Жизнь и творчество Шолохова

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 147.50 Кб (Скачать)

заглавие: судьба человека. Для того чтобы история  случайного встречного мо-

гла претендовать на такое широкое обобщение, она  должна  была  содержать  в

себе нечто очень  типическое и значительное.

      Некоторые  мотивы  «Судьбы  человека»   уже   содержались   в   другом

произведении Шолохова—в рассказе военных лет  «Наука  ненависти».  И  там  и

здесь речь идет  о  советских  воинах,  попавших  в  плен;  совпадают  сцены

проводов на фронт, есть черты сходства в том, что  видели  в  немецком  тылу

Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает:

то, что в «Науке ненависти» было лишь намечено, в «Судьбе  человека»  обрело

полновесную художественную выразительность.

      «Судьба человека» опровергает домыслы  наших  недругов.  утверждающих,

будто советская  литература обходит темные стороны  жизни, сторонится  всего,

что  несет  в  себе  страдания  и  горе.  Судьба   Соколова,   рассказанная

писателем,—одно  из красноречивых опровержений таких  взглядов.  И вместе  с

тем действительно  советский  писатель  суровые  и  мрачные  стороны  бытия

трактует,  не  впадая  в  отчаяние,  в  безысходный  пессимизм.   Интересно

отметить, что «Судьбу  человека» Шолохов писал, в какой-то мере  полемизируя

с возникшей на Западе после первой мировой войны  «литературой  потерянного

поколения».  Вот  как,  по  свидетельству  биографов,  созрело  у  Шолохова

стремление написать  рассказ  через  десять  лет  после  встречи  с  бывшим

фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и  перечитывая  рассказы

зарубежных  мастеров—Хемингуэя,  Ремарка  и  других,  —  рисующих  человека

обреченным и  бессильным, писатель вновь  вернулся  к  прежней  теме.  Перед

глазами снова  воскресла, ожила картина незабываемой  встречи  с  шофером  у

речной переправы. Тем мыслям и образам, которые  у него зрели, вынашивались,

был дан новый  толчок  и  придана  конкретная  форма  и  направленность.  Не

отрываясь от письменного  стола, напряженно работал писатель семь дней. А на

восьмой—из-под  его волшебного  пера  вышел  замечательный  рассказ  «Судьба

человека»...»

      В  произведениях  «потерянного  поколения»   была   своя   неоспоримая

историческая правда. Большие художники почувствовали, что  на  человечество

надвигается чудовище милитаризма,

что  оно  угрожает  самому  существованию  мира,  всем  великим  .ценностям,

созданным  трудом,  усилиями,  потом   и   кровью   сотен   поколений.   Они

почувствовали, что  буржуазная  цивилизация,  которая  породила  милитаризм,

построена на  ложных  и  гибельных  основаниях.  В  литературе  «потерянного

поколения» звучал очень сильный и искренний  протест против  милитаризма.  Но

этот протест  в значительной степени ослаблялся тем, что война выступала  как

роковая и неодолимая сила, с которой ничего  поделать  нельзя:  остается  ее

только проклинать.

      Шолохов тоже берет в  «Судьбе   человека»  как  бы  известные   западным

мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие  на  долю  человека  из-за

войны,—плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но  Соколов выходит

из страшного  водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет

в душе подлинную  человечность и отзывчивость. В романах  Ремарка,  Хемингуэя

единственным, в  сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и

одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность

еще сохранила  теплоту  человеческого  сердца.  У  Соколова  эта  сердечная

теплота  выражается  по-иному:  маленький  приемыш,   заброшенный   войной,

которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей  человечности,

которую война  не смогла сокрушить.

      Рассказ  именно  поэтому,  в   отличие   от   «литературы   потеряннего

поколения», окрашен  в оптимистические тона.

      Пейзажные сцены рассказа—картины  ранней весны — трудное еще, неуютное,

хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце,  расцвет.  В  этих

пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни  с  их  сложными

задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями  и  с  их  надеждами  и

ожиданиями,

      В  «Судьбе   человека»   —   два   рассказчика.   Соколов   просто   и

непритязательно повествует о своей  судьбе,  и  перед  читателем  возникает

образ рядового  советского  человека—мужественного,  сердечного,  стойкого,

которого не сломили  страшные тяготы войны.

      Но тут же слышится и голос   второго  рассказчика  —   самого  писателя,

который  выслушивает  исповедь  своего  героя.   В   этом   голосе   звучит

безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание  ко всему тому, что

довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

      Проникновенное и гуманное повествование  Шолохова о трагической  судьбе

Соколова, о страданиях и муках, которые принесла  ему  и  миллионам  других

советских людей  война, о его мужестве  и неиссякаемой  духовной  стойкости

приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире. 
 
 

                        Значение творчества Шолохова 
 
 

      С 

  первых  шагов   в  литературе  Шолохов  поставил   самый   главный   вопрос

времени—вопрос о всемирно-исторической борьбе между социа-

лизмом и старым, собственническим  миром.  В  «Донских  рассказах»  писатель

обратил внимание на непримиримость, кровавую  ожесточенность  этой  схватки,

разрывающей даже  семейные,  родственные  связи.  В «Тихом  Доне» писатель

передал  грандиозный  масштаб  этой  битвы,  когда   с   оружием   в   руках

социалистический  мир должен был отстоять свое  право  на  жизнь  в  жестоких

боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский  строй, но борьба не

была еще окончена.  Фигура  Григория  Мелехова,  оставленного  в  финале  на

распутье, в какой-то степени приобретает символическое  значение.  Мало  было

победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще  победить  другого  не

менее  могущественного  врага—силу  собственности,  навыки,   представления,

инстинкты,  воспитанные  веками.  Эту  борьбу,  не  менее  драматическую,  и

запечатлела «Поднятая  целина».

      Михаил Шолохов—подлинно народный  писатель в самом глубоком  и  истинном

значении этого  слова. Его внимание  всегда  привлекали  исторические  судьбы

трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали,  их  радости  и

победы.

      Герои его книг — простые,  рядовые люди труда. Писатель  относится к ним

с симпатией,  с  сочувствием  и  любовью,  он  видит их  богатый духовный

внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право  на счастье.  С  большой

силой,  яркостью  и  проникновенностью  создает   Шолохов   целую   галерею

незабываемых образов  простых людей.

      Шолохов  народен  в  самих  истоках  своего  мастерства.  Жизненность,

правдивость, умение воспроизводить  действительность  во  всем  ее  суровом

драматизме  сочетаются  у  него  с  безыскусственностью   и   доходчивостью

художественной  формы.  Шолохов—   враг   неоправданной   усложненности   в

литературе,  всякого  рода  замысловатых  формальных  опытов.  Он  пишет  о

народных массах и стремится к тому, чтобы слово  его дошло до народа.

      Книги  Шолохова  стали  поистине  художественной  летописью  советской

эпохи, летописью,  запечатлевшей  великие  и  героические  подвиги  народа,

преобразующие жизнь  на началах свободы, счастья и  справедливости. 
 
 

                                Библиография 
 

      o Русская СОВЕЦКАЯ литература, издание  17, А. Дементьев, Е. Наумов,

        Л. Плоткин, Издательство «Просвещение»,  Москва, 1968 г. 

      o Русская литература и литераторы, Е. Кукшин, «Просвещение», Москва,

        1947 г.

Информация о работе Жизнь и творчество Шолохова