Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
Русские народные песни (с. 6—7) иллюстрируются лирической сценкой федоскинской миниатюрной живописи и полной экспрессии лубочной картинкой.
Тексты небылиц на страницах 8—9 проиллюстрированы изображениями народных глиняных расписных игрушек, цветочной росписью на прялке, графикой лубочной картинки.
Короткие стихотворные тексты к сказкам, представленным на странице 10, иллюстрируются фотографией богородской резной деревянной игрушки с движением.
Замечательный русский художник В.М. Васнецов известен своими живописными полотнами на темы русских сказок и былин («Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»). В учебнике художник представлен двумя живописными произведениями «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри» (с. 21 и 38), а также иллюстрацией «Сивка-бурка» к одноименной сказке (с. 32).
Другой великолепный русский художник - И. Билибин, создавший свой неповторимый стиль иллюстраций к русским народным сказкам. Благотворное влияние на творчество художника оказало русское народное искусство. И. Билибин всерьез изучает его, путешествуя по Русскому Северу, делая во время этих путешествий рисунки деревянной архитектуры, народного костюма, бытовой утвари крестьянских домов. Рисунки эти, знания народного быта и уклада крестьянской семьи оказали самое благотворное влияние на создание художником иллюстраций к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А. С. Пушкина.
И. Билибин щедро насыщает свои иллюстрации орнаментом, который можно видеть в оформлении одежды героев сказки, в изразцах печей, ковров, в резном и расписном убранстве домов и даже в своеобразных рамах, обрамляющих многие его иллюстрации.
Наиболее орнаментальна иллюстрация И. Билибина на странице 109. Художник большую часть рисунка отводит ковру, застилающему пол перед столом, за которым происходит трапеза гостей князя Гвидона. Орнамент пола — цветок в темных и светлых квадратах, ритмично чередующихся.
Из стилистики иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...» в книге «Родная речь» несколько выпадает иллюстрация на странице 83. Воспроизведенное здесь живописное полотно художника Н. Рериха «Заморские гости» хорошо ложится своей темой в текст сказки.
Так же замечательны иллюстрации Билибина к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина. В учебнике даны только отдельные иллюстрации из большого числа рисунков, созданных художником к этой знаменитой сказке (стр. 75, 81, 93, 109).
Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся еще больше обогатятся, если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней художественной жизни.
В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»1 автор детально рассматривает понятие интеграции.
Интеграция, по мнению автора, — процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанную проблему.
Автор проверила степень эффективности практикуемых в школе приемов и вновь разработанных ею путей применения наиболее эффективных методов проведения интегрированных учебных занятий.
Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — музыки — ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал. К тому же детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.
В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны»1 автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, цели которого следующие:
1. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.
2. Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая школьников правильному, выразительному, плавному чтению.
3. Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, а также с изобразительным искусством и музыкой.
В качестве оборудования автор предлагает использовать учебник «Книга для чтения» (III класс), книги для внеклассного чтения, тексты Н. Сладкова «Март», «Апрель», репродукцию картины А. Саврасова «Грачи прилетели», грампластинки П. И. Чайковского «Времена года» и С. В. Рахманинова «Концерт для фортепиано с оркестром № 2», грамзаписи «Перезвон колоколов» и «Птичьи голоса».
В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение – музыка – изобразительное искусство)
В статье «Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам»2 автор делится опытом своей работы по проведению интегрированных уроков с учащимися в начальных классах. Автор отмечает, что практикой доказано: чтение - наиболее благоприятный предмет в сочетании с музыкой и изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Учитель решила провести интегрированный урок по теме «Волшебница-зима». Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял такие предметы, как «Чтение», «Русский язык», «Музыка». Урок получился, детям понравилось.
На основе этого автор провела потом аналогичные интегрированные уроки, тоже как обобщающие, по темам «Весна идет» и «Осень наступила», где были объединены те же предметы. Но в эти уроки уже были включены моменты инсценировки: некоторые дети были одеты в соответствующие теме урока костюмы, они читали стихи, загадывали загадки, а одна девочка играла мелодию весенней песенки на скрипке...
Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух периодах зимы, весны, осени были напечатаны на отдельных листах для каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались! Дети сами озаглавливали данные тексты, так как они были даны без названия. Это способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало наибольший интерес у учащихся к литературным произведениям, что позволило им увидеть красоту родной природы, почувствовать и понять, «как велик и могуч русский язык».
В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представили себе, слушая музыкальные произведения П. И. Чайковского из его цикла «Времена года». На фланелеграфе «создавали» динамические картины из аппликаций как иллюстрации к данным текстам и писали сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой была оформлена в виде красивой бабочки («Весна идет») и в виде грибка («Осень наступила»).
Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он проходил как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный урок-спектакль.
Тема данного урока: обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении.
Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы, художественные образы. Далее автор предлагает конспект открытого интегрированного урока по теме «Весна идет» (чтение — русский язык — музыка).
В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе». 1автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации.
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.
Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.
Автор считает, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.
Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств — альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю. Приведённая таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса (литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по системе 1-4) и в III классе (по системе 1-3) на учебный месяц.
ГЛАВА III.
Педагогическое исследовнаие.
1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании художественного творчества детей.
На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» классе 4 школы г. Ейска.
Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;
- умение использовать прилагательные в описательном тексте.
Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе»1.
Конспект урока.
Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».
Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.
Ход урока.
1. Наблюдение над особенностями описательного текста.
На доске:
Моя любимая игрушка - заяц.
На день рождения мне подарили зайчика.
Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.
Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?
- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?
- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого- ученица 2 класса.
«На восьмое марта мне подарили леопарда.
Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий.
Он очень мне нравится.»
-Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»1 :
«Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.»
- Какова же роль описаний в тексте?
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении?(Какая игрушка?)
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).
4. Обсуждение структуры текста.
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).
- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).
-Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).