Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат
Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.
План.
Вступление
Биография
Основные черты творчества.
«Тихий Дон»
Григории Мелехов
Аксинья
Большевики
«Судьба человека»
Значение творчества Шолохова
10.Библиография
В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова
«Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов — выдающийся писатель
нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его
широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.
«...Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов, — говорил А.
Толстой... — Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в
муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул
эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского
казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:
«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности —
произведение общерусское, национальное, народное».
«Произведение Шолохова является мастерским, — писал А. В. Луначарский о
«Поднятой целине». — Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся
вперед содержание
одето здесь в прекрасную словесную
образную форму...»
М
ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе
Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе,
а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на
Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами
белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной
из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим,
счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925
году вышла первая его книга—«Донские рассказы».
Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых
сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.
Хорошо сказал об этом А.
Фадеев: «Когда по окончании
мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины — партийные, а
еще больше беспартийные молодые люди, — мы поражались тому, сколь общи наши
биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова,
автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более
талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной,
нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность.
Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».
После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в
родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и
который я знал», — вспоминал он.
В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга
романа вышла в 1928 году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая
— в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко
известным.
В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая
целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следам
коллективизации, писатель прервал на время работу над «Тихим Доном».
Живое участие в
Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он
первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую
изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю
напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые
критики.
В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы
советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и
рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе
над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину».
Отдельные главы были напечатаны в 1943—1944 годах и в 1949 году. В них
изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942
года на дальних подступах к Сталинграду.
Значительным художественным достижением писателя явился рассказ
«Судьба человека», напечатанный на страницах
«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его
основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал
замечательный фильм под тем же названием.
В 1959 году Шолохов закончил
вторую книгу «Поднятой целины»
тем самым весь роман в целом.
За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в
1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена
международная Нобелевская премия.
В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они
сражались за Родину».
Основные черты творчества.
В
ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель
горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает
темы, образы, материал для своих художественных произведений.
Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился,
формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой
Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной
Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного
донского края».
Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни
донского казачества — важная особенность творческой деятельности Шолохова.
Это отнюдь не значит, что Шолохов — писатель какой-то чисто местной,
областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского
казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического
значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его
творчества — стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные
периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира
против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и
драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация
(«Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за
Родину», «Судьба человека») — вот три периода в жизни нашего народа, на
которых сосредоточено внимание художника.
С этим связана третья черта шолоховского дарования — эпическая широта,
склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным
обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.
Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали
и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую
жизнь неизменно интересуют художника.
И, наконец, необходимо
метода писателя—его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации
действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать
действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и
многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая
напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе
рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный
принцип, которого
неизменно придерживается Шолохов.
Э
ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон»,
сказались уже в первой книге писателя — «Донские рассказы». Главная тема
рассказов—классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место
людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой.
Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В
рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к
красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын
Михаил—белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец—комендант белогвардейского
военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор—красноармеец.
Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в
бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы
спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка
ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича—кулака и мироеда.
В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и
его старший сын зверски убивают комсомольца.
Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов
доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое
вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись
высокие и благородные качества—готовность к самопожертвованию, геройская
отвага и подлинная человечность.
Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом