Логистика и логистичские операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Логистическая операция - совокупность действий, направленных на порождение, преобразование или поглощение материального или иного экономического потока.

Логистические операции разнообразны. К ним относятся погрузка, разгрузка, перевозка, сбор данных, хранение и т.д. Каждая операция рассматривается в логистике как потенциальный объект рационализации, стандартизации выполнения.

Работа содержит 1 файл

логистика.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

    1.Теоретическая часть.

    1.1.Логистические операции и логистические функции.

     Логистическая операция - совокупность действий, направленных на порождение, преобразование или  поглощение материального или иного  экономического потока.

     Логистические операции разнообразны. К ним относятся погрузка, разгрузка, перевозка, сбор данных, хранение и т.д. Каждая операция рассматривается в логистике как потенциальный объект рационализации, стандартизации выполнения.

     По  отношению к логистической системе  операции могут быть внешними (ориентированными на связи логистической системы с внешней средой - поставщиками, покупателями и партнерами) и внутренними (выполняемыми внутри логистической системы). В общем случае можно отметить, что внешние логистические операции подвержены влиянию случайных переменных в большей степени, чем внутренние (например, график доставки товаров покупателям Интернет-магазина зависит от количества и характера полученных заказов, которые нельзя точно определить заранее).

     В связи со сложностью прогнозирования требований, поступающих из внешней среды, в логистике существует понятие приоритетность операций. Приоритет в логистике - это величина, характеризующая значимость некоторой логистической операции по отношению к другой, если между ними возможна конфликтная ситуация. Например, очередность удовлетворения заявок потребителей, последовательность укладки товаров на хранение или загрузки транспортных средств и т.д.

     Логистическая функция - совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленной перед логистической системой (или ее звеньями) цели.

     Выделяют  базовые функции (функциональные области) и обеспечивающие. К базовым функциям относят снабжение, производство и  сбыт. К обеспечивающим реализацию базовых функций - обслуживание потребителей, транспортировку, управление производственными операциями, управление запасами, информационное обеспечение, ценообразование и др.

     Логистический цикл (цикл материального потока) - постоянно  повторяющаяся определенная последовательность операций (функций), выполнение которой обеспечивает планируемый результат.

     В логистике цикл обычно начинается с  получения заказа на удовлетворение определенных запросов потребителей и  кончается оплатой покупателем  приобретенных им товаров (услуг). Характеристики логистического цикла (продолжительность, интенсивность, периодичность и др.) используются при оптимизации деятельности и проектировании логистических систем. Общей тенденцией в настоящее время является сокращение длительности логистических циклов за счет внедрения гибких производственных систем, современных средств связи, информационных технологий и т.д. Растут требования со стороны потребителей к безошибочности и точности выполнения логистических циклов.

    1.2.Управление запасами. Классификация запасов.

     В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

     Процессы  управления производством товаров  и их распределением чрезвычайно  усложняются по всей логистической  цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов.

     Ни  одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.

     Многие  результирующие показатели хозяйственной  деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.

     Возникновение запасов обусловлено естественными  природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.

     Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в том числе территориально отдаленных от него.

     Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в  большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.

     Запасы  представляют собой значительную часть  оборотных средств любого предприятия  и соответственно влекут за собой  большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.

     Тем не менее, многие предприятия, особенно в России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают  необходимость их оптимизации, в  результате обычной ситуацией является вложение в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно необходимо.

     При определении оптимального размера  запасов любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями:

     - необходимо обеспечить наличие  ресурсов в количестве, достаточном  для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе;

     - необходимо избежать создания  излишних (сверхнормативных) запасов,  которые увеличивают логистические  издержки и отвлекают оборотный  капитал.

     Самая большая и постоянная забота по поводу запасов связана с их стоимостью. В бухгалтерском балансе предприятия запасы отражаются как активы. Однако из этого совсем не следует, что увеличение запасов всегда имеет позитивный эффект. Если исходить из создания наибольшего запаса готовой продукции, то предприятие рискует произвести больше товаров, чем сможет продать. Следует также учитывать, что издержки хранения материальных запасов занимают второе место после производственных издержек. При этом запасы готовой продукции стоят намного дороже, чем запасы сырья или полуфабрикатов в незавершенном производстве. Затраты на хранение материальных запасов значительны, поэтому прибыль на капитал, вложенный в материальные запасы, должна быть также высока и не меньше, чем от иного использования такой же суммы денежных средств с аналогичным риском. Излишние материальные запасы часто рассматриваются как «расточительство».

     Предприятие может снизить затраты на хранение, установив очень низкий уровень  товарно-материальных запасов. Однако слишком низкий уровень материальных запасов и их частая нехватка также могут дорого обойтись фирме. В ситуации, когда появляется покупатель товара, а товар отсутствует на складе, говорят о дефиците запаса, который часто ведет к потере клиентов. Дефицит возникает как из-за недостаточного запаса, так и из-за ненадежного источника снабжения. Решение данной проблемы состоит в нахождении компромисса между затратами на создание материальных запасов и затратами на их хранение.

