Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:56, реферат
Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного "скачка" в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики.
Введение
Глава 1 Логистические аспекты функционирования транспорта
1.1. Услуги транспорта
1.2. Транспортное обслуживание потребителей и его качество
Глава 2 Грузовой автотранспорт РФ
Заключение
Список используемой литературы
Глава 2 Грузовой автотранспорт в РФ
Рост отечественной экономики требует адекватного роста транспортных услуг, который и происходит в последние годы. Вклад транспорта в формирование ВВП составил в 2005 г. 7%, а по итогам года рост общего грузооборота по всем видам транспорта - 2,9%. При этом наибольший прирост по грузообороту был зафиксирован на автомобильном транспорте, на его долю приходится свыше 80% общего объема перевозок грузов (без трубопроводного). Перевозки грузов осуществляются автомобильным транспортом во всех видах внутреннего сообщения: городском, пригородном и междугородном, включая завоз/вывоз грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты.
В условиях оживления деятельности реального сектора экономики в 2005 г. грузовым автопарком всех отраслей народного хозяйства перевезено 6,68 млрд. т грузов, или 101,8 % к уровню прошлого года. Грузооборот увеличился на 6,3 %. В 37 регионах возросли по сравнению с 2004 г. объемы перевозок грузов и грузооборот, например, в Республике Коми, в Ленинградской, Курганской, Кемеровской, Амурской областях. В 13 регионах показатели ухудшились. Резко снизились объем перевезенных грузов и грузооборот в Карелии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Читинской области.
Объем услуг по перевозке
грузов (коммерческие перевозки) по всем
субъектам автотранспортного
По итогам 2005 г. грузовой автомобильный транспорт России характеризуется следующими количественными и качественными показателями:
Общий эксплуатационный парк грузового автомобильного транспорта России (исключая специальные) составил более 4,5 млн. единиц. Произошло существенное и динамичное перераспределение парка автомобилей между хозяйствующими субъектами. На предприятиях всех отраслей экономики числится 2,2 млн. единиц, а на предприятиях отрасли «Автомобильный транспорт» - порядка 55 тыс. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние 5 лет более чем на 43% и составило 2,21 млн. автомобилей, или около 50% от всего парка народного хозяйства. При этом парк грузовых автомобилей предприятий страны за тот же период уменьшился почти на 10%, а предприятий отрасли - более чем на 55%.
Основные недостатки парка грузовых автомобилей предприятий отрасли «Автомобильный транспорт» - высокий средний возраст и несовершенная структура. Только 14% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, около 70% грузовых автомобилей полностью самортизированы и имеют срок службы более 10 лет. Обновление грузового парка страны в 2005 г. составило только около 5%. Обновление грузовых автомобилей в автотранспортных предприятиях отрасли в 2005 г. было порядка 2,5% вместо 10% по нормативу. В то же время, как и в предыдущие годы, списано более 15% парка.
Необходимость обновления
грузового парка транспортных средств
тесно связана с
Процент автомобильного парка, использующего наиболее дешевые виды автомобильного топлива - сжатый природный и сжиженный нефтяной газы, весьма невысок (3,1%), а именно это направление является наиболее перспективным в вопросе снижения стоимости перевозок, так как топливная составляющая оказывает значительное влияние на величину тарифов на перевозку.
В прошедшем году
наблюдался рост объема перевозок грузов
автомобильным транспортом, что
привело к некоторому улучшению
финансового положения грузовых
автотранспортных предприятий. В целом
по Российской Федерации от перевозок
грузов всеми коммерческими грузовыми
автомобилями доходы оцениваются в
127,5 млрд. руб. Рентабельность этого
вида деятельности составила 0,4% (в прошлом
году была убыточность). По грузовому
парку крупных и средних
В 2005 г. на уровне предыдущего года оставались затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы (2,2%), на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей (11,1%), общехозяйственные расходы (около 29%).
