Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:06, реферат
В школьную программу литературы включены великолепные произведения писателей разных эпох и литературных направлений. К числу этих писателей относится и Василий Макарович Шукшин. Мне кажется, что творчество этого удивительного автора (к тому же сценариста и режиссёра) в школе рассматривается не достаточно подробно. Если углубиться в его творчество, то нам откроется исконно русская душа.
Введение………………………………………………………………………........... 2
Биография…………………………………………………………………………… 5
Кинорежиссёр……………………………………………………………………….. 22
Шукшин-писатель………………………………………………………………….. 26
Новый жанр в литературе……………………………………………………........ 29
Значение наследия………………………………………………………………..... 32
Заключение…………………………………………………………………………… 34
Фильмография………………………………………………………………………. 35
Премии и награды………………………………………………………………….. 36
Указатель терминов и имён……………………………………………………….. 37
Литература…………………………………
На
главную роль - шофера Паши Колокольникова
- Шукшин пригласил своего однокурсника
по учебе во ВГИКе Леонида Куравлева, которого
он уже однажды снимал в своей дипломной
работе "Из Лебяжьего сообщают". На
другие роли он пригласил ряд известных
актеров, часть из которых согласилась
работать с режиссером-дебютантом, часть-
нет.
Картина
"Живет такой парень" вышла
на экраны страны в 1964 году и получила
восторженные отклики публики. Хотя
сам Шукшин был не слишком доволен
его прокатной судьбой. Дело в
том, что фильм почему-то записали в
разряд комедий и, отправив в том же году
на международный кинофестиваль в Венецию,
выставили его на конкурс детских и юношеских
фильмов. И хотя картине присудили главный
приз, Шукшин таким поворотом событий
был не удовлетворен. Ему даже пришлось
выступить на страницах журнала "Искусство
кино" с собственным пояснением к фильму.
Вот что он заявил: "Я очень серьезно
понимаю комедию. Дай нам бог побольше
получить их от мастеров этого дела. Но
в комедии, как я ее понимаю, кто-то должен
быть смешон. Герой прежде всего... Герой
нашего фильма не смешон".
Творческая
энергия Шукшина трансформируется в целый
ряд новых литературных и кинематографических
проектов. Во-первых, выходит новая книга
его рассказов под названием "Там вдали...",
во-вторых, в 1966 году на экранах появляется
его новый фильм - "Ваш сын и брат",
который через год удостаивается Государственной
премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли
о России привели Шукшина к
идее снять фильм о Степане
Разине. По словам Лидии Федосеевой,
в течение всего 1965 года Шукшин внимательно
изучал исторические труды о второй крестьянской
войне, конспектировал источники, выбирал
из антологий нужные себе народные песни,
изучал обычаи середины и конца XVII века
и совершил ознакомительную поездку по
разинским местам Волги. В марте следующего
года он подал заявку на литературный
сценарий "Конец Разина", и эта заявка
первоначально была принята. Съемки фильма
намечались на лето 1967 года. Шукшин был
целиком захвачен этой идеей и ради ее
претворения в жизнь забросил все остальные
дела: он даже прекратил сниматься в кино,
хотя его звали к себе на съемочную площадку
многие известные режиссеры. Только для
С. Герасимова он сделал исключение, снявшись
в 1966 году в эпизодической роли журналиста-международника
в его картине "Журналист". Однако
все оказалось напрасным - высокое кинематографическое
начальство внезапно изменило свои планы
и съемки фильма заморозило. При этом были
выдвинуты следующие доводы: во-первых,
сейчас нужнее фильм о современности,
во-вторых, двухсерийный фильм на историческую
тему потребует огромных денежных затрат.
Короче, Шукшину дали понять, что съемки
фильма о Разине откладываются на неопределенное
время.
То
же самое произошло и с другой
идеей Шукшина - желанием экранизировать
собственную сатирическую сказку "Точка
зрения". Во время обсуждения этой заявки
на студии имени Горького коллеги Шукшина
внезапно приняли его идею в штыки. Известный
режиссер С. Юткевич, к примеру, заявил:
"Картина в целом предстает настолько
неутешительной, что вряд ли она принесет
много радости зрителям, даже желающим
надсмеяться над своими недостатками
и трудностями в наступающем юбилейном
году" (приближалось 50-летие советской
власти). Убийственные выводы коллег произвели
на Шукшина тягостное впечатление.
Путь
этого фильма к экрану оказался довольно
сложным. Целых восемь месяцев сдавал
его Шукшин. В процессе съемок и сдачи
его он успел сняться в нескольких картинах:
у С. Герасимова в "У озера", у И. Шатрова
в "Мужском разговоре", у Ю. Озерова
в "Освобождении" и советско-венгерском
фильме "Держись за облака" (в ноябре
1969 года слетал на съемки в Будапешт). А
в начале следующего года фильм "Странные
люди" наконец был принят и вскоре выпущен
на экран.
