Жизнь и творчество Шолохова

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 147.50 Кб (Скачать)

плаваю, как навоз  в проруби...» А теперь,  похоронив  Аксинью,  он  сознает,

что все кончено. «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются  они

ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике  влажную  желтую

глину  и  долго  стоял  на  коленях  возле  могилы,  склонив  голову,   тихо

покачиваясь.

      Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено».

      В образе Григория Мелехова  заключено большое типическое обобщение. Тот

тупик,  в  котором  он   оказался,   разумеется,   не   отражал   процессов,

происходивших во всем казачестве. Типичность Григория  заключается  в  ином.

Социально поучительна  его трагическая участь, участь человека, не  нашедшего

своего пути в революции.

      Рисуя драму Мелехова, писатель  как бы утверждает: человек,  оторванный

от народа, от революционной  правды и не нашедший в  себе  сил  выбраться  на

правильный путь, неизбежно потерпит  нравственную  катастрофу.  Этот  разрыв

Григория с народом