Другие разделы неклассической логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:37, реферат

Описание работы

Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Содержание

Введение
1. Классическое и неклассическое в логике
1.1 Из истории неклассической логики
2. Интуиционистская и многозначная логика
2.1 Основные идеи интуиционизма
2.2 Многозначная логика
3. Модальная логика
3.1 Модальные понятия
3.2 Абсолютные и сравнительные модальности
3.3 Единство модальной логики
4. Логика оценок и логика норм
4.1 Возможность научной этики
4.2 Законы логики оценок
4.3 Законы логики норм
5. Другие разделы неклассической логики
5.1 Логика квантовой механики
5.2 Паранепротиворечивая логика
5.3 Логика причинности
5.4 Логика изменения
6. Единство логики
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

неклассческие логики.docx

— 62.19 Кб (Скачать)

Такова одна из линий защиты мнения о невозможности строгого обоснования  науки о морали, противопоставляющего ее всем другим наукам.

Интересно отметить, что это мнение сравнительно недавнего происхождения, и оно явно противоречит многовековой традиции. Еще не так давно, а именно в конце XVII в., столь же распространенным было прямо противоположное убеждение. Наиболее яркое выражение оно нашло в философии Б. Спинозы. Он был уверен в том, что в этике достижима самая высокая мера точности и строгости, и предпринял грандиозную попытку построить этику по образцу геометрии.

Современник Спинозы английский философ  Д. Локк тоже не сомневался в возможности  научной этики, столь же очевидной  и точной, как и математика. Он полагал, кроме того, что, несмотря на работы «несравненного мистера Ньютона», физика и вообще вся естественная наука невозможна.

Впрочем, отстаивая возможность  строгой и точной этики, Спиноза  и Локк не были оригинальны. Они только поддерживали и продолжали старую философскую  традицию, у истоков которой стояли Сократ и Платон.

Конечно же, никакой реальной альтернативы здесь нет. Вопрос не стоит так, что  либо этика без естествознания, либо естествознание без этики. Возможна научная трактовка как природы, так и морали. Одно никоим образом не исключает другого.

И это касается не только добра  и долга в сфере морали, но и  всех других ценностей и норм, в  какой бы области они ни встречались. Несмотря на все своеобразие в  сравнении с объектами, изучаемыми естественными науками, оценки и  нормы вполне могут быть предметом  научного исследования, ведущего к  строгим и достаточно точным результатам. «Строгим» и «точным» в том, разумеется, смысле и в той мере, какие характерны именно для этики и наук, говорящих, подобно ей, о ценностях и долге.

Проблема возможности научной  этики и подобных ей наук имеет  и важный логический аспект.

Можно ли о хорошем и плохом, обязательном и запрещенном рассуждать последовательно и непротиворечиво? Можно ли быть «логичным» в вопросах морали? Вытекают ли из одних оценок и норм какие-то иные оценки и нормы? На эти и связанные с ними вопросы должна ответить логика. Само собой разумеется, если бы оказалось, что логика неприложима к морали, то ни о какой науке этике не могло быть и речи.

Могут ли два человека, рассуждающие о хорошем и должном, противоречить друг другу? Очевидно, да, и мы постоянно сталкиваемся с таким несогласием мнений. Однако строго аргументированный ответ на этот вопрос предполагает создание особой теории таких рассуждений. Доказательство того, что можно быть логичным и последовательным в суждениях о добре и долге, требует построения логической теории умозаключений с такими суждениями.

Эта теория, включающая логику оценок и логику норм, сформировалась сравнительно недавно. Многие ее проблемы еще недостаточно ясны, ряд важных ее результатов  вызывает споры. Но ясно, что она  уже не просто абстрактно возможна, а реально существует и показывает, что рассуждения о ценностях  и нормах не выходят за сферу «логического»  и могут успешно анализироваться  и описываться с помощью методов  логики.

Логика оценок исследует разнообразные  оценки, формулируемые с помощью  абсолютных понятий «хорошо», «плохо», «безразлично» и сравнительных  понятий «лучше», «хуже», «равноценно». Логика норм, называемая такжедеонтической логикой, изучает логические связи нормативных высказываний, говорящих об обязательном, разрешенном и запрещенном.

И оценочные, и нормативные рассуждения  подчиняются всем общим принципам  логики. Имеются, кроме того, специфические  логические законы, учитывающие своеобразие  оценок и норм. Выявление и систематизация таких законов — главная задача логики оценок и логики норм.

