические  методы, а так же методы математического  моделирования и исследовательского  проектирования. Результаты прогнозов,  полученные на основе применения  математических и статистических  моделей, могут быть откорректированы  с помощью эвристических процедур, позволяющих учесть дополнительные  составляющие при поиске искомых  показателей. В случае значительного  расхождения результатов прогнозирования, полученных с использование различных методов, проводят экспертную оценку" [6, с.443-444].

При формировании любого транспортного  коридора потенциальные перевозки  должны быть представлены в виде грузо- и пассажиропотоков, которые будут развиваться в рамках данного коридора. Должны быть указаны категории грузов, плотности грузо- и пассажиропотоков, их распределение и т.д. Необходимое внимание должно быть уделено организации перевозок укрупненных грузовых единиц по стандартам ЕС, Международной морской организации и других организаций, параметры которых отличны от принятых в России, а так же грузов, требующих специальной технологии перевозок.

"Прогноз перевозок  разрабатывается как на ближайшие  годы, так и на более отдаленную  перспективу, определяемую наличием  необходимой для него достаточно  надежной информации. В качестве источников информации при прогнозе объемов взаимных грузовых перевозок между государствами региона конкретного МТК могут служить отчетные данные о результатах развития экономики государств за прошедшие периоды, особенно изменения в сфере внешней торговли и транспорта, а так же текущие результаты реализации национальных программ развития отдельных отраслей, перспективные прогнозные разработки развития экономики государств" [6, с.444].

После окончательного решения  о необходимости создания МТК  с участием России обозначаются границы  национального участка МТК, при  этом должны учитываться объемы существующих и перспективных грузопотоков, их конфигурации и состояния транспортной инфраструктуры. В результате проделанной  работы формируется заключение об оптимальном  маршруте прохождения коридора, на котором наиболее полностью будут  использоваться имеющиеся мощности транспортной системы страны. Затем  проводится детальная оценка текущей  эффективности функционирования и  состояния объектов транспортной инфраструктуры в рамках формируемого МТК. "Результаты такой оценки в дальнейшем будут являться основой для планирования и осуществления конкретных мероприятий с целью развития транспортной инфраструктуры, внедрения передовых транспортно-таможенных технологий, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения безопасности транспортной деятельности улучшения информационного обеспечения участников транспортного процесса, обеспечения международной поддержки формирования МТК" [6, с.445].

"Финансирование формирования транспортных коридоров осуществляется международными транспортными организациями в соответствии со специальными программами ЕС Фаре и Тасис, а так же заинтересованными странами и частными инвесторами. Причем, обустройство коридоров может включать строительство новых путей сообщений, реконструкцию и ремонт уже имеющихся основных технических сооружений на тех видах транспорта, которые создают конкретный коридор. В связи со строительством новых сооружений и реконструкцией старых особое значение придается экологическим аспектам" [7, с.157-158].

 

Глава 2. значение международных транспортных коридоров для России

2.2 Важность участия России в формировании МТК

 

На сегодняшний день Россия предлагает мировому сообществу, наряду с нефтью, газом и металлом, новый  национальный продукт - экспорт транзитных транспортных услуг. Россия готова реализовывать  этот продукт на взаимовыгодных условиях вместе с зарубежными партнерами. Немаловажно, что транзит через  нашу страну осуществляется по единой таможенной территории, на которой  действуют единые законы. Экспорт  транзитных транспортных услуг принесет выгоды России. Это, прежде всего, прямые денежные поступления в виде оплат  транспортных и сопутствующих услуг. Кроме того, в транзитные страны направляются инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, и они  становятся полигонами внедрения современной  транспортной техники и технологий, так как все участники сложившихся  и функционирующих коридоров  заинтересованы в его устойчивой работе и снижении логистических издержек. Все это, в свою очередь, создает условия для развития национальной внешней торговли и внутренних перевозок, а так же влечет за собой развитие тех регионов, по которым проходят транзитные коридоры. Так же транзит является надежным средством усиления влияния страны на международной арене.1

Для России особое значение придается 9-му коридору ("Балтийский мост" или "Путь из варяг в греки"), 2-му коридору, а так же Северному морскому пути.

Девятый коридор будет  длиной 2 000 км, что обеспечит перевозками  территорию площадью 1 млн. км2 с численностью населения 60 млн. человек (14 субъектов Российской Федерации). Создание крупных портов в Санкт - Петербурге и его области ("Европейские ворота Росси") позволит отказаться от услуг прибалтийских стран, через порты которых сейчас проходит огромное количество российских грузов, благодаря чему Россия ежегодно теряет значительные суммы денег. Кроме того, транспортный узел Санкт - Петербурга положит начало формированию трансконтинентального моста Восток - Запад, который обеспечит интермодальные перевозки транзитных грузов третьих стран.

Второй коридор обеспечит  полноценную связь между Востоком и Западом, так как в перспективе  дойдет до находки и Владивостока, загрузит Транссибирскую магистраль как  транзитный путь между Европой и  странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Транссибирская магистраль уже в настоящее время осуществляет пуск контейнерных поездов с укороченным  временем оборота до Польши, Германии, Венгрии, Швейцарии со специальными раздвижными колесными парами для  перехода с отечественной колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм). Увеличивается количество перевозок в районе Астрахани.

