Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:44, реферат
В современном мире, в нашей повседневной жизни с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно - ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить намного позже.
Введение.
Глава I. Научное познание и его особенности.
1.1. Основными особенностями научного познания.
Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
2.1. Чувственное познание.
2.2. Рациональное познание.
Заключение.
Использованные источники.
Субъектно-предикатная
форма суждения связана с его
основной познавательной функцией - отражать
реальную действительность в ее богатом
разнообразии свойств и отношений.
Это отражение может
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами “это”, именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как “некоторые”, “часть”, “не все” и др
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами “все”, “всякий”, “каждый”, “любой” (в утвердительных суждениях) или “ни один”, “никто”, “никакой” и др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах, возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.
Умозаключение
широко используется в повседневном
и в научном познании. В науке
они используются как способ познания
прошлого, которое непосредственно
наблюдать уже нельзя. Именно на
основе умозаключений формируются
знания о возникновении Солнечной
системы и образовании Земли,
о происхождении жизни на нашей
планете, о возникновении и этапах
развития общества и т. д. Но умозаключения
в науке применяются не только
для понимания прошлого. Они важны
и для осмысления будущего, которое
наблюдать еще нельзя. А для
этого необходимо знания о прошлом,
о тенденциях развития, действующих
в настоящее время и
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.
Заключение.
Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основною вопроса философии – об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса – образы, знания – отличаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.
Действительный
процесс познания осуществляется при
взаимопроникновении
Связь
чувственного и рационального имеет
характер взаимообусловленности: не только
рациональное зависит от чувственного
и формируется на его основе, но
и наоборот – чувственное предопределяется
рациональным, как бы выполняет его
установки. Как отмечал известный
русский физиолог И.М.Сеченов, «мы
слушаем, а не слышим, смотрим, а не
только видим». В этом (но не только
в этом) проявляется одна из важнейших
особенностей отражательного процесса
– его активность.
Использованные
источники.
1. Войшвилло
Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с
элементами эпистемологии и
2. Казаков А.Н., Якушев А.О. Логика-I. Парадоксология: пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий. - М.,1994.
3. Классическая логика: учебное пособие. - М.,1996.
4. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: основные принципы и проблемы.-М., 1979.
5. Логика: пособие для учащихся. – М., 1996.