Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:35, контрольная работа
В процессе движения от изготовления до потребления определенное количество товарной массы сосредотачивается на складах готовой продукции изготовителя, в пунктах отправления и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций и потребителей. Товар здесь располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент». Ассортимент - определенная совокупность(набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку(назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.)
Процесс формирования
товарного ассортимента в магазине
должен исходить из формы его товарной
специализации и размера
В процессе подбора
для магазина необходимого ассортимента
товаров следует
1. обеспечение
соответствия ассортимента
2. рациональное
построение ассортимента
3. обеспечение
достаточной широты и глубины
ассортимента. Под широтой ассортимента
понимают число товарных групп
и подгрупп, входящих в формируемый
ассортиментный перечень, а под
глубиной - число разновидностей
товаров по отдельным
4. обеспечение
устойчивости ассортимента
5. одним из
принципов правильного
Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделим следующие стадии:
1. внедрение
- закупаются сравнительно
2. рост - закупка
больших партий товара
3. зрелость - снижение
закупочных цен, отказ от
4. устаревшие - распродажа остатков товара.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах;
2. осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;
3. определяется
количество видов и
4. разрабатывается
конкретный ассортиментный
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
В процессе распределения
отдельных групп и подгрупп товаров
в разрезе потребительских
Основным фактором,
определяющим количество комплексов и
их наименования, являются размер торговой
площади магазина. Наряду с этим
следует учитывать сложившуюся
структуру товарооборота
Наряду с постоянными,
в рамках потребительских комплексов
универмагов могут быть организованы
сезонные микрокомплексы. Они организуются,
как правило, в канун праздников
или период осенне-зимнего или
весенне-летнего сезона за счет сокращения
площади постоянных микрокомплексов.
В отдельных случаях, в рамках
потребительского комплекса может
быть предусмотрена специальная
площадь для организации
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.
На процесс формирования товарного ассортимента оказывает влияние не только объем, структура, частота спроса на определенную товарную продукцию, но и характер проявления спроса. С этой точки зрения различают три формы спроса:
1. твердо сформированный
(специальный) спрос
2. альтернативный
спрос (спрос по выбору) допускает
широкую замену товаров.
3. импульсивный
спрос (неопределенный, скрытый)
представляет собой вид спроса,
появляющийся и формирующийся
под влиянием товарного
Заключительным
этапом формирования ассортимента является
разработка конкретного перечня
товаров, реализуемых в магазине.
Основой для разработки конкретного
ассортиментного перечня
Для оптимизации
ассортиментного перечня
- Наименование микрокомплекса (товарной секции)
- Наименование товаров
- Количество разновидностей товаров
- Период торговли (месяц)
Широкий и устойчивый
ассортимент товаров в
Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии.
Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.
Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв. м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%.
Из изложенного
можно сделать вывод, что необходимо
придерживаться одинаковой системы
показателей эффективности
Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров - очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
Считается, что
в розничной торговле формирование
ассортимента является прерогативой самого
торгового предприятия. В основу
действующих в магазинах
Фактическая полнота
ассортимента и ее динамика могут
служить свидетельством грамотной
ассортиментной политики. Полнота ассортимента
зависит не только от торговой площади
магазина, объемов товарооборота. Важными
факторами, обеспечивающими полноту
ассортимента являются финансовая устойчивость
и авторитет предприятия на рынке
товаров и услуг. Большим доверием
у поставщиков товаров
2.2 Совершенствование
формирования ассортимента
Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.
Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.
Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.
Чем более качественно
подобран ассортимент товаров торгового
предприятия, тем большая прибыль
будет получена. Ассортиментная политика
торгового предприятия имеет
комплексный характер. Игнорирование
одного из направлений деятельности
может свести к нулю все остальные
усилия. Ассортиментная политика, проводимая
розничной торговой организацией, не
должна иметь застойных тенденций.
Расширение и упорядочение ассортимента
товаров необходимо перевести под
пристальное внимание коммерческих
работников. Расширение ассортимента
подразумевает внедрение в