Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:06, реферат
В школьную программу литературы включены великолепные произведения писателей разных эпох и литературных направлений. К числу этих писателей относится и Василий Макарович Шукшин. Мне кажется, что творчество этого удивительного автора (к тому же сценариста и режиссёра) в школе рассматривается не достаточно подробно. Если углубиться в его творчество, то нам откроется исконно русская душа.
Введение………………………………………………………………………........... 2
Биография…………………………………………………………………………… 5
Кинорежиссёр……………………………………………………………………….. 22
Шукшин-писатель………………………………………………………………….. 26
Новый жанр в литературе……………………………………………………........ 29
Значение наследия………………………………………………………………..... 32
Заключение…………………………………………………………………………… 34
Фильмография………………………………………………………………………. 35
Премии и награды………………………………………………………………….. 36
Указатель терминов и имён……………………………………………………….. 37
Литература…………………………………
Рассказ
Шукшина как правило остроконфликтен.
Есть у него и новеллы-медитации, новеллы
- лирические зарисовки с ослабленной
сюжетностью. Но определяющими являются
психологические новеллы, так как писателя
привлекают натуры необычные, резко выходящие
за границы принятого круга вещей. Отсюда
непонимание их окружающими, скрытое или
явное сопротивление. Новеллам Шукшина
присущи ёмкость содержания,
динамизм сюжета, лаконичный
стиль, отмеченный сдержанной
образностью и метафорикой,
краткость реплик и
диалогов. Интонационное многообразие,
скупость точно отобранных деталей и высочайшее
искусство через малое
раскрыть большое – вот основные черты
его новеллы. Писатель черпает энергию
и сочность слова из глубин народной речи»4.
«Не
каждому писателю удаётся ввести в литературу
новый человеческий тип, совершить открытие
– и художественное,
и социальное. В таких случаях сначала
читатели удивляются, а потом и сами начинают
видеть вокруг себя именно таких людей»5.
«Характерным для русской литературы второй половины XX века было само появление «деревенской прозы», нового литературного направления, к которому принадлежал и Шукшин. Имена ныне хорошо известны: Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Евгений Носов, Владимир Солоухин, Владимир Крупин»6.
|
V
Новые
жанры в литературе
– киноповесть, киноновелла,
кинороман.
Шукшин
одним из первых ввёл данные жанры в
искусство. Именно в период его творчества
киноиндустрия нуждалась в новых характерах,
образах. Темы, сложившиеся на основаниях
происходивших событий в истории СССР,
становились одинаковыми и не интересными
читателю или же зрителю. Василий Макарович
показал зрителю современного человека
таким, какой он есть, без прикрас. Именно
поэтому киноповесть «Калина красная»
была хорошо встречена зрителем.
Киноповесть»
состоит из двух совершенно разных
слов - кино и повесть.
«Кинемато́граф
— отрасль человеческой деятельности,
заключающаяся в создании движущихся изображений.
По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого
объёма и занимающий промежуточное место
между романом, с одной стороны, и рассказом
и новеллой с другой, тяготеющий
к хроникальному сюжету, воспроизводящему
естественное течение жизни»
1.
Также,
Шукшин пользовался такими терминами,
как киноновелла и кинороман (последний
так и не удалось экранизировать).
«Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает
развернутое повествование о жизни и развитии
личности главного
героя (героев)
в кризисный, нестандартный период его
жизни.
Новелла
(итал. novella — новость) —
повествовательный прозаический жанр, для которого характерны
краткость, острый сюжет, нейтральный стиль
изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.
Иногда употребляется как синоним рассказа
или называется его разновидностью»
2.
Из
данных определений можно сделать
вывод, что киноповесть,
кинороман и киноновелла
– экранизированные
литературные произведения,
написанные изначально
написанные с целью
воспроизведения в сфере
кинематографа.
Различие
между киноповестью, кинороманом
и киноновеллой в размере (это
вытекает из определения повести, в
котором поясняется: «повесть - прозаический
жанр <…>, занимающий промежуточное
место между романом, с одной стороны,
и <…> новеллой с другой).
Завязка,
развитее действия, кульминация, развязка,
постпозиция – обязательные составляющие
сюжета фильма, собственно, как сюжета
литературного произведения. Особенность
данного жанра – показать изменение
в человеке: его характера и образа.
Зритель прослеживает подробное преображение
героя.
