Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:06, реферат
В школьную программу литературы включены великолепные произведения писателей разных эпох и литературных направлений. К числу этих писателей относится и Василий Макарович Шукшин. Мне кажется, что творчество этого удивительного автора (к тому же сценариста и режиссёра) в школе рассматривается не достаточно подробно. Если углубиться в его творчество, то нам откроется исконно русская душа.
Введение………………………………………………………………………........... 2
Биография…………………………………………………………………………… 5
Кинорежиссёр……………………………………………………………………….. 22
Шукшин-писатель………………………………………………………………….. 26
Новый жанр в литературе……………………………………………………........ 29
Значение наследия………………………………………………………………..... 32
Заключение…………………………………………………………………………… 34
Фильмография………………………………………………………………………. 35
Премии и награды………………………………………………………………….. 36
Указатель терминов и имён……………………………………………………….. 37
Литература…………………………………
Содержание.
Введение………………………………………………………… |
2 |
Биография……………………………………………………… |
5 |
Кинорежиссёр……………………………………………… |
22 |
Шукшин-писатель……………………………………… |
26 |
Новый жанр
в литературе……………………………………………… |
29 |
Значение
наследия………………………………………………………… |
32 |
Заключение…………………………………………………… |
34 |
Фильмография……………………………………………… |
35 |
Премии
и награды……………………………………………………… |
36 |
Указатель терминов и имён……………………………………………………….. | 37 |
Литература…………………………………………………… |
40 |
I
Введение.
В
школьную программу литературы включены
великолепные произведения писателей
разных эпох и литературных направлений.
К числу этих писателей относится
и Василий Макарович Шукшин. Мне
кажется, что творчество этого удивительного
автора (к тому же сценариста и режиссёра)
в школе рассматривается не достаточно
подробно. Если углубиться в его творчество,
то нам откроется исконно русская душа.
Во
время своей активной деятельности,
не только в области литературы,
но и кино, писатель, как примечают его
товарищи по работе, постоянно искал общения
с местным населением. В будущем, эти ничем
не примечательные рассказы простых людей
о хозяйстве или, например, домоводстве,
толкнут Шукшина на создание великолепных
произведений, таких, как «Сельские жители»,
«В профиль и анфас», «Беседы при ясной
луне», «Кляуза», «Чужие» и, конечно, киноповести
«Калина красная»; помимо рассказов, в
репертуаре писателя есть повести, такие,
как «Ваш сын и брат», «Странные люди»,
«Там в дали», «Точка зрения».
«Ключевое
слово к пониманию замыслов Шукшина и
их воплощения. Максимализм.
Эту
черту Шукшина отметил его близкий
друг писатель Василий Белов. Максимальными
трудностями был усыпан жизненный путь
писателя, максимальными были его замыслы.
По-иному нельзя определить и стремление
Шукшина выразить себя в качестве актёра,
кинорежиссёра, писателя. Но именно
благодаря этому его
рассказы были выстроены
по-режиссёрски, а герои
говорят таким живым
и красочным языком. Кстати, литературная
критика упрекала Шукшина за приверженность
к простонародной речи, к диалектизмам,
хотя так называемыми областными диалектизмами
пользовались и Лев Толстой, и Бунин»1.
Зритель
или же читатель любит простоту, с которой
Василий Макарович доносит свою глубочайшую
мысль. Постоянно сражающийся за свой
статус, Шукшин, будучи ещё студентом,
утверждал своим одногруппникам, в числе
которых был и Тарковский, что всех их
обойдет в киноискусстве. И он обошёл.
Нельзя говорить, что Шукшин преуспел
больше, чем Тарковский, но не хуже его,
а это уже о многом говорит.
Шукшин
полюбился зрителю. Через его произведения
люди узнают себя - в них просыпается русская
душа, так хорошо переданная автором. В
этом-то и вся сила произведений Шукшина
– в них есть душа, истинно русская.
«За писателем признавали умение дать
живую картину с натуры, метко передать
особенности говора, упрекая, правда, за
грубость употребление «коробящих слух»
выражений. А что касается обобщающей
мысли, философии, то в этом Шукшину
порой отказывала даже профессиональная
критика. Известное открытие, постижение
Шукшина, писателя и кинематографиста,
продолжается и по сей день»2.
