Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:34, контрольная работа
Могут ли быть одновременно истинными суждения в следующих парах?
Составьте символическую запись следующих сложных суждений, используя логические связки: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленция, отрицания:
а) Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.
9
АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Контрольная работа по дисциплине
«Логика»
«Вариант № 2»
Юридический факультет
2011 г.
Задание 1.
Могут ли быть одновременно истинными суждения в следующих парах?
а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы.- Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.
Ответ: Данные суждения не являются одновременно истинными, так как, в данном случае нарушен закон тождества. Здесь присутствует подмена понятий или двусмысленность.
б) Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.
Ответ: Данные суждения не являются одновременно истинными, так как, два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них всегда ложно – закон непротиворечия.
Но так же два противоречащий друг другу суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них обязательно истинно.
Задание 2.
Составьте символическую запись следующих сложных суждений, используя логические связки: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленция, отрицания:
а) Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.
Ответ: Запись суждения следующая: ( p → q ) и читается: если p, то q
Данное суждение является импликацией – это объединение двух исходных суждений логическим союзом «если…, то».
б) Уголовное наказание заключается в ограничении или лишении осужденного определенных прав.
Ответ: Запись суждения следующая: p v q (читается или p, или q) где p несовместимо с q.
Данное суждение является сильной дизъюнкцией – исключает одновременную истинность исходных суждений.
Задание 3.
Требования каких формально-логических законов выражено в следующих высказываниях?
а) Неправильным применением уголовного закона являются:
1) неприменение судом закона, который подлежит применению;
2) применение закона, не подлежащего изменению;
3) неправильное истолкование закона, противоречащее его точному смыслу.
б) Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.
Во всех случаях действует закон достаточного основания, так как закон достаточного основания имеет прямое отношение к юридической практике. В законодательстве довольно широко распространено само понятие «достаточные основания». Так, в уголовном процессе по отношению к обвиняемому (а в исключительных случаях, к подозреваемому) законом предусмотрены меры пресечения при наличии для этого достаточных оснований. Причем сами эти основания раскрываются. В гражданском законодательстве говорится, что гражданские права и обязанности возникают из предусмотренных законом оснований. В судебной практике дело может стать предметом судебного разбирательства, если для этого есть достаточные основания. Приговор или решение суда должны быть мотивированными, то есть обоснованными.
Задание 4.
Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений:
а) Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми наградами.
Ответ: Некоторые участники Великой Отечественной войны награждены боевыми наградами. Не все участники Великой Отечественной войны награждены боевыми наградами.
б) Некоторые лица, совершившие преступления, не могут быть привлечены к
уголовной ответственности.
Ответ: Существуют не только преступления но и правонарушения. Не все лица совершившие преступления могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Задание 5.
Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение?
а) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной
ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.
Ответ: Заключение сделано правильно. Заключение – «гражданин Н. хулиганского поступка не совершал».
Термины – «уголовная ответственность» и «хулиганский поступок».
Большая посылка – «привлекаются», меньшая посылка – «не совершал». Модус отрицающий, правильный.
S-P (тип A) – общеутвердительный
S-P (тип E) - общеотрицательный
Вторая фигура
б) Статья 214 УК РФ распространяется на лиц, совершающих акты вандализма. Гражданин К. акта вандализма не совершал. Следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.
Ответ: Заключение сделано правильно. Заключение – «гражданин К. акта вандализма не совершал».
Термины – «статья 214 УК РФ» и «акт вандализма».
Большая посылка –«не совершил», меньшая посылка «не распространяется». Модус отрицающий, правильный.
S-P (тип A) - общеутвердительный
S-P (тип E) - общеотрицательный
S-P (тип E) - общеотрицательный
Вторая фигура
Задание 6.
Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:
а) Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно…
Ответ: Следовательно гражданин К. не совершил преступление.
б) Лица, виновные в организации вооруженного мятежа, привлекаются к уголовной ответственности по статье 279 УКРФ. Гражданин Б. привлекается к уголовной ответственности именно по данной статье. Значит…
Ответ: Значит гражданин Б. является виновным в организации вооруженного мятежа.
Задание 7.
Определите логическую структуру следующих умозаключений; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность:
а) Приговор суда может быть обвинительным или отрицательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным.
Ответ: Сдедовательно приговор по делу гражданина Р. не является отрицательным.
Логическая структура – дедуктивная.
б) Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный физический или имущественный вред. Установлено, что данным преступлением потерпевшему не причинено имущественного вреда.
Ответ: Вывод неверный, так как потерпевшему могли причинить и моральный и физический вред.
Логическая структура – индуктивная.
Задание 8.
Подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования:
Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления (ст. 31 УК РФ).
Ответ: Аргументом является ст. 31 УК РФ, гласящая вышесказанное, следовательно утверждение верно.
Задание 9.
Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства.
а) «Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты» (И.А. Крылов).
Ответ: Таланты истинны на критику не злятся – тезис
Их повредить она не может красоты – аргумент
Доказательство косвенное
б) Я не успел укрыться: внезапно налетела буря.
Ответ: Я не успел укрыться – тезис
Внезапно налетела буря - аргумент
Доказательство косвенное
в) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Ж. Лабрюйер).
Ответ: Назойлив только глупец – тезис
Умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний – аргумент
Доказательство косвенное
г) С древнейших времен люди селились там, где протекала река. Реки поили свежей водой и кормили рыбой, служили защитой от врагов; на реках устраивали мельницы и мололи зерно на муку; по рекам сплавляли лес… От рек отводили каналы, вода шла на сухие земли и превращала пустыни в цветущие сады.
А не так давно для рек нашлась и еще одна важная работа: на реках начали
строить гидроэлектростанции.
Ответ: С древнейших времен люди селились там, где протекала река – тезис
Реки поили свежей водой и кормили рыбой, служили защитой от врагов; на реках устраивали мельницы и мололи зерно на муку; по рекам сплавляли лес… От рек отводили каналы, вода шла на сухие земли и превращала пустыни в цветущие сады.
А не так давно для рек нашлась и еще одна важная работа: на реках начали
строить гидроэлектростанции – аргумент
Доказательство прямое