В
1969 году В. Шукшину было присвоено
звание заслуженного деятеля искусств
РСФСР. Что касается творческих планов
Шукшина в тот период, то его не оставляла
надежда добиться постановки фильма о
Степане Разине. В феврале 1971 года он пишет
очередную заявку на имя директора киностудии
имени Горького Г. Бритикова с просьбой
разрешить ему снять эту картину. Но ему
опять заявили, что сейчас нужнее фильм
о современности, и в итоге уже второй
раз Шукшин был вынужден снимать вместо
"Разина" совсем другую картину. Этим
фильмом стали "Печки-лавочки". В
своей заявке Шукшин так излагает содержание
сценария этого фильма: "Это опять тема
деревни, с "вызовом", так сказать,
в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист,
собрался поехать отдохнуть к Черному
морю. История этой поездки и есть сюжет
фильма. Историю эту надо приспособить
к разговору об:
1.
Истинной ценности
2.
О внутренней интеллигентности,
о благородстве.
3.
О достоинстве гражданском и
человеческом..."
На
роль Ивана Расторгуева Шукшин с
самого начала наметил своего любимого
актера-Леонида Куравлева. Однако тот
внезапно отказался от этого предложения
и предложил Шукшину... взять эту роль себе.
Шукшин так и сделал. И не ошибся. Н. Зоркая
позднее писала: "Вот тут-то и обнаружилось,
какого артиста имеет советский кинематограф
в Василии Шукшине! Открылось во всю ширь
широкого экрана, в максимальном приближении
к нам на крупных и сверхкрупных планах:
режиссер и оператор в "Печках-лавочках"
увлекались широким экраном и сверхкрупными
планами, специально выделяли и укрупняли
в лице человека как бы центральную "зону
общения" и мимической выразительности-глаза,
губы. Наверное, юмор есть первое свойство
актерской игры Шукшина в "Печках-лавочках".
И еще тонкая, просто филигранная, изысканная
отделка роли". Однако публика, в отличие
от критики, приняла этот фильм достаточно
сдержанно.
В
конце 1972 года Шукшин перешел со студии
имени Горького на "Мосфильм".
Сделано это было по одной причине:
на "Мосфильме" ему пообещали
помочь в осуществлении его давнего
замысла - постановки фильма о Степане
Разине. С. Бондарчук вспоминал: "Шукшин
перешел в Первое творческое объединение
киностудии "Мосфильм", художественным
руководителем которого я являюсь, когда
уже был написан сценарий "Я пришел
дать вам волю" - о Степане Разине. Мне
казалось, что на студии детских фильмов
имени Горького картину по этому сценарию
будет трудно поставить. Шукшину нелегко
там работалось. Он и сам говорил об этом.
И переход его на "Мосфильм" был внутренне
предрешен".
Однако
и здесь ситуация с "Разиным"
оказалась достаточно сложной. Руководители
"Мосфильма" отделывались расплывчатыми
обещаниями и конкретных сроков постановки
Шукшину не называли. Ему даже пришлось
искать помощи в ЦК КПСС, но и там ответ
был туманный: "Мы постараемся разобраться..."
Тем
временем, пока в ЦК разбирались, Шукшин
приступил к съемкам очередной
своей картины - "Калина красная".
Работа над ней началась весной 1973 года
в Вологодской области, под Белозерском.
Как и в "Печках-лавочках", Шукшин
в этой картине выступил в трех ипостасях:
режиссер, сценарист и исполнитель главной
роли. На встрече со зрителями в Белозерске
той же весной Шукшин так объяснял замысел
фильма: "Эта картина будет поближе
к драме. Она - об уголовнике. Уголовник...
Ну, какого плана уголовник? Не из любви
к делу, а по какому-то, так сказать, стечению
обстоятельств житейских...
Ему
(Егору Прокудину) уже, в общем, сорок
лет, а просвета никакого в жизни
нет. Но душа-то у него восстает против
этого образа жизни. Он не склонен
быть жестоким человеком... И вот, собственно,
на этом этапе мы и застаем нашего
героя - когда он в последний раз
выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый
мир, целая жизнь".
Заключительная
часть работы над картиной совпала
у Шукшина с обострением
Сидели
в курилке молча. Проходило минут
двадцать-тридцать. Из павильона выходил
Шукшин. Все еще бледный как
смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь.
Тоже курил вместе со всеми. Пытался
даже шутить, чтобы как-то поднять настроение.
Потом все шли в павильон. И снова приступ..."
Фильм
"Калина красная" вышел на экраны
страны в 1974 году и буквально потряс
зрителей. Без преувеличения можно
было сказать, что ничего подобного
в отечественном кинематографе еще не
было. Рассказывает С. Бондарчук: "Помню
один из первых просмотров фильма. Это
было в Госплане СССР. Так случилось, что
до последней минуты мы не знали, будем
показывать фильм или нет. Все были очень
напряжены, особенно Шукшин. Просмотр
все-таки состоялся. Когда фильм окончился,
зрители аплодировали и на глазах у многих
были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты
видишь, им понравилось!" Он ликовал".
