Понятие в логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

Ло́гос (греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Этот термин был введен в философию Гераклитом (ок. 544 - ок. 483 до н. э.), который называл логикой вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..с. 2
§ 1. Определение понятия……………………………………………………………………..с. 4
§ 2. Содержание и объем понятия………………………………………………………….....с. 6
§ 3. Виды понятий……………………………………………………………………………...с.7
§ 4. Отношения между понятиями……………………………………………………………с.10
§ 5. Операции с понятиями
Определение понятий………………………………………………………………....с.12
Деление понятий. Классификация……………………………………………………с.14
§ 6. Ограничение и обобщение понятий……………………………………………………...с.18
§ 7. Операции с классами (объемами понятий)…………………………………………..….с.19
Заключение……………………………………………………………………………………..с.23
Список литературы…………………………………………………………………………….с.24

Работа содержит 1 файл

к.р.по логике.docx

— 229.16 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………..с. 2

§ 1. Определение  понятия……………………………………………………………………..с. 4

§ 2. Содержание и объем понятия………………………………………………………….....с. 6

§ 3. Виды понятий……………………………………………………………………………...с.7

§ 4. Отношения  между понятиями……………………………………………………………с.10

§ 5. Операции с понятиями 

  1. Определение понятий………………………………………………………………....с.12
  2. Деление понятий. Классификация……………………………………………………с.14

§ 6. Ограничение и обобщение понятий……………………………………………………...с.18

§ 7. Операции с классами (объемами понятий)…………………………………………..….с.19

Заключение……………………………………………………………………………………..с.23

Список литературы…………………………………………………………………………….с.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ло́гос (греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») —  термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или  «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Этот термин был введен в философию Гераклитом (ок. 544 - ок. 483 до н. э.), который называл логикой  вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. В последующем развитии человеческой мысли значение этого  термина неоднократно изменялось, однако до сих пор, когда говорят о  логике, имеют в виду наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру  бытия, наиболее существенные закономерности развития мира. Как самостоятельная  наука, логика сложилась более двух тысяч лет назад, в VI в. до н. э. В  Древней Греции и Индии. Основателем  науки логики по праву считается  величайший мыслитель древности, ученик Платона - древнегреческий философ  Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

В настоящее время слово «логика» употребляется в следующих основных значениях.

Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей  и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.

Во-вторых, словом «логика» обозначают особые закономерности в связях и  развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой.

Слово «логика» употребляют и в  третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в  связях и развитии мыслей.

Итак, логика – это наука о  мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает  мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью  которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская  наука и в настоящее время  представляет собой сложную систему  знаний, включающую две относительные  науки: логику формальную и логику диалектическую.

Формальная логика – это наука  о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам.

Мышление человека подчиняется  логическим законам и протекает  в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как  они правильно говорят, не зная правил грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается  в том, что бы научить человека сознательно применять законы и  формы мышления и на основе этого  логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

В своей работе я попытаюсь, как  можно подробнее рассмотреть  одну из форм мышления – понятие (его  виды, содержание и объём, отношение  между понятиями и логические операции с понятиями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Определение  понятия

Понятие есть форма мысли, отражающая общие, существенные и отличительные  признаки чего бы то ни было, что может  быть предметом нашей мысли. Понятие  может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так  и идеальный, мнимый воображаемый). Главное для данной формы мысли  — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений.

Общими признаками (свойствами) являются те, которые присущи хотя бы нескольким предметам (явлениям, процессам). Признаком  будем называть любое свойство предмета, независимо от того, внешнее оно  или внутреннее, очевидное или  непосредственно не наблюдаемое, общее  или отличительное, существенное или  несущественное.

Существенным по природе предмета признаком будем считать тот, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета, который выступает  определяющим для него, выражает внутреннюю закономерную связь его элементов. Это такой признак, изменение  или уничтожение которого влечет за собой качественное изменение (уничтожение) самого предмета. Все остальные признаки — несущественные. При этом следует  иметь и виду, что существенность того или иного признака зачастую определяется интересами самого человека, его позицией, задачами, целями, ситуацией. Так, существенными для жаждущего  человека и для физика или химика признаками воды будут разные признаки. Для ученого - это структура молекулы воды (Н2О), для простого человека - способность  утолять жажду. Среди признаков  понятия различают родовые, как  более общие, и видовые — частные, индивидуальные, специфические. Высший род - это предельно общее понятие, или философская категория, низший вид - единичное понятие, понятие, отражающее индивид.

Поскольку понятие в силу своей  идеальности не имеет непосредственного, собственного, вещественно-наглядного выражения, то материальным носителем  понятия выступает слово или  сочетание слов естественного языка (знак или сочетание знаков символического, искусственного языка). Понятия, выраженные одним словом, являются простыми понятиями («дом», «стол»), выраженные двумя словами (словосочетаниями) — сложными («столица республики»), а более чем двумя  — дескриптивными («абсолютно твердое  тело»).

