Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить систему товароснабжения.
Задачи исследования:
- изучить разновидности товарной политики предприятия и способы управления ассортиментом;
- изучить методы организации товароснабжения предприятий розничной торговли;
- изучить способы улучшения товароснабжения;
- изучить методы управления товарными запасами
- изучить организацию товароснабжения на основе компьютерных технологий
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
РАЗДЕЛ I. Организация и технология системы товароснабжения......6
1.1. Товарная политика и управление ассортиментом....................6
1.2. Организация товароснабжения.................................................16
1.3. Совершенствование товароснабжения розничной торговой сети – важнейшая предпосылка улучшения удовлетворения спроса населения............................................................................................................23
РАЗДЕЛ II. Современные методы планирования товароснабжения...............................................................................................28
2.1. Классические приемы управления запасами и вероятностные модели.................................................................................................................28
2.2. Организация товароснабжения на основе компьютерных технологий..........................................................................................................33
2.3. Оперативное управление поставками при помощи компьютерных технологий.............................................................................................................................42
2.4. Прогнозирование и управление спросом...........................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................52
Рис.1. Одна из версий структуры MRPII.
Простейшие формы MRP могут работать в среде чистого производства на заказ с достаточно длительным временем выполнения заказа, чтобы планирование потребностей в материалах основывалось строго на полученных заказах, — например, это классическое производство мебели под заказ, время выполнения которого составляет 15-20 недель. Однако во многих случаях приходится принимать заказы, срок выполнения которых меньше, чем время выполнения заказа на материалы, а значит, возникает потребность планировать на основе прогноза продаж. Отсюда понятно, что грамотное прогнозирование и планирование продаж необходимо в большинстве бизнесов. Для плани рования средне- и долгосрочных изменений в производственных мощностях и трудовых ресурсах дополнительно требуется функция планирования ресурсов. А для планирования объемов производства тех или иных групп товаров в среднесрочный период нужен производственный план.
Для управления логикой MRP требуется основной производственный план-график с деталями (по отдельным изделиям и сроку завершения производства), помогающими спланировать потребности в конкретных материалах и составить подробные, контролирующие работу завода списки нарядов для каждого из отделов. Основные производственные планы-графики должны бьггь реально осуществимыми — выполнимыми посредством доступных ресурсов (мощностей, рабочей силы и материалов, необходимых для каждого из этапов производства). Отсюда вытекает потребность в еще одном модуле, часто называемом предварительным планированием мощностей, который нужен для проверки соответствия основного плана-графика наличным у завода мощностям. Кроме того, должна вестись корректировка со стороны планирования материалов, определяющая, будут ли реально доступны материалы. Надо быть готовым к тому, что если обнаружится невыполнимость основного производственного плана-графика, в него, возможно, придется быстро вносить коррективы.
Основной производственный план-график концептуально отличается от производственных графиков, ему предшествующих, поскольку, составляя его, планировщики учли, что многие из операций товарного потока предприятия в этом плане-графике соединяются. В нем проведен баланс между заказами клиентов и спрогнозированным на будущее спросом, потребностями в пополнении готовых изделий для складированных товаров, производственными мощностями и издержками на создание запасов ради непрерывности производства или на частую смену темпов производства (с недоиспользованием трудовых ресурсов или издержками на частую смену персонала). Наличие основного производственного плана-графика проводит четкую границу между тем, что мы запланировали произвести в определенный период, и тем, что мы запланировали продать (планом продаж). Это очень важное логическое различие, идущее поперек традиционной склонности многих компаний производить спрогнозированное.
Хотя
составление основного
MRP II — это самая точная и подробная универсальная структура планирования потока товаров из всех когда-либо созданных. Ее пропагандировали большинство экспертов, и она легла в основу «крестового похода MRP», провозглашенного APICS (Американским обществом контроля продукции и запасов) в 1970-1980-х годах. Многие поставщики программного обеспечения стали создавать программные пакеты для внедрения стандартной спецификации MRP II (самые первые программы MRP, как правило, кастомизировались IT - группами на самих предприятиях). Эти программные пакеты MRP II стали разрастаться в размерах и включать в свой состав программы по учету запасов и управлению заказами клиентов — иными словами, речь стала идти не только о планировании, но и о выполнении многих базовых ежедневных трансакций предприятия.
К
началу 1980-х годов программное
обеспечение развилось еще
Семейство программ MPR в 1990-е годы разрослось, превратившись в систему планирования ресурсов предприятия (ERP) и включив программные модули, касающиеся таких крупных неоперационных участков бизнеса, как кадровый учет и управление финансами. EPR превратилась в завершенную систему целостного управления бизнесом, а собственно планирование стало лишь небольшой ее частью. Имелись очевидные причины для связывания операций с бухгалтерией — например, программа стала фиксировать выполнение заказа на изготовление и немедленно вносить надбавку к стоимости запасов в бухгалтерскую книгу компании. С началом XXI века поставщики EPR начали добавлять к EPR интернет-модули по CRM (менеджменту взаимоотношений с клиентами) для повышения эффективности взаимодействий с клиентами и работы персонала по продажам, а также по управлению взаимоотношениями с поставщиками (SRM) для улучшения снабжения и работы с поставщиками. Такого рода расширенную систему ERP иногда называют ERPII.
Итак, MRP не только структурировала мышление о планировании операций, но и легла в основу интегральных систем, которые способны обслуживать большинство трансакций предприятия. Создание MRP/ERP было признанием эффективности простых рациональных концептов, а также итогом целенаправленного продвижения, занявшего несколько десятилетий.