На
VII Всесоюзном кинофестивале в Баку
в апреле 1974 года "Калина красная"
была награждена главным призом - первый
случай в практике проведения отечественных
кинофорумов. Причем жюри специально оговорило
свое решение: "Отмечая самобытный,
яркий талант писателя, режиссера и актера
Василия Шукшина, главная премия фестиваля
присуждена фильму киностудии "Мосфильм"
"Калина красная".
Кроме
этой награды, фильм в дальнейшем
соберет и целый букет других:
приз польских критиков "Варшавская
сирена-73", приз фестиваля в Западном
Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии.
Последний
год жизни Шукшина складывался для
него на редкость удачно как в плане творческом,
так и личном. В 1973 году вместе с семьей
он наконец переехал из тесной комнатки
на Переяславской улице в новую квартиру
на улице Бочкова. В свет выходит новый
сборник его рассказов "Характеры",
который тут же становится главным событием
в прозе и предметом острейших дискуссий.
В Большом драматическом театре Г. Товстоногов
решается ставить спектакль по пьесе Шукшина
"Энергичные люди". (Это было первое
сотрудничество Шукшина с театром - до
этого он театр не любил, унаследовав эту
нелюбовь от своего учителя М. Ромма.) Генеральная
репетиция спектакля состоялась в июне
1974 года с участием Шукшина и произвела
на него прекрасное впечатление.
И,
наконец, он ни на день не забывал о
своей давней мечте - поставить фильм
о Степане Разине. Несмотря на то что съемки
его все время отодвигались на неопределенное
время, надежды снять его он не терял. Свое
твердое обещание помочь ему в этом деле
дал С. Бондарчук, но взамен этой помощи
он уговорил Шукшина сняться в его новой
картине - "Они сражались за Родину".
Шукшину в нем предстояло сыграть роль
бронебойщика Лопахина. Съемки должны
были проходить в августе - октябре 1974
года на Дону. Так как эти месяцы оказались
последними в жизни В. Шукшина, стоит остановиться
на них подробнее.
Почти
весь сентябрь Шукшин находился на
Дону, в районе поселка Клетская,
на съемках фильма "Они сражались
за Родину". График съемок был настолько
плотным, что Шукшин даже не смог выбраться
в Москву 1 сентября, чтобы проводить
дочку Машу в первый класс. Лишь несколько
раз он уезжал оттуда: во второй половине
месяца в столицу, где начинался подготовительный
период фильма "Степан Разин", и в
Ленинград, на съемки эпизода в картине
Г. Панфилова "Прошу слова" (эпизод
снимали 18 сентября, Шукшин играл в нем
провинциального драматурга Федора).
К
началу октября Шукшин практически
полностью завершил роль Лопахина,
и ему оставалось отсняться в
последнем эпизоде. 4 октября он должен
был вернуться в Москву.
Ю.
Никулин вспоминал: "Удивительное
совпадение. За день до смерти Василий
Макарович сидел в гримерной,
ожидая, когда мастер-гример начнет
работать. Он взял булавку, опустил
ее в баночку с красным гримом
и стал рисовать что-то, чертить на
обратной стороне пачки сигарет "Шипка".
Сидевший рядом Бурков спросил:
-
Что ты рисуешь?
-
Да вот видишь, - ответил Шукшин,
показывая, - вот горы, небо, дождь,
ну, в общем, похороны...
Бурков
обругал его, вырвал пачку и спрятал
в карман. Так до сих пор он
и хранит у себя эту пачку сигарет
с рисунком Василия Макаровича".
Несмотря
на этот мистический эпизод, Шукшин
1 октября был в нормальном состоянии,
внешне выглядел хорошо. В тот день
он позвонил с почты поселка Клетская
домой в Москву, интересовался
делами дочерей (Маша тогда ходила в первый
класс, Оля - в детсад). Жены дома не было,
так как еще 22 сентября она улетела на
кинофестиваль в Варну. После звонка домой
Шукшин вместе с Бурковым сходил в баню,
потом вернулся на теплоход "Дунай"
(там жили все артисты, снимавшиеся в фильме).
Затем до глубокой ночи смотрели по телевизору
хоккейный матч СССР - Канада. По его окончании
разошлись по своим каютам. Но Буркову
почему-то не спалось. Часа в 4 утра он вышел
из каюты и в коридоре увидел Шукшина.
Тот держался за сердце и стонал. "Валидол
не помогает, - пожаловался он. - Нет у тебя
чего-нибудь покрепче?" Фельдшерицы
той ночью на теплоходе не было, а уехала
на свадьбу, но Бурков знал, что у кого-то
из артистов есть капли Зеленина. Он сходил
и принес их Шукшину. Тот выпил их без меры,
запил водой и ушел к себе в каюту. После
этого прошло еще несколько часов. Часов
в девять утра Бурков вновь вышел в коридор
с твердым намерением разбудить Шукшина
(именно он делал это ежедневно).
Информация о работе Жизнь и творчество Василия Макаровича Шукшина