4.2 Законы логики оценок

Вот некоторые примеры законов  логики оценок: «Ничто не может быть хорошим и плохим одновременно», «Ничто не может быть и плохим, и безразличным», «Невозможно быть и хорошим, и безразличным». «Безразличное» здесь понимается как то, что не является ни хорошим, ни плохим.

Особый интерес среди законов  логики оценок представляют конкретизации  закона непротиворечия на случай оценок. «Два состояния, логически не совместимых друг с другом, не могут быть оба хорошими» и «Эти состояния не могут быть вместе плохими» — так можно передать смысл этих конкретизации. Несовместимыми являются, например, честность и нечестность, здоровье и болезнь, дождливая погода и погода без дождя и т.д. В случае каждой из этих пар исключающих друг друга состояний справедливо, что если быть здоровым хорошо, то неверно, что не быть здоровым тоже хорошо, если быть нечестным плохо, то неправда, что быть честным также плохо, и т.д.

Речь идет, очевидно, об оценке двух противоречащих друг другу состояний  с одной и той же точки зрения. У всего есть свои достоинства  и свои недостатки. Если, допустим, здоровье и нездоровье рассматривать с  разных сторон, то каждое из этих состояний  окажется в чем-то плохим. И когда  говорится, что они не могут быть вместе хорошими или вместе плохими, имеется в виду: в одном и  том же отношении. Логика оценок никоим образом не утверждает, что если, к примеру, искренность является хорошей в каком-то отношении, то неискренность не может быть хорошей  ни в каком другом отношении. Проявить неискренность у постели смертельно больного — это одно, а быть неискренним  с его лечащим врачом — это  совсем другое. Логика настаивает только на том, что два противоположных  состояния не могут быть хорошими в одном и том же отношении, для одного и того же человека.

Принципиальным является то, что  логика устанавливает критерии «разумности» системы оценок. Включение в число  таких критериев требования непротиворечивости прямо связано со свойствами человеческого действия. Задача оценочного рассуждения — предоставить разумные основания для деятельности. Противоречивое состояние не может быть реализовано. Соответственно рассуждение, предлагающее выполнить невозможное действие, не может считаться разумным. Противоречивая оценка, выступающая в этом рассуждении и рекомендующая такое действие, также не может считаться разумной.

Из законов, касающихся сравнительных  оценок, можно упомянуть такие  принципы: «Ничто не может быть лучше  или хуже самого себя», «Одно лучше  второго только в том случае, когда  второе хуже первого», «Равноценны  каждые два объекта, которые не лучше  и не хуже друг друга». Эти законы являются, конечно, самоочевидными. Они  ничего не говорят об оцениваемых  объектах или их свойствах, в них  не содержится никакого «предметного»  содержания. Задача таких законов  — раскрыть смыслы слов «лучше», «хуже» и «равноценно», указать правила, которым подчиняется их употребление.

Хорошим примером положения логики оценок, вызывающего постоянные споры, является так называемыйпринцип переходности:«Если первое лучше второго, а второе лучше третьего, то первое лучше третьего», и аналогично для «хуже». Допустим, что человеку был предложен выбор между сокращением рабочего дня и повышением зарплаты, и он предпочел первое. Затем ему предложили выбирать между повышением зарплаты, увеличением отпуска, и он избрал повышение зарплаты. Означает ли это, что, сталкиваясь затем с необходимостью выбора между сокращением рабочего дня и увеличением отпуска, этот человек выберет в силу законов логики, так сказать, автоматически, сокращение рабочего дня? Будет ли он противоречить себе, если выберет в последнем случае увеличение отпуска?

Ответ здесь не очевиден. На этом основании  принцип переходности нередко не относят к законам логики оценок. Однако отказ от него имеет и не совсем приемлемые следствия. Человек, который не соблюдает в своих  рассуждениях данный принцип, лишается возможности выбрать наиболее ценную из тех вещей, которые не считаются  им равноценными. Допустим, что он предпочитает банан апельсину, апельсин яблоку и  вместе с тем предпочитает яблоко банану. В этом случае, какую бы из трех" данных вещей он ни выбрал, всегда останется вещь, которую предпочитает он сам. Если предположить, что разумный выбор — это выбор, дающий наиболее ценную вещь, то соблюдение принципа переходности окажется необходимым условием разумности выбора.

4.3 Законы логики норм

В числе законов логики норм —  положения, что никакое действие не может быть одновременно и обязательным, и запрещенным, что безразличное не является ни обязательным, ни запрещенным  и т.п. Одна из групп законов касается связей между основными нормативными понятиями. Эти законы, в частности, говорят: «Действие обязательно  только в том случае, если запрещено  воздерживаться от него», «Действие  разрешено, когда оно не запрещено», «От запрещенного обязательно воздерживаться» и т.д.