Однако по мере роста опыта обращения с MRP стало понятно, что MRP не является решением, универсально применимым ко всем контекстам без исключения. Многие связанные с MRP проблемы упираются в логику системы, которая не всегда адекватно оценивает производственные мощности или ограничения на материалы. Первоначально создаваемый основной производственный план-график составлен на допущении, что производственные мощности не ограничены, а для составления практически выполнимого основного производственного плана-графика обычно требуются множественные переходы между основным производственным планом-графиком, предварительным планированием мощностей, потребностями в материалах, планированием производственных потребностей и логикой окончательного оперативно-производственного планирования (для конкретных участков и оборудования). Однако в процессе реального производства, как правило, нет времени на выполнение этого множества переходов, из-за чего заводы часто пытаются выполнять неосуществимые основные планы-графики.
Интересно, что, хотя основной производственный план-график допускал наличие неограниченных мощностей, логика потребностей в материалах окольным путем пыталась признать ограниченность мощностей через параметры выполнения заказа на материалы. Иными словами, разработчикам MRP пришлось поместить время выполнения заказов на материалы в системы, которые предполагали некую постоянную задержку доставки материалов (из-за загруженности другой работой). Время изготовления узла А, допустим, две недели. Однако эта посылка всегда ошибочна, поскольку при отсутствии конкуренции за сборку узла А он, вероятнее всего, будет изготовлен завтра. А если завод слишком загружен работой и ваш заказ на производство имеет низкий приоритет, то узел А не будет получен и через два месяца. Неспособность MRP по-настоящему эффективно учитывать мощности в зависимости от спроса (динамический баланс предложения и спроса) сильно затрудняет составление обоснованных графиков, а придерживаться необоснованных графиков, конечно же, невозможно.
Использование
длительных сроков выполнения заказа
ввиду существующих ограничений
по мощностям приводило к тому,
что совокупные сроки выполнения
для готовых изделий
Вдобавок к этим неизбежно вытекающим и внутренне присущим MRP проблемам, системы MRP часто применялись в ограниченной среде, не требующей сложных инструментов планирования,- что вело к напрасной трате ресурсов. Например, системы MRP ввели в оборот понятие заказа на изготовление, т.е. авторизацию на закупку материалов и начало производства конкретной партии товаров. Хотя заказы на изготовление использовались во многих отраслях задолго до появления MRP как средство накопления стоимости материалов и живого труда, они не встречались в большинстве сфер обрабатывающей промышленности. Производители из этих сфер старались придерживаться графика производства и, возможно, использовали тот или иной тип простой программы разверстки материалов. Введение заказов на производство усложнило производственный контроль и увеличило издержки на него, не принеся добавленной стоимости.
2.3. Оперативное управление поставками при помощи компьютерных технологий
Имея в своем распоряжении системы управления складами оптовых центров, поставляющие информацию в реальном времени, и изобилие компаний-перевозчиков, способных непрерывно поставлять информацию о текущем местонахождении грузов (и по ходу уточнять сроки прибытия), менеджеры-логисты смогли строить системы, дающие представление о событиях в логистической цепочке визуально и в реальном времени. Сегодня стали доступны программные пакеты, обеспечивающие именно такое визуальное представление. Отметим, однако, что в целом такие системы визуализируют непроизводственную логистическую цепочку (перевозки, складские запасы, заказы), т.е. не те события, которые способны замедлить или ускорить производство.
Возможность такой визуализации рождает очевидный вопрос: если некое непредвиденное обстоятельство вторгается в план потока товаров, то возможно ли что-то предпринять до того, как оно породит каскад проблем, еще более неотложных? Возможно ли в реальном (или почти реальном) времени принимать решения, которые устранят проблему в зародыше? Если входящая партия материалов, необходимая для производства, задерживается, возможно ли заполнить другим продуктом, не требующим этих материалов, возникшую производственную паузу? Или необходимо законсервировать наличные запасы этих материалов и не изготавливать продукт, если это не критично? А может, необходимо все же изыскать некоторое количество этих материалов, позаимствовав их поблизости?
Принятие этих решений в реальном или почти реальном времени обычно называют управлением событиями. Ряд визуализирующих программных средств также имеют функции принятия решений, сильно различающиеся от системы к системе. Обычно у них есть параметры, предписывающие, до каких пределов система может работать сама по себе, в отличие от решений, требующих человеческого одобрения или отмены. Некоторые из решений, принимаемых с помощью системы такого рода, — это:
Благодаря этим функциям стала рассматриваться возможность децентрализации принятия решений, чтобы системы и сотрудники, расположенные физически ближе всего к обнаруженной проблеме, могли максимально быстро скорректировать ход операций. Однако здесь можно заметить, что принятие решений из приведенного выше списка требует того же объема информации и наличия примерно той же логики, что и основные процессы краткосрочного планирования, подконтрольные процессам управления заказами, формирования заказа и пополнения запасов. Это означает, что управление событиями логистической цепочки или должно иметь выход на эти данные и логику, или будет обречено на принятие плохих решений.
Управление событиями совершенно определенно сдвинуло центр тяжести планирования ближе к выполнению работ. Хорошим примером этому служит то, что случилось в последние годы с АТР -логикой. АТР, классический метод управления планируемыми заказами, естественным образом вырос из сферы MRP и основного производственного плана-графика (MPS). Действительно, основная для АТР калькуляция может выполняться в таблице, фазированной по времени MRP-MPS (32). Однако с появлением в 1990-е годы усовершенствованных информационных систем для слежения за перевозками и запасами, дающих непрерывную визуализацию процессов, стало понятно, что некоторые типы управления планируемыми заказами гораздо лучше осуществляются путем сочетания логистической информации в реальном времени и производственного графика.
Информация о работе Анализ основных стадий планирования товароснабжения розничной торговой сети