    Классификация запасов.

     Запасы  в пути - запасы продукции, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям или на предприятия оптовой торговли.

     Неликвидные запасы - длительно неиспользуемые или нереализуемые производственные или товарные запасы. 
Переходящие запасы - остатки продукции на конец отчетного периода. Обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном (или следующем за отчетным) периоде до момента очередной поставки продукции.

     Подготовительные  запасы - часть запасов продукции, наличие которых вызвано необходимостью подготовки продукции к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации.

     Производственные  запасы - запасы, предназначенные для  производственного потребления. 
Сезонные запасы - запасы, образующиеся при сезонном характере производства продукции или при сезонном характере потребления и транспортировки. Их назначение - обеспечить стабильное функционирование предприятия и бесперебойность снабжения производства на время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.

     Резервные запасы - постоянно поддерживаемый запас продукции на случай непредвиденных заказов и резких колебаний спроса. Резервные запасы должны обеспечивать бесперебойное функционирование предприятия до того момента, когда заказ будет доставлен на склад получателя. 
Страховые (гарантийные) запасы предназначены для обеспечения непрерывного (бесперебойного) снабжения предприятия в случае возникновения непредвиденных обстоятельств:

     · отклонения в периодичности и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорах;

     · невыполнение плана выпуска продукции  поставщиком;

     · резкое возрастание спроса;

     · задержка продукции в пути при  доставке от поставщиков;

     · невозможность осуществления своевременной закупки и поставки продукции.

     Текущие запасы обеспечивают непрерывность  снабжения предприятия между двумя очередными поставками и рассчитываются исходя из интервала поставки. 
Запасы сырья и материалов - материалы, которые должны стать частью готовой продукции в результате процесса производства. 
Запасы незавершенного производства - продукция, которая находится в процессе производства и обработка которой еще не закончена. 
Запасы готовой продукции - продукция, произведенная, но не отправленная потребителям.

     Запас текущего пополнения характеризует  среднее количество ассортимента продукции, обновляемое с каждой партией  поставки, и зависит от частоты  завоза продукции и комплектности  поступления. 
Запас в размере однодневного оборота хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска продукции покупателям.

    1.3. Классификация складов.

     Склады в широком смысле этого слова - места хранения продукции. Более полную и исчерпывающую характеристику даёт складам логистика.  
Во-первых, она даёт более основательно определение для склада (разграничивает с просто помещением), во-вторых в зависимости от назначения делает классификацию.

     Итак, складом в понимании логистики можно назвать здания или сооружения, оснащённые производственным и технологическим оборудованием, а также средствами автоматизации, необходимыми для полноценного функционирования, приёма, обработки и отправки продукции (а также для выполнения прочих функций, прямо или косвенно связанных с нуждами потребителя).

     Теперь в зависимости от места и роли склада в логистической цепи можно сделать их классификацию:

     1. Склады снабженческой логистики. Из названия становится ясно, что эти склады предназначены для обеспечения нужд производителя. Это как правило склады сырьевые.

     2. Склады производственной логистики. Сюда относятся склады, как и первые, отвечающие потребностям производителя в рамках организации производственного процесса. В частности можно выделить склады инструментальные, склады приборов, и прочие.

     3. Склады распределительной логистики. Под этой классификацией понимаются склады, предназначенные для промежуточной доставки-отправки товара. В зависимости от длинны конкретной логистической цепи эти склады можно разделить на следующие виды: 
 
- склады готовой продукции - склады производителя, которые предназначены для временного хранения готовой продукции, отгрузки дистрибьюторам или розничным продавцам;  
- распределительные склады производителей. Обычно используются крупными производителями, имеющими собственные логистические цепи. Предназначены для промежуточного хранения, продукции между складами готовой продукции и складами оптовой или розничной продажи; 
- склады оптовой продажи - это как правило склады дистрибьюторов или региональных дистрибьюторов. Основное назначение хранение продукции полученной из складов готовой продукции или распределительных складов производителя. Потребители как правило розничные продавцы;  
 
- склады розничной торговли - склады розничных продавцов, предназначенные обычно для обеспечения нужд торговых павильонов или магазинов. Пополняются со складов оптовой торговли, реже с распределительных складов потребителя или складов готовой продукции потребителя. 
4. Склады транспортных организаций. Это вид складов, редко зависящий от потребителей и производителей. Обычно со складами транспортных организаций связываются службы логистики предприятий или наёмные (аутсорсинговые) службы логистики.  
К складам транспортных организаций следует относить авиа терминалы, морские порты, железнодорожные склады и подобное. Прямое использование складов транспортных организаций зачастую связано с решением сложных вопросов логистики, например удалённые доставки, или доставки продукции в очень больших партиях (товарный ж/д эшелон).

Информация о работе Логистика и логистичские операции