Очевидность этих положений становится особенно наглядной, когда они переформулируются в терминах конкретных действий. Обязательно, допустим, платить налоги только при условии, что их запрещено не платить; разрешено пропустить ход в игре, если это не запрещено, и т.п.

Невозможно что-то сделать и  вместе с тем не сделать, выполнить  какое-то действие и одновременно воздержаться от него. Нельзя засмеяться и не засмеяться, вскипятить воду и не вскипятить ее. Понятно, что требовать от человека выполнения невозможного неразумно: он все равно нарушит это требование. На этом основании в логику норм вводят принцип, согласно которому действие и воздержание от него не могут быть вместе обязательными.

Реальные системы норм — особенно включающие тысячи и десятки тысяч  норм — обычно не вполне последовательны. В них тем или иным путем  появляются нормы, одна из которых запрещает  что-то, а другая разрешает это  же самое или одна требует сделать  что-то, а другая предписывает воздерживаться от этого. Существование таких систем с конфликтующими нормами не означает, конечно, что логика не должна требовать  непротиворечивости нормативного рассуждения. Реальные научные теории тоже развиваются  постепенно, путем их постоянного  расширения и перестройки. Новое  в этих теориях иногда оказывается  не совместимым со старым. Непоследовательность и прямая противоречивость теорий не считаются основанием для отказа от логического требования непротиворечивости. Противоречивость многих существующих систем норм также не означает, что от них не следует требовать логической последовательности и непротиворечивости.

5. ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ  ЛОГИКИ

Острой критике классическая логика подверглась за то, что она не дает корректного описания логического следования.

Основная задача логики — систематизация правил, позволяющих из принятых утверждений выводить новые. Возможность получения одних идей в качестве логических следствий других лежит в фундаменте любой науки. Это делает проблему верного описания логического следования чрезвычайно важной. Неудача в ее решении отрицательно сказывается не только на самой логике, но и на методологии науки.

Логическое следование — это  отношение, существующее между утверждениями  и обоснованно выводимыми из них  заключениями, отношение, хорошо известное  нам из практики обычных рассуждений. Задача логики — уточнить интуитивное, стихийно сложившееся представление  о следовании и сформулировать на этой основе однозначно определенное понятие следования. Последнее должно, конечно, находиться в достаточном  соответствии с замещаемым им интуитивным  представлением.

Логическое следование должно вести  от истинных положений только к истинным. Если бы выводы, относимые к обоснованным, давали возможность переходить от истины ко лжи, то установление между утверждениями отношения следования потеряло бы всякий смысл. Логический вывод превратился бы из способа разворачивания и развития знания в средство, стирающее грань между истиной и заблуждением.

Классическая логика удовлетворяет  требованию вести от истины только к истине. Однако многие ее положения о следовании плохо согласуются с нашим привычным представлением о нем. В частности, классическая логика говорит, что из противоречия логически следует все что угодно. Например, из противоречивого утверждения «Токио — большой город, и Токио не является большим городом» следуют наряду с любыми другими утверждения: «Математическая теория множеств непротиворечива», «Луна сделана из зеленого сыра» и т.п. Но между исходным утверждением и этими якобы вытекающими из него утверждениями нет никакой содержательной связи. Здесь явный отход от обычного представления о следовании.

Точно так же обстоит дело и с  классическим положением, что логические законы вытекают из любых утверждений. Наш логический опыт отказывается признать, что, скажем, утверждение «Лед холодный или лед не холодный» можно вывести из утверждений типа «Два меньше трех» или «Аристотель был учителем Александра Македонского». Следствие, которое выводится, должно быть как-то связано с тем, из чего оно выводится. Классическая логика пренебрегает этим очевидным обстоятельством.

Важную роль во всех наших рассуждениях играют условные утверждения, формулируемые  с помощью союза «если..., то...». Они выполняют много различных задач, но их типичная функция — обоснование одних утверждений ссылкой на другие. К примеру, электропроводность меди можно обосновать, ссылаясь на то, что она металл: «Если медь — металл, то она проводит электрический ток».

Условное утверждение в логике называется импликацией.

Классическая логика так истолковывает  условное утверждение «Если А, то В»: оно ложно только в том случае, когда А истинно, а В ложно, и истинно во всех остальных случаях. Оно истинно, в частности, когда А ложно или когда В истинно. Содержательная, смысловая связь утверждений А и В при этом во внимание не принимается. Если даже они никак не связаны друг с другом, составленное из них условное утверждение может быть истинным.

Информация о работе Другие разделы неклассической логики