Чтобы
понять смысл творчества Шукшина
необходимо знать его
биографию. Приведённой биографии в
школьных учебниках литературы, однозначно,
недостаточно. Василий Макарович – не
обычный деятель культуры, он с особенной
судьбой. По воспоминаниям его друзей
и близких, он переживал при поступлении
во ВГИК, что все абитуриенты - начитанные
дети знатных людей. Но Василий Макарович
верил, что несмотря на это, всё же поступит.
Его ждала судьба простого сельского жителя,
но он стал на ровне с классиками русской
литературы и мэтрами кино.
Как
писатель и режиссёр Василий Макарович
Шукшин одним из первых ввел в литературу
такие жанры, как киноповесть,
киноновелла, кинороман. В данных жанрах
работал не только Шукшин, так же в своём
творчестве их применяли В.В.Кунин, А.П.Довженко,
Л.Леонов.
«Герои
рассказов и фильмов Шукшина попадают
то в забавные, то в печальные ситуации;
переживают то смешные, то опасные приключения
– однако ни при каких обстоятельствах
не намерены отказываться от своей «непохожести»
в которой, возможно, скрыта подлинная
загадка русской души»
3.
|
II
Биография.
«Василий
Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки
Бийского района Алтайского края в крестьянской
семье. Его родители были уроженцами той
же местности и по социальному положению
считались крестьянами-единоличниками,
или середняками. Когда в 1930 году началась
сплошная коллективизация, их заставили
вступить в колхоз. Глава семьи - Макар
Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором
на молотилках, в деревне пользовался
заслуженным уважением. Однако в дальнейшем
это не спасло его от репрессий: в 1933 году
Макара Леонтьевича арестовали.
Оставшись
с двумя маленькими детьми на руках,
22-летняя Мария Сергеевна Шукшина
впала в отчаяние. Есть свидетельства,
что в тот момент она хотела
отравить себя и детей, лишь бы не видеть
того, что происходило вокруг. Но
это отчаяние длилось недолго. Затем
пришло трезвое осознание того, что надо
жить, если не ради себя, то хотя бы ради
детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла
замуж повторно, за односельчанина Павла
Куксина.
Однако
и этот брак оказался недолгим - в 1942
году Куксин погиб на фронте.
По
воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос
мальчишкой замкнутым, что называется,
"себе на уме". В общении со сверстниками
он держал себя строго и требовал, чтобы
те называли его не Васей, а Василием.
Те, естественно, не понимали подобных
просьб и частенько насмехались над
товарищем. В таких случаях Шукшин поступал
соответственно своему характеру - убегал
в протоки Катуни и скрывался на ее островах
по нескольку дней.
В
1944 году Шукшин окончил семь классов
Сросткинской школы и поступил учиться
в автотехникум в городе Бийске (35 км
от Сросток). Но закончить его он так и
не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось
учебу бросить и устраиваться на работу.
Первым
местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация",
который относился к московской
конторе. Устроившись туда в 1947 году в
качестве слесаря-такелажника, Шукшин
вскоре был направлен сначала на турбинный
завод в Калугу, затем - на тракторный завод
во Владимир.
В
апреле 1949 года последовала новая
смена рабочего места - на этот раз
его отправили на строительство
электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской
железной дороги. Там он проработал несколько
месяцев, после чего попал на строительство
железнодорожного моста на станции Голицыне.
Именно там (в октябре) его и застала повестка
из военкомата о призыве на действительную
военную службу.
Окончив
учебку по специальности радиста, Шукшин
в 1950 году попал в одну из частей
Черноморского флота, дислоцированную
в Севастополе.
Однако
прослужить "от звонка до звонка"
Шукшину не удалось - в 1953 году у него
обнаружилась язвенная болезнь желудка.
По рассказам самого Шукшина, ему стало
плохо прямо на палубе. Его скрутила такая
адская боль, что он едва не потерял сознание.
