Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:06, контрольная работа
Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
1.Определение логики
2. Из истории логики
3. Логика формальная и диалектическая
4. Основные методологические принципы формальной логики
5. Основные методологические принципы диалектической логики
6. Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля
7. Значение и польза логики
8. Литература
“…Много легче, - писал К. Маркс, - посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод” . Применительно к преступности этот метод можно сформулировать так: не от преступности идти к ее причинам, а из данных (материальных) условий жизни выводить ожидаемые правонарушения.
Другим следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, из специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы. “Метод К. Маркса, - писал В. И. Ленин, подчеркивая важность требования конкретности, - состоит прежде всего в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке…” Следование принципу конкретности предохраняет от превращения диалектического метода в универсальную отмычку, якобы способную решить любую научную проблему. По этому поводу Ф. Энгельс писал: “…материалистический метод превращается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью при историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты” .
Важнейшим принципом диалектического метода является требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях . “Чтобы действительно знать предмет, - писал В. И. Ленин, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и “опосредствования” . Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения” . Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо охватить все эти связи и отношения.
Важным принципом диалектического метода является принцип историзма , который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.
В. И. Ленин отводит важную роль этому принципу в социальном познании: “Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь” .
Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие.
Важным принципом диалектического метода является принцип раздвоения объекта познания на противоположные стороны , вытекающий из закона единства и борьбы противоположностей.
Методологические
принципы в единстве с методами и
приемами познания и практической деятельности,
с формами познания составляют активную
сторону диалектического
Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля
Проблема тождества
диалектики, логики и теории познания
возникла в философии Гегеля как
результат исторически первого
опыта построения системы логики,
в которой формы мышления рассматриваются
как ступени познания истины, а
логическими принципами (законами)
мышления, обеспечивающими постижение
истины, выступают принципы диалектики
(принцип тождества
Разработка Гегелем
системы логики как теории диалектического
метода познания(= теории познания) стала
возможной в результате внесения
существенных изменений в предмет
традиционной теории познания . Эти
изменения выразились в рассмотрении
индивидуального процесса познания
как воспроизведения основных ступеней
исторического процесса познания (выведение
теории познания из истории познания)
и, во-вторых, в выработке взгляда
на теорию познания как на учение о
познавательных отношениях субъекта и
объекта, в которых сам объект
выступает и постигается в
разных формах. Реализация такого понимания
предмете теории познания позволила
Гегелю вскрыть познавательную функцию
логических категорий как общих
определений объекта и вместе
с тем как ступеней его познания.
На этой основе наметилось совпадение
теории познания как учения о диалектике
познавательных отношений субъекта
и объекта с логикой как
теорией диалектического
Теория познания как учение о диалектике познавательных отношений субъекта и объекта и логика как теория диалектического метода познания в системе философии Гегеля рассматриваются как разные науки (феноменология духа и логика) . Собственно, проблема их совпадения и возникла, поскольку они разные науки. Другое дело соотношение диалектической логики и диалектики как теории познания (теории диалектического метода познания) . Здесь налично прямое, непосредственное тождество, это – одна и та же наука. Диалектическая логика как теория диалектического метода есть диалектика как теория познания или, что одно и то же, диалектика как теория познания есть диалектическая логика = теория диалектического метода познания. В этом соотношении и у Гегеля и в марксизме речь идет об одной и той же науке.
Проблема совпадения
логики и диалектики – это не
проблема соотношения диалектической
логики и диалектики как теории познания,
а проблема соотношения диалектической
логики и диалектики как теории развития
(т.е. диалектики как науки о всеобщих
законах развития природы, общества
и мышления) . В логике Гегеля эта
проблема решалась в духе интерпретации
законов мышления, изучаемых диалектической
логикой, как законов бытия, а
последних как законов
Однако следует со всей решительностью подчеркнуть, что никакой теории диалектики как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Гегель не создавал и не создал . Он создавал науку о мышлении, “спекулятивную” логику, которая в соответствии с принципом идеалистического тождества мышления и бытия отождествлялась с наукой о законах развития “всех материальных природных и духовных вещей” . В системе этой “науки” законами “всех материальных, природных и духовных вещей” являются законы самого мышления . Гегелю удалось угадать в диалектических закономерностях мышления диалектические законы развития “всех материальных, природных и духовных вещей” лишь в той мере и постольку, в какой мере и поскольку законы диалектического мышления совпадают со всеобщими законами бытия. Но для того чтобы узнать, где налично это совпадение, а где оно отсутствует, что относится к особым закономерностям образования и развития системы научного знания , а что – ко всеобщим закономерностям образования и развития всех систем, необходимо было открытие всеобщих закономерностей развития природы и общества. У Гегеля же все диалектические закономерности мышления интерпретированы как закономерности самого бытия (бытие = мышлению) .