Перевозки грузов автомобильным
транспортом общего пользования (предприятия
и предприниматели, работающие по найму)
составили 580 млн. т (117,4% от уровня 2004 г.),
а грузооборот составил 31 млрд. т·км
(109,1%). Преобладающая часть объемов
в этом секторе деятельности приходится
на крупные и средние
Среднегодовой прирост объема автомобильных перевозок грузов в международном сообщении за период с 2000 по 2005 г. составил 10% - это около 2 млн. т ежегодно. За этот период объем перевозок, выполненный российскими перевозчиками, увеличился почти в 1,7 раза и составил более 10,9 млн. т. На конец 2005 г. количество автомобилей, имеющих допуск на осуществление грузовых международных перевозок, составило 47,3 тыс. ед. (в том числе осуществляющих перевозки на коммерческой основе - 46,6 тыс. ед. и для собственных нужд - 0,7 тыс. ед.).
По сравнению с
2004 г. парк грузовых автомобилей увеличился
на 2969 ед., в том числе коммерческих
- на 2968 ед. Из общего числа грузовых
автомобилей 37,8 тыс. находится на предприятиях
и 9,5 тыс. у предпринимателей без
образования юридического лица (физических
лиц). По сравнению с прошлым годом
парк у юридических лиц увеличивался
большими темпами, чем парк у предпринимателей
(соответственно на 7,4% и на 4,1%). В 2005
г. российские перевозчики продолжили
активно обновлять свой подвижной
состав, чему немало способствовали принятие
и активная реализация постановления
Правительства России о временном
ввозе, освобождающего перевозчиков от
уплаты таможенных платежей при ввозе
транспортных средств. Российскими
перевозчиками в 2005 г. по сравнению
с 2004 г. на основании постановления
Правительства Российской Федерации
№ 147 от 21.03.03 г. ввезено в два раза
больше автотранспортных средств, предназначенных
для осуществления
Объем перевозок, выполненный российскими перевозчиками в 2005 г., увеличился на 11% по сравнению с 2004 г. и составил 10,9 млн. т. Доля российских перевозчиков в 2005 г. оценивается в 39,4% (для сравнения: в 2004 г. она составляла 38,8%).
Наиболее сильными остаются позиции (доля) российских перевозчиков на направлениях:
Россия-Китай - 79%;
Россия-Финляндия - 59%;
Россия-Швеция - 66%;
Россия-Норвегия - 73%.
На долю перевозчиков третьих стран приходится 17% от общего объема международных автоперевозок, что составляет 4,6 млн. т. На долю перевозчиков Белоруссии, Польши, стран Балтии, Украины и Молдавии приходится 88% перевозок грузов третьих стран, а при перевозках грузов между Россией и государствами Западной Европы (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Испания, Нидерланды, Франция) доля перевозчиков третьих стран превышает 50%.
Объем перевозок по разрешениям ЕКМТ, выполненный российскими перевозчиками, в 2005 г. увеличился на 30% по сравнению с 2004 г. и составил 1,2 млн. т. Все показатели работы российских перевозчиков, работающих по разрешениям ЕКМТ, имеют положительную динамику. На 2006 г. для российских перевозчиков получено 2234 разрешения ЕКМТ, что на 17% больше, чем в 2005 г.
В заключение приведем важнейшие положительные итоги работы автомобильного транспорта в 2005 г.:
* наблюдается рост
объемов грузовых
* от грузовых перевозок, выполняемых автопредприятиями в целом по Российской Федерации, получена прибыль, рентабельность этого вида деятельности составила 0,4% (в прошлом году сложились убытки);
* возрос объем
международных перевозок
* возрос на 11% объем
перевозок внешнеторговых
* объем перевозок
по разрешениям ЕКМТ, выполненный
российскими перевозчиками,
* по сравнению
с началом 2005 г. происходит
погашение задолженности по
* рост заработной
платы по автомобильному и
городскому пассажирскому
Заключение
Исходя из изложенного, следует отметить, что основная функция транспортной логистики - это управление материальными потоками от производителя до получателя по графику.
Основным элементом транспортной логистики является транспорт. Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Транспорт представляет собой важное звено логистической системы; он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя.
В границах межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные.
В последнее время
автоперевозчики большое