Большое значение предается  развитию Северного морского пути как  главной магистрали России в Арктике, которая позволит связать порты  Северной и Западной Европы с портами  Северной Америки, Японии, Кореи и  Китая. Особое значение придается терминальной обработке грузопотоков, которая  позволит ускорить обработку грузов с таможенным обслуживанием.2

Активное участие России в формировании международных транспортных коридоров стало в последние  годы одной из первоочередных задач  в области отечественного транспорта. Государственная важность этой задачи для Российской Федерации обуславливается  тем, что максимальное использование  преимуществ международного разделения труда и выгодного для экспорта транспортных услуг географического  положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся  в России экономической ситуации.

Благодаря развитию международной  электронной торговли через всемирную  сеть Интернет к транспорту предъявляются  дополнительные требования по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов.

Одним из ключевых звеньев  развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы  страны и реализация ее мощного транзитного  потенциала для обеспечения евроазиатских  связей. Это станет существенным вкладом  в увеличение ВВП России, обусловленным  ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в  других отраслях экономики. Транзитная рента (доход национальной транспортной системы от транзитных перевозок  пассажиров и грузов) будет важной статьей валютных поступлений.

Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и  располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи  на этом направлении. Пока мощный транзитный потенциал России используется слабо.

В то же время инициируется ряд крупных международных транспортных проектов, предусматривающих реализацию евроазиатских связей в обход  территории России. Реализация таких  проектов может нанести ущерб  экономике нашей страны и ее политическим интересам. Учитывая, что в настоящее время за счет средств международных организаций, включая международные финансовые институты, начато финансирование этих проектов, Россия имеет минимальный запас времени для принятия мер, предусматривающих разработку и реализацию эффективной транзитной политики страны, использование резервов национальной транспортной системы, подготовку и реализацию транспортных проектов в целях привлечения крупных транзитных и внешнеторговых грузопотоков на отечественные транспортные коммуникации.

Необходима целенаправленная деятельность государства по координации  действий федеральных и региональных органов власти в целях создания благоприятных условий для привлечения на транспортные коммуникации России транзитных пассажиро- и грузопотоков.

Для более полного использования  преимуществ географического положения  страны, обеспечения возрастающих объемов  внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной  системе необходимо формирование и  планомерное развитие российских международных  транспортных коридоров, как важных элементов создаваемой международной  евроазиатской транспортной инфраструктуры.

Основные грузопотоки  внешнеторговых и транзитных перевозок  концентрируются по осям Запад - Восток и Север - Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном  сообщении внутри России, в районе прохождения которых сосредоточено  свыше 80% населения и промышленного  потенциала Российской Федерации. Из этого  следует, что развитие международных  транспортных коридоров отвечает как  внешним, так и внутренним экономическим  интересам Российской Федерации.

Международные транспортные коридоры имеют важное значение для каждой страны. Это оценивается не только с точки зрения коммерческой выгоды, но с более широких позиций национальной безопасности, таких ее составляющих, как: военная, экономическая, промышленная, технологическая, продовольственная, демографическая.

Доказательством необходимости  комплексного подхода является и  то, что международные транспортные коридоры проходят по участкам наиболее насыщенных национальных транспортных коридоров.

Это, с одной стороны, способствует снижению себестоимости перевозок, увеличению финансовых возможностей для  модернизации и развития элементов  совместно используемой инфраструктуры, но с другой – накладывает повышенные требования по синхронизации графика  движения, соблюдению мер безопасности, а также определяет предел, который  можно выделить для международных  перевозок, не срывая внутреннего товарообмена, являющегося основой для любого государства.

Именно с этих системных  позиций должна строиться государственная  транспортная политика России в отношении  международных транспортных коридоров, как собственных, так и коридоров, формируемых ее конкурентами. В этом позиция России не должна отличаться от позиций других стран, напористо  и системно участвующих в интеграции в мировую экономику, в том  числе в сфере транспорта, открыто  ставящих перед собой цель – получить от этой интеграции наибольшую выгоду.

В настоящее время в  мире сформировалось три мировых  экономических полюса: Евросоюз, Северо-Восточная, Восточная и Юго-Восточная Азия, Северная Америка. Россия пока, к сожалению, в число экономических полюсов  не входит, при наличии всех объективных  предпосылок.

Поэтому задача нашей страны состоит в том, чтобы изменить ситуацию, в том числе и использованием тех возможностей, которые дает глобализация мировой экономики и ее механизмы в виде международных транспортных коридоров.

Основными международными транспортными  маршрутами, связывающими Европу и  Азию и не проходящими через Россию, являются:

– южный водный маршрут, проходящий через три океана: Тихий, Индийский, Атлантический, огибающий Африку;

– южный водный маршрут, проходящий также через три океана, но уже через Суэцкий канал;

– международный транспортный коридор «Южный»: Юго-Восточная Европа – Турция – Иран с ответвлениями на: Центральную Азию – Китай и Южную Азию – Юго-Восточную Азию – Южный Китай.

– строящийся международный транспортный коридор ТРАСЕКА: Восточная Европа – Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия.

Международные транспортные коридоры, проходящие в границах России: «Восток-Запад» или «Транссиб»: Европа-Российская Федерация-Япония с ответвлениями из Российской Федерации на: Казахстан-Китай; Монголию и Китай; Корейский полуостров.

Средним и основным звеном этого коридора является мощная, двухпутная, электрифицированная Транссибирская магистраль.

Восточным – морское плечо на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также выход на северо-восточные провинции Китая и Корейский полуостров.

Информация о работе Логистика и международные транспортные коридоры