Отсутствие выработанного навыка различения свойств слова и понятия  часто является причиной подмены  понятия словом. Но слово лишь выражает понятие, само же по себе слово - вполне материальное образование, его можно  записать, произнести, хранить и  т.п. Понятия же и появляются и  осмысливаются лишь человеком и  только тогда, когда он осознает значение, смысл слова. Само по себе понятие  в записанном слове (знаке, комплексе  их), в книге не находится, понятие  возникает каждый раз и только в голове читающего (или пишущего, думающего) человека, и никуда за рамки  головы не выходит.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Для выделения существенных признаков  необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом  предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков  требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его  составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить  обратную операцию — синтез (мысленное  объединение) частей предмета, отдельных  признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов  по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование — мысленное выделение  одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит  в выделении существенных признаков  предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение — мысленное объединение  отдельных предметов в некотором  понятии.

Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых  понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Содержание и объем понятия.

Как цельная форма мысли понятие  представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Объем — структурный элемент  понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми  существенными и отличительными признаками. Так, объем понятия «стол» отражает собой всю совокупность столов на нашей планете, все их множество, весь их класс.

Содержание — элемент структуры  понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлений, процессов и  пр.). Содержание понятия «стол», например, будет представлять собой совокупность таких существенно-отличительных  признаков данного предмета, как  искусственность его происхождения, гладкость и твердость плоскости, вознесенной над поверхностью земли (пола), жесткость точки (точек) опоры  и пр., и предназначенность для  различных видов ручной деятельности человека.

Закономерная связь объема и  содержания понятия определяет целостность  данной формы мысли. Внутренним законом  структуры понятия является закон  обратного отношения объема и  содержания понятия. Увеличение объема понятия влечет за собой сокращение его содержания, а увеличение содержания —  уменьшение объема, и наоборот. Обратный процесс — сокращение содержания, — естественно, повлечет за собой  увеличение объема понятия.

Обратное отношение объема и  содержания понятия выступает главным  законом структуры данной формы  мысли. Такие законы мы и будем  в дальнейшем называть внутренними  законами, законами структуры. На основании  данного закона структуры можно  по-иному определять само понятие: это  форма мысли, элементы которой (объем  и содержание) находятся в отношении  обратной зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Виды понятий

За счет изменения одного из элементов  структуры понятия последние  могут подразделяться на виды.

количественный признак (объем)

качественный показатель (содержание)

единичные

утвердительные

общие

отрицательные

пустые (нулевые)

конкретные

регистрирующие (исчислимые)

абстрактные

нерегистрирующие (неисчислимые)

безотносительные

 

соотносительные

собирательные

разделительные (несобирательные)


Единичными понятиями являются те, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален. Это, например, понятие об авторе «Мастера и Маргариты».

Общими понятиями являются те, объемы которых отражают два и более  однородных предмета (явления, процесса) вплоть до неисчислимого их множества. Такими понятиями будут «дом», «стоимость», «совесть», и пр. Легко заметить, что общее понятие в грамматической форме может выражаться и единственным числом; в логике слова «стол» и  «столы» одинаково выражают общее  понятие о столе.

Пустые (нулевые) понятия — это  понятия, объемы которых отражают пустые предметные области, им не соответствуют  никакие реальные объекты; предметная область которых равна нулю. Это  понятия, являющиеся результатом относительно самостоятельной абстрагирующей деятельности человеческого сознания, отражающие идеальные, идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами («абсолютно черное тело», «несжимаемая жидкость», и пр.). Понятия о сказочных  или фантастических, мифологических объектах тоже являются пустыми понятиями («сирена», «русалка», «конек-горбунок», «минотавр» и пр.).

Регистрирующие (исчислимые) понятия  — понятия, отражающие поддающуюся  исчислению область (множество, класс) предметов. Например, «дни недели», «времена года» и пр.

Нерегистрирующие (неисчислимые) —  все те понятия, объемы которых фактически не поддаются точному исчислению. Нерегистрирующими понятиями будут  такие предельно широкие понятия, как «количество», «качество», «мера» и пр., такие общие понятия, как  «дерево», «река», «человек» и пр., абстрактные понятия «кривизна», «курносость» и пр.

Положительные (утвердительные) понятия  характеризуют в предмете наличие  того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, эксплуататор и  т. д. Понятно, что положительными понятиями  могут быть как общие, так и  единичные, пустые. Понятия о городе, луне, цене, морали и пр. будут понятиями  и положительными, и общими, а  некоторые и пустыми. Если частица  «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В  русском языке нет понятий  «упречность» или «настье», и частица  «не» в приведенных примерах не выполняет  функцию отрицания, а поэтому  понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными, так как  они характеризуют наличие у  предмета определенного качества (может  быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное  качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый  поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная  помощь»). Эти понятия в языке  выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу  «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию  отрицания. Отрицательные понятия  указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием; формируются они простым прибавлением к любому положительному понятию  частицы «не»: «не-роза», «не-молитва», «не-кузнец» и пр. Общеупотребимое  понимание отрицательности не всегда совпадают с логическим. Так, в  повседневном обиходе понятия «жадность», «глупость» выражает отрицательную  характеристику человека, но в логике эти понятия являются положительными; отрицательными же они становятся лишь с прибавлением к ним частицы  «не» — «не-жадность», «не-глупость», при этом, правда, данные понятия  выражают совсем не отрицательную черту  человека.

Информация о работе Понятие в логике