Чувственное и абстрактное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:44, реферат

Описание работы

В современном мире, в нашей повседневной жизни с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно - ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить намного позже.

Содержание

Введение.
Глава I. Научное познание и его особенности.
1.1. Основными особенностями научного познания.
Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
2.1. Чувственное познание.
2.2. Рациональное познание.
Заключение.
Использованные источники.

Работа содержит 1 файл

Чувственное и абстрактное познание.docx

— 41.99 Кб (Скачать)

   В научном познании при обнаружении  изменений, происходящих без видимых  причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась одним из звеньев причиной цепи, связывающей  наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и  вызывая на основе знания законов  ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов.

   “У  человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир  в его целостности, в его совокупности.”  Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы  окружающей среды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными  возможностями.

   Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного  множества факторов окружающей среды  вполне определенные. Но чувственное  познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания — в восприятии.

   Восприятие  — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания.

   Восприятия  человека развивались в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все  новых и новых вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем  восприятия животных. Как заметил  Ф. Энгельс, орел видит значительно  дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно  больше, чем глаз орла.

   На  основе ощущений и восприятий в мозгу  человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

   Вместе  с тем, воображение, фантазия существенно  необходимы в научном познании. Здесь  представления могут приобретать  подлинно творческий характер. На основании  элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто  новое, такое, чего в настоящее время  нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами  чувственного восприятия людей.

   Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо  в нем присутствует такая новая  черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

   Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный  характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным “мостиком”, ведущим  от чувственного познания к рациональному.

   Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно  связывает человека с внешним  предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к  мышлению;

— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает  его возможности (это объясняется  взаимной компенсацией одних органов  чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать  свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе  того материала, который дают нам  органы чувств;

—регулирование  предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум первичной  информации, который оказывается  необходимым, чтобы многосторонне  познать объекты, чтобы развивать  научное знание.  

2.2. Рациональное познание. 

   Рациональное  познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

   Именно  “мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает  нечто новое — то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет  свое объективное основание в  “раздвоении” объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние  стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в  них постигается с помощью  мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется  пониманием. Понять — это значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта”.

   Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие  формы мышления, которые лежат  в основе всего неисчислимого  богатства знаний, которое накопило человечество.

   Исходной  формой рационального познания является понятие. “Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений”. Понятие в своем логическом содержании воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также  их свойства и отношения между  ними. Такие понятия, как твердое  и мягкое, большое и маленькое, холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как движение и покой, скорость и  сила и т. п. выражают взаимодействие предметов и человека с другими  телами и процессами природы.

   Особенно  интенсивно возникновение новых  понятий происходит в сфере науки  в связи со стремительным углублением  и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появление новых научных  понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее  стройную систему, именуемую ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие понятия, как “энергия”, “масса”, “заряд” и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия “элемент”, “реакция”, “валентность” и др.

   По  степени общности понятия могут  быть разными — менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В  научном познании функционируют  частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории  такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).

   В современной науке все большую  роль играют общенаучные понятия, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать “на стыке”) различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.

   Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что “всеобщее, особенное и единичное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении”.

   Объективной основой суждения служат связи и  отношения между предметами. Необходимость  суждений (как и понятий) коренится  в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди  других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

   Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный  характер. Они могут быть между  двумя отдельными предметами, между  предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение  в многообразии суждений.

   “Суждение — это та форма мышления, посредством  которой раскрывается наличие или  отсутствие каких-либо связей и отношений  между предметами (т. е. указывается  на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)”. Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие  о предмете мысли называется субъектом  и обозначается латинской буквой S ( Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: “железо (S) электропроводно (P)”.

Информация о работе Чувственное и абстрактное познание