Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:06, контрольная работа
Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
1.Определение логики
2. Из истории логики
3. Логика формальная и диалектическая
4. Основные методологические принципы формальной логики
5. Основные методологические принципы диалектической логики
6. Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля
7. Значение и польза логики
8. Литература
Содержание
1.Определение логики
2. Из истории логики
3. Логика формальная и диалектическая
4. Основные методологические принципы формальной логики
5. Основные методологические принципы диалектической логики
6. Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля
7. Значение и польза логики
8. Литература
Определение логики
Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. (Г. И. Челпанов, 1994) .
Из истории логики
Термин “логика”
применительно к науке о
Признание непригодности
официальной схоластически-
Гораздо осторожнее подходят к делу Р. Декарт и Г. Лейбниц. Им также импонировала идея создания “всеобщей математики” вместо прежней, высмеянной и дискредитированной, логики. И они мечтали об учреждении “универсального языка” , системы терминов, определенных строго и однозначно, поэтому допускающих над собой чисто формальные операции.
Однако и Р. Декарт, и Г. Лейбниц, в отличии от Гоббса, прекрасно видели принципиальные трудности, стоявшие на пути осуществления этой идеи. Декарт понимал, что определения терминов в “универсальном языке” не могут быть продуктом полюбовного соглашения, а должны быть получены только в результате тщательного анализа простых идей, из которых, как из кирпичиков, складывается весь интеллектуальный мир людей; что сам точный язык “всеобщей математики” может быть лишь чем-то производным от “истинной философии” . Только тогда удалось бы заменить мышление о вещах, данных в воображении (т.е. по тогдашней терминологии, в созерцании) , вообще в реальном чувственно-предметном опыте людей, своего рода “исчислением терминов и утверждений” и сделать умозаключения стол же безошибочными, как и решения уравнений.
Присоединяясь
в этом пункте к Декарту, Г. Лейбниц
категорически ограничивал
Не удивительно,
что Г. Лейбниц с нескрываемой
иронией относился к чисто
номиналистической трактовке
Поэтому вместо
того разделения философии на три
разные науки, которое Дж. Локк копирует
у стоиков (логика, физика и этика)
, Лейбниц предпочитает говорить о
трех разных аспектах, под которыми
выступает одно и то же знание, одни
и те же истины, - теоретическом (физика)
, практическом (этика) и терминологическом
(логика) . Прежней логике здесь просто
соответствует
Таким образом,
к началу текущего столетия символическая
логика оформилась в качестве относительно
самостоятельной дисциплины в рамках
логической науки. Применение методов
символической логики к решению
проблем поставленных традиционной
логикой, а также проблем которые
даже не могли быть ею поставлены, вызвало
в начале ХХ в. революцию в логике.
Именно использование методов
Диалектическая
логика также имеет древнее
Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Дальнейшее развитие она получила в трудах современных философов. (Ю. В. Ивлев, 1994)
Логика формальная и диалектическая
Поскольку мысли выражаются в языке, они имеют звуковые, или языковые формы. Одна и та же мысль может выражаться в языке по-разному. Например, предложения “Петр – студент” , “Peter is a student” , “Peter ist student” выражают одну и ту же мысль. Можно привести примеры различных способов выражения некоторой мысли в одном языке, например, в русском.
Кроме звуковой формы, каждая мысль имеет логическую форму (логическую структуру) .
Логическая структура мысли, выраженной приведенными выше предложениями, такова: “Некоторый определенный предмет обладает некоторым определенным свойством” , или при другом подходе: “Некоторый определенный предмет является элементом некоторого определенного класса предметов” .
Как выявлять логическую форму более сложных мыслей, а также процессов мышления (рассуждений) ?
Для нахождения способа, позволяющего выявлять логические формы различных мыслей и процессов мышления, выделим наиболее общие свойства и характеристики вещей и явлений, наиболее общие отношения между веществами и явлениями, а также наиболее общие свойства и характеристики самих мыслей и отношения между ними. Эти свойства, характеристики и отношения являются предметом изучения логики. Они выражаются следующими словами и словосочетаниями: “суть” /” есть” , “является” /, “все” / “каждый, “ни один” /, “некоторые” , “если …то” , “и” , “или” , “следовательно” , “неверно, что…” /” не” / и некоторыми другими, называемыми логическими терминами, в отличие от нелогических терминов, обозначающих вещи и явления или выражающих свойства и отношения, не являющиеся предметом логики.
Чтобы выявить логическую форму мысли, нужно отвлечься от большей части содержания нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль. Сделать это можно различными способами. Можно, например, опустить нелогические термины в этом словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо различных вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов – различные линии. Последние замечания как раз и говорят о неполном отвлечении от смысла нелогических терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, “от большей части смысла” которых произошло отвлечение.
Второй способ отвлечения от смысла нелогических терминов заключается в замене этих терминов символами – переменными. И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов – различные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ставятся и переменные различных типов.
Пусть даны рассуждения:
Все металлы являются электропроводными веществами.
Следовательно, некоторые электропроводные вещества являются теплопроводными.
Следовательно, хороший следователь – хороший юрист.
В двух последующих рассуждениях подразумевается слово “все” .
В результате замены нелогических терминов переменными получим, соответственно, выражения:
Они выражают логические формы указанных рассуждений.
Таким образом, логическая форма – это структура мысли, или процесса мышления, получаемая в результате отвлечения от смысла /от его большей части/ нелогических терминов.
Логическая форма выражает часть содержания мысли. Она информативна.
Так, содержание, выражаемое логической формой первого рассуждения, таково: “Если все предметы класса М включаются в класс Р. и все предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S включаются в класс Р” . Иными словами, каждая мысль имеет звуковую, или языковую, форму выражения и содержание. Все содержание делится на логическое и нелогическое. Логическое содержание выражается логическими терминами и отчасти нелогическими, а нелогическое нелогическими.
Логические формы можно классифицировать по типам. Основными типами логических форм являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это мысль, в которой обобщены и выделены в класс предметы на основе системы признаков, общей только для предметов этого класса.