Конечно, если придерживаться точки зрения, согласно которой диалектика как теория развития -–это и есть диалектическая логика, а диалектическая логика – это и есть теория развития, тогда упрек Гегелю в отождествлении предмета диалектической логики с диалектикой как теорией развития представляется совершенно безосновательным. С этой точки зрения, “рациональным зерном” гегелевской диалектики есть сформулированные в ней, “правда, на идеалистической основе” , всеобщие законы развития. То, что учение об этих законах Гегель назвал “логикой” , представители рассматриваемой точки зрения относят к его специфическому пониманию логики. На самом деле эта “логика” , по их мнению, не имеет ничего общего с действительной логикой как наукой о формах и законах мышления. При этом обычно ссылаются на В. И. Ленина: ведь и Ленин подчеркивал, что логика (“т.е. диалектика” ) есть наука “не о внешних формах мышления” , а о законах развития мира. Но подобного рода истолкование мыслей В. И. Ленина извращает суть ленинской постановки вопроса. У В. И. Ленина речь идет о рациональном смысле гегелевского понимания логики как учения не о внешних формах мышления, а о содержательных формах, о тех, которые, по его мнению, являются законами развития “всех материальных, природных и духовных вещей” . В. И. Ленин здесь подчеркивает тот аспект Гегелевского понимания логики, в котором законы мышления рассматриваются как законы развития “всего конкретного содержания мира и его познания” , т.е. аспект совпадения логики с диалектикой как теорией развития . Действительно, крупнейшей заслугой Гегеля является то, что, рассматривая законы диалектики мышления как всеобщие законы развития всего сущего, он на этой идеалистической основе поставил вопрос о совпадении диалектической логики с диалектикой как теорией развития. Однако только поставил, ибо единственными законами развития он считал законы мышления. Указывая на известные три закона диалектики, Энгельс писал: “Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления…Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления” .
С точки зрения
концепции, утверждающей, что диалектика
как теория развития и есть диалектическая
логика, процесс материалистической
переработки идеалистической
Необходимой предпосылкой создания системы логики, совпадающей с диалектикой как теорией развития, было преодоление гегелевского идеалистического отождествления диалектической логики с онтологией, расчленение предмета диалектики как теории развития и диалектической логики (диалектики как теории познания) , создание диалектики как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Совпадение диалектики, логики и теории познания есть не абстрактное тождество одного и того же, а диалектическое единство разных по предмету изучения, но тождественных в определенных аспектах по своему содержанию, генетически связанных между собой отраслей философского знания. Тождество диалектики, логики и теории познания есть тождество диалектической логики и диалектики как теории познания. Диалектика как логика и есть теория познания, но эта теория познания находится в отношении лишь совпадения с теорией познания как учением о диалектике познавательного отношения субъекта и объекта. Именно к такому выводу приводит рассмотрение гегелевского опыта разработки диалектики как философской науки. (В. И. Шинкарук, 1964) .
Значение и польза логики
Для выяснения
значения логики обыкновенно принято
исходить из определения ее. Мы видим,
что логика определяется как наука
о законах правильного
Но в действительности
это неверно. Логика не поставляет своею
целью открытие истин, а ставит своею
целью доказательство уже открытых
истин. Формальная логика рассматривает
механизмы получения
В. И. Ленин в
работе “Еще раз о профсоюзах” ,
писал: “…Логика формальная, которой
ограничиваются в школах (и должно
ограничиваться – с поправками –
для низших классов школы) , берет
формальное определение, руководясь тем,
что наиболее обычно или что чаще
всего бросается в глаза, и
ограничивается этим. Если при этом
берутся два или более