Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат
Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.
заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного мо-
гла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в
себе нечто очень типическое и значительное.
Некоторые мотивы «Судьбы человека» уже содержались в другом
произведении Шолохова—в рассказе военных лет «Наука ненависти». И там и
здесь речь идет о советских воинах, попавших в плен; совпадают сцены
проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу
Герасимов и Соколов.
Но сопоставление рассказов
то, что в «Науке ненависти» было лишь намечено, в «Судьбе человека» обрело
полновесную художественную выразительность.
«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих,
будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего,
что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная
писателем,—одно из красноречивых опровержений таких взглядов. И вместе с
тем действительно советский писатель суровые и мрачные стороны бытия
трактует, не впадая в отчаяние, в безысходный пессимизм. Интересно
отметить, что «Судьбу человека» Шолохов писал, в какой-то мере полемизируя
с возникшей на Западе после первой мировой войны «литературой потерянного
поколения». Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова
стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим
фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы
зарубежных мастеров—Хемингуэя, Ремарка и других, — рисующих человека
обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед
глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у
речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались,
был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не
отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на
восьмой—из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба
человека»...»
В произведениях «
историческая правда.
Большие художники
надвигается чудовище милитаризма,
что оно угрожает самому существованию мира, всем великим .ценностям,
созданным трудом, усилиями, потом и кровью сотен поколений. Они
почувствовали, что буржуазная цивилизация, которая породила милитаризм,
построена на ложных и гибельных основаниях. В литературе «потерянного
поколения» звучал очень сильный и искренний протест против милитаризма. Но
этот протест в значительной степени ослаблялся тем, что война выступала как
роковая и неодолимая сила, с которой ничего поделать нельзя: остается ее
только проклинать.
Шолохов тоже берет в «Судьбе
мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за
войны,—плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит
из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет
в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя
единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и
одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность
еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная
теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной,
которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности,
которую война не смогла сокрушить.
Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потеряннего
поколения», окрашен в оптимистические тона.
Пейзажные сцены рассказа—
хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих
пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными
задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и
ожиданиями,
В «Судьбе человека» — два рассказчика. Соколов просто и
непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает
образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого,
которого не сломили страшные тяготы войны.
Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя,
который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит
безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что
довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.
Проникновенное и гуманное
Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других
советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости
приобрело широчайшую
известность и у нас, и во всем
мире.
Значение творчества Шолохова
С
первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос
времени—вопрос о всемирно-исторической борьбе между социа-
лизмом и старым, собственническим миром. В «Донских рассказах» писатель
обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки,
разрывающей даже семейные, родственные связи. В «Тихом Доне» писатель
передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках
социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких
боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не
была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на
распутье, в какой-то
степени приобретает
победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не
менее могущественного врага—силу собственности, навыки, представления,
инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и
запечатлела «Поднятая целина».
Михаил Шолохов—подлинно
значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы
трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и
победы.
Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним
с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный
внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой
силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею
незабываемых образов простых людей.
Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.
Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской
эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа,
преобразующие жизнь
на началах свободы, счастья и
справедливости.
o Русская СОВЕЦКАЯ литература, издание 17, А. Дементьев, Е. Наумов,
Л. Плоткин, Издательство «
o Русская литература и
1947 г.