Видя это, врач приказал нескольким матросам
срочно доставить его на берег. А на море
в это время разыгрался шторм. Но иного
выхода не было, и Шукшина положили в шлюпку.
Позже В. Шукшин так вспоминал об этом:
"Вот так раз - и вверх, а потом вниз проваливаешься.
А боль - прямо на крик кричал: "Ребята,
ребята, довезите!" Стыдно, плачу, а не
могу, кричу. А они гребут. Не смотрят на
меня, гребут. Довезли".
Вскоре
медицинская комиссия Главного военного
госпиталя Черноморского флота
комиссовала Шукшина.
Вернувшись
в родные Сростки, Шукшин сдал экстерном
экзамены и поступил на работу в
школу сельской молодежи в качестве
учителя 5-7-х классов (преподавал русский
язык и литературу) и одновременно директора.
Однако проучительствовал недолго. Поступил
было в автомобильный техникум, но вскоре
понял, что и это не его стезя - поршни и
цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства
он испытал, когда устроился работать
инструктором райкома партии. И вот тогда
Шукшин решает отправиться в Москву, поступать
на сценарный факультет ВГИКа. Мать не
стала препятствовать сыну в этом желании,
более того, сделала все, что могла - продала
корову и вырученные деньги отдала сыну.
Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве.
Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку,
из-под которой виднелась тельняшка, на
ногах были брюки клеш и сапоги.
Поступив
во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии
института на Трифоновской улице. В 1955
году вступил в ряды КПСС. В декабре того
же года, из-за обострения язвы желудка,
Шукшин попал в Остроумовскую больницу.
В
1956 году состоялся дебют Шукшина
в кино: в фильме С. Герасимова "Тихий
Дон" (вторая серия) он сыграл в крошечном
эпизоде - изобразил выглядывающего из-за
плетня матроса. С этого матроса и началась
кинематографическая судьба Шукшина-актера.
Летом
следующего года Шукшин оказался на практике
в Одессе и совершенно внезапно получил
приглашение от режиссера Марлена Хуциева
сыграть главную роль в его фильме "Два
Федора".
Параллельно
с успехами в кино довольно успешно
складывалась и литературная судьба
Шукшина. С третьего курса, по совету
Ромма, он стал рассылать свои рассказы
по всем столичным редакциям в надежде,
что какая-нибудь из них обратит внимание
на его труды. И он не ошибся. В 1958 году
в журнале "Смена" был опубликован
его рассказ "Двое на телеге". Однако
эта публикация прошла не замеченной ни
критикой, ни читателями, и удрученный
Шукшин на время перестал рассылать свои
произведения по редакциям.
Незамеченной
оказалась и дипломная работа
Шукшина во ВГИКе -короткометражный
фильм "Из Лебяжьего сообщают"
(1961). Фильм рассказывал об одном
будничном рабочем дне
Между
тем актерская карьера Шукшина
в те годы складывалась гораздо успешнее,
чем режиссерская. После фильма "Два
Федора" приглашения сниматься посыпались
на него со всех сторон. Буквально за короткий
период Шукшин снялся в целом ряде картин:
"Золотой эшелон" (1959), "Простая
история" (1960), "Когда деревья были
большими", "Аленка", "Мишка,
Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин"
(1963) и др.
В
начале 60-х одно за другим стали выходить
в свет и литературные произведения
Шукшина. Хронология этих публикаций такова:
рассказы "Правда", "Светлые
души", "Степкина любовь" были напечатаны
в журнале "Октябрь" - за 1961 год;
"Экзамен" - за 1962-й; "Коленчатые
валы" и "Леля Селезнева с факультета
журналистики" - за тот же год.
В
1963 году в издательстве "Молодая
гвардия" вышел первый сборник
В. Шукшина под названием "Сельские
жители". В том же году в журнале
"Новый мир" были напечатаны два
его рассказа: "Классный водитель"
и "Гринька Малюгин" (цикл "Они
с Катуни"). На основе этих рассказов
Шукшин вскоре написал сценарий своего
первого полнометражного фильма "Живет
такой парень". Съемки картины начались
летом того же года на Алтае.
Информация о работе Жизнь и творчество Василия Макаровича Шукшина