Фильм
«Странные люди» состоит из нескольких
киноновелл («Братка», «Миль пардон,
мадам!» в фильме она называлась
«Роковой выстрел», «Странные люди»
- «Думы»). В фильме «Странные люди» представлены
три совершенно разных эпизода, в которых
герои по сюжету никак не пересекаются.
Кинороманом
Шукшин называл «Я пришёл дать вам
волю». Данный термин (кинороман) введён
Шукшиным. Над сценарием фильма о
Степане Разине Василий Макарович работал
последние десять лет своей жизни, но идею
вынашивал на протяжении всего творческого
пути. Очень много трудностей надо было
пройти, чтобы Шукшину разрешили начать
снимать кинороман; но вот тогда, когда
ему это почти удалось, смерть остановила
его.
При
написании киноповести, также её
можно назвать и сценарием
фильма, автор, прежде всего, примеряет
главного героя на себя. Известно, что
на роль Егора – главного героя картины,
Шукшин хотел взять своего любимого актёра
Куравлёва, но тот отказал своему хорошему
другу и предложил сыграть ему самому
в главной роли. Исполнение главной
роли автором посодействовало успеху
фильма – кто как не он может совершенно
точно передать внутренний мир героя.
|
VI
Значение
наследия В.М.Шукшина.
«Значение
наследия В.Шукшина в том, что он по-своему
увидел неповторимость каждого человеческого
типа, создал оригинальную разновидность
новеллы, развив в новых исторических
условиях традиции Лескова, Чехова, Бунина.
Уже в раннем творчестве художника наметилось
стремление к синтезу современной действительности.
В связи с этим чётко обозначились две
основные тенденции: нарастание нравственной
проблематики через этическую к социально-философской
и тяготение к обобщённому мышлению –
от мозаики характеров к собирательным
образам»1.
«Народность
Шукшина осознана теперь отчётливо. Его
искусство, в том числе, конечно, его кинематограф,
стали составной частью общенационального
духовного богатства. Он прошёл огромный
путь от глубин русской народной жизни
до самых больших высот искусства»2.
«На
киноэкране Шукшин продолжал свою прозу.
Это было естественным проявлением единства
его личности. Именно единства личности,
а не единства профессий, хотя профессионал
Шукшин был отменным. Как писатель Шукшин
обогащал киноискусство новыми темами,
новыми сюжетами<...>.
<...>В
прозе своей Шукшин считал ведущей тему
душевных поисков. Он перенёс её в кинематограф,
тем самым, обогатив искусство кино животворной
традицией классической русской литературы»3.
«О
своеобразии шукшинской прозы точно сказал
Залыгин. «Всё просто. Всё обыденно. И всё
– серьёзно. И восстановлено утерянное
было умение русской прозы говорить о
малом факте жизни, как о Жизни. Чеховское,
бунинское умение. Для классического русого
рассказчика первостепенное значение
имеет сам факт жизни, а себя самого он
ощущал как некий инструмент, как средство
выражения всё той же жизни»4.
|
VII
Заключение.
В.М.Шукшин
– один и самых одарённых, талантливых
людей в истории русской литературы
и кино. Человек, которого ждала судьба
простого сельского жителя, за свою короткую
жизнь смог достичь невероятных высот
в искусстве.
Одним
из первых в литературе и первый в кинематографе,
он показал глубину души человеческой
через образы простых деревенских людей,
что, несомненно, связано с происхождением
художника из села.
Неотъемлемым
пунктом понимания искусства
Шукшина является его биография.
Многие из русских писателей происходят
из образованных, знатных семей. Василия
Макаровича же, родившегося в селе на окраине
России, ставят на ровне с такими классиками,
как Толстой и Чехов.
Он
внёс огромный вклад, как в литературу,
так и в кино. Ввёл новые жанры
в литературу, показал новые образы
и сюжеты на киноэкране.
VIII
Фильмография.
IX
Премии
и награды Василия
Шукшина.
X
Указатель
терминов и имён.
Стр.
2. Максимализм- крайность, нежелание
идти на компромиссы в каких-либо требованиях,
взглядах.
Стр.
3. Андре́й
Арсе́ньевич
Тарко́вский (4 апреля 1932,
село Завражье Юрьевецкого
района Ивановской области, РСФСР — 29
декабря 1986, Париж, Франция)
— выдающийся советский кинорежиссёр и сценарист.
Информация о работе Жизнь и творчество Василия Макаровича Шукшина