Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:15, лекция
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это – задачи прогнозирования спроса и предложения, а, следовательно, и объёма перевозок, задачи определения оптимальных объёмов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и др.
Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, способствующего достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению её рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
1.1 Понятие, задачи и функции логистики
1.2 Основные категории логистики
1.3 Концепции логистики
1.4 Логистическая система: понятие и виды
Табл.2.2.
Дополнительные затраты
Удельная стоимость фл./м³ груза |
Затраты, фл./м³ | |||||
Тариф |
Расходы на импортные пошлины |
Расходы на запасы в пути |
Расходы на страховые запасы |
Всего |
Доля расходов в удельной стоимости, % | |
4000 |
150 |
480 |
28 |
9 |
667 |
16,7 |
6000 |
150 |
720 |
42 |
12 |
924 |
15,4 |
8000 |
150 |
960 |
55 |
15 |
1180 |
14,5 |
10000 |
150 |
1200 |
69 |
19 |
1438 |
14,4 |
12000 |
150 |
1440 |
83 |
23 |
1698 |
14,1 |
Цена комплектующих при удельной стоимости 10000 фл./м³ в Европе -120 флоринов, а Юго- Восточной Азии - 100 флоринов
ПРИМЕР расчета экономического компромисса на экономическом уровне - выбор вида транспорта голландской фирмой, имеющей сборочное предприятие в Юго- Восточной Азии.
Табл 2.3.
Затраты на транспортировку грузом
морским и воздушным
Удельная стоимость, фл./м³ |
Расходы на морской транспорт, фл./м³ |
Расходы на воздушный транспорт, фл./м³ | |||||
Тарифная ставка |
Процентные затраты на запасы в пути |
Процентные затраты на страховые запасы |
Всего |
Тарифная ставка на запасы в пути |
Процентные затраты |
Всего | |
5000 |
250 |
50 |
50 |
350 |
1154 |
10 |
1164 |
50 000 |
250 |
500 |
500 |
1250 |
1154 |
100 |
1254 |
100 000 |
250 |
1000 |
1000 |
2250 |
1154 |
200 |
1454 |
Время перевозки морским транспортом – 50 дн.; воздушным – 10 дн. Дополнительные страховые запасы на сборочном предприятии в случае транспортировки морем – 14 дн.; процент на стоимость грузов, находящихся в пути при перевозке морским и воздушным транспортом – 7%, дополнительные затраты на хранение – 15 %
ПРИМЕРОМ компромиссов на оперативном уровне служит выбор размера партии груза производителем автомобилей, которому в следующем году потребуется 600 тыс. комплектующих изделий конкретного типа. Эти комплектующие (они уже закуплены) в прежние годы обычно поставлялись один раз в месяц партиями 11 50 тыс. штук. Однако в связи с изменением уровня запасов комплектующих необходимо рассчитать экономические показатели при переходе к более мелким партиям поставок. По причине разного количества рабочих дней в месяце, из-за отпусков и ремонта машин, а также в связи с комбинациями объема продаж готовой продукции обычно запас комплектующих на предприятии составлял 1,5 месяца. Расчеты показали, что при сохранении месячной партии продуцент выигрывает на транспортных расходах (разница составила 36 тыс. долл.), а при ежедневных поставках экономия от сокращения запасов достигает 64 тыс. долл. (средний запас — 1,5 рабочих дня). В итоге оказалось, что ежедневная поставка дешевле, чем месячная, т. е. увеличение затрат на перевозку компенсируется уменьшением издержек на запасы.
2.3. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
Как показывает мировой опыт, у фирм, применяющих логистическую концепциюнаблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК — прибыль на инвестированный капитал)
Влияние логистики
на расходы, связанные с
Воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке оценивается, как правило увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть представлены в виде схемы (рис. 2.5). Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. На наличность влияет скорость выполнения заказа, точность пи выписке счетов.
Рис. 2.5. Ключевые элементы показателя ПИК
Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий( 50% и > оборотного капитала приходится на запасы). Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.
Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. С точки зрения логистики, такие счета являются ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал.
На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Так материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, как логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и соотношение прибыли и инвестированного капитала.
Рис 2.6.Зависимость прибыли фирмы от уровня логистического обслуживания
Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференциации продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором. В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров. Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95% эффект становится отрицательным (рис. 2.6).
Цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе.
ТЕМА 3. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
3.1. Задачи и функции закупочной логистики
3.2. Механизм функционирования закупочной логистики
3.3. Планирование закупок
3.4. Выбор поставщика
3.1. Задачи и функции закупочной логистики
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение данной цели зависит от решения целого ряда задач:
1.Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий
2.Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них
3.Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
На оптимизацию звена логистической цепи «закупка» влияют не только внешние факторы(цены, сроки поставок, логистические издержки) но и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями фирм.
Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Задачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации для определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы па рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и т.д.
Цель проведения исследований
рынка закупок сырья и материал
Изучив рынок и остановившись
на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить
потребности предприятия или фирмы в конкретных
поставках. Определение потребностей
основывается на стратегии управления
запасами
и означает выявление товаров и услуг
по их качеству и количеству двумя
основными методами: 1) путем определения
потребностей на основе заказов
2) планомерного определения потребностей на основе расходов.
Определение потребностей на основе заказов, например, в машиностроении, происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными - в узлах, из которых комплектуются изделия, третичными - в деталях, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.
Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, то используют метод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза - прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.
Продукция производственного назначения классифицируется по видам заготовленного товара и способам их закупки. Традиционно выделяются следующие виды товаров: сырье и основные материалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такое деление обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а также условиями хранения и применения отдельных видов этих товаров.
Способы поставки закупаемых материалов:
Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:
Информация о работе Концептуальные и методологические основы логистики