Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат
Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.
плаваю, как навоз в проруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает,
что все кончено. «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они
ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую
глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо
покачиваясь.
Теперь ему незачем было
В образе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот
тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов,
происходивших во всем казачестве. Типичность Григория заключается в ином.
Социально поучительна его трагическая участь, участь человека, не нашедшего
своего пути в революции.
Рисуя драму Мелехова, писатель как бы утверждает: человек, оторванный
от народа, от революционной правды и не нашедший в себе сил выбраться на
правильный путь, неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв
Григория с народом, строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении
Мелехова, которое носит явно аллегорический характер. «Григорий видел во
сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-
то издалека неслось протяжное: «Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у
седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя—седло поползло под
ним... Охваченный стыдом и ужасом, он прыгнул с коня. чтобы затянуть
подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно
удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку без него...»
В образе Мелехова Шолохов произнес приговор несостоятельности и
порочности «третьего пути» в революции и вскрыл трагическую обреченность и
гибель человека,
порвавшего с народом
Ч
ерез весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным
мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы
писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из
народа. Аксинья — натура сложная и по-своему богатая, с сильными и
глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию,
огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было
у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только
делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь
своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок.
Мелехова Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не
смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была
дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта
любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.
С огромным художественным
своих героев. Многообразными средствами искусства переданы их радости и
горе, их любовь и их трагедия. В частности, пейзаж становится у писателя
действенным средством психологического анализа. Восьмая часть романа
открывается великолепной по своей художественной выразительности сценой.
После тяжелой и изнурительной болезни к Аксинье возвращаются силы и
здоровье. Очень скоро разыграются в ее жизни трагические события, которые
приведут ее к гибели. Но теперь она полна радости и беспричинного ощущения
счастья. И вот как воспринимает она картину весны: «Иным, чудесно
обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами
она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья.
Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа
и дорога за, ней
с глубоко промытыми
ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное
солнцем...
Бездумно наслаждаясь
огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось
потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке
яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через
разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом
сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»
Шолохов сумел здесь с высоким и совершенным искусством передать всю
прелесть весны с ее ослепительным светом, красотой и радостью в
органическом единстве с настроением Аксиньи.
В той же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погибла, и Григорий
похоронил ее. Он с мучительной ясностью сознает, что для него все кончено.
Его постигла полная катастрофа. Чрезвычайно характерно, что похороны
Аксиньи тоже происходят при ярком свете летнего утра. Но если в первом
отрывке самой картиной природы Шолохов передал ощущение радости, то теперь
теми же средствами пейзажной живописи выражены мрачные, скорбные
переживания Григория:
«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую
седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в
своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял
голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск
солнца».
П
омимо Григория и Аксиньи — центральных героев романа, в многообразной
галерее персонажей «Тихого Дона» важное место занимают представители
революционного народа—большевики.
Среди большевиков, изображенных в романе, мы видим рабочих: кузнеца
Гаранжу, слесаря Штокмана, машиниста Котлярова, работницу Погудко. Им
свойственна безграничная преданность делу народа, высокие нравственные
качества. Большой силой чувства, чистотой и целомудрием отличается любовь
Бунчука и Анны Погудко.
В своих героях Шолохов
за политическое просвещение масс, за революционное воспитание народа.
Показательны в этом смысле беседы Гаранжи с Григорием, пропагандистская
работа большевика-подпольщика Штокмана. Коммунисты даны в романе как
выразители самых светлых чаяний народа, руководители и наставники масс.
Наиболее удался Шолохову образ Михаила Кошевого. Почти ровесник
Григория Мелехова, коренной казак по происхождению, он вырос вместе с
Григорием на хуторе Татарском. Кошевой, однако, пошел, совсем другой
дорогой. Шолохов прямо противопоставляет Кошевого Мелехову. Григорий
говорит, что Кошевой принадлежит к тем людям, которым с самого начала все
было ясно и у которых «свои прямые дороги, свои концы». И говорит он об
этом с чувством явной зависти.
Кошевой обрисован многогранно.
жизни и страстность его натуры, кипучую энергию, непримиримую ненависть к
врагам. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» —
говорит он. Вполне закономерно, что в конце романа он становится
председателем хуторского ревкома и выступает перед нами как представитель
победившей Советской власти. Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и
черты излишней прямолинейности в решении сложных и трудных вопросов
социального воспитания.
Если в Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических
и сословие реакционных предрассудков казачества, то в Кошевом, напротив,
воплощены здоровые революционные, демократические начала; они в конце
концов возобладали в среде казаков и обусловили их переход на сторону
Советской власти, на сторону социализма.
Эти же начала выражены в
вожде революционного
Федор Подтелков—один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на
Дону. Он был председателем Военно-революционного комитета, военным
комиссаром и командующим Донской советской армией. Во второй книге
«Тихого Дона»
Шолохов нарисовал образ
и гибель от рук белых палачей.
«Тихий Дон» переведен на
признание и принадлежит к числу замечательных произведений
социалистического
реализма.
«Судьба человека»
К
ак уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги
«Поднятой целины»,
написал рассказ «Судьба
Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением
писателя.
В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте
повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным
сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ
случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют:
«Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще
находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.
— Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,
Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только
через десять лет.
За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел
более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто
талантливая запись житейского случая, а художественное произведение,
созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное