Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном, красивом, большом классе,…).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание класса).
- Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём классе.
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой игрушки.
Конспект урока.
Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2).
Контрольный срез.
Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся.
Ход урока.
1. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.
2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
3. Сочинение.
4. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Анализ результатов (контрольный срез).
Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
·«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
·«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
·«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Результаты анализа работ были занесены в таблицу:
Результаты формирующего эксперимента.
Умения Уровни развития умений | Умение строить описание | Умение раскры- вать тему и основную мысль в сочинении | Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения | Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Высокий | 88% | 88% | 94% | 94% |
Средний | 12% | 12% | 6% | 6% |
Низкий | 0% | 0% | 0% | 0% |
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное - 14.
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%.
Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.
Примеры детских сочинений:
Коренной Витя.
« Моя любимая игрушка - тигр.
У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год.
Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы.
Он мне очень нравится!»
Голубева Лиза.
« Моя любимая игрушка - кукла Роза.
У меня есть кукла. Её зовут Роза.
У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы.
Мне нравится с ней играть.»
Корнилова Оля.
« Моя любимая игрушка - попугай Кеша.
Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится.
Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный.
Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»
Кудряшева Диана.
« Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.
На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.
Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер.
Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»
По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).
Выводы.
Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%.
Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании, которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94% детей.
Анкета.
С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало участие 17 человек.
Вопросы анкеты:
1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?
3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? Как именно они тебе помогли?
4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?
5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?
6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
Анализ ответов.
По результатам анкеты была составлена таблица.
№ вопроса / Ответы | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Да | 94% | 76% | 100% | 94% | 70% | 82% |
Нет | 6% | 6% | 0% | 6% | 30% | 18% |
Не очень | 0% | 18% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще (так считают 94% класса).
На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были следующие:
- было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») - 41%;
- легче, удобнее описывать - 35%;
- описание получается более точным и подробным - 24%.
70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили, что они были более подробными и точными.
82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок.
Выводы.
Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше.
Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.
аключение
1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей.
2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.
3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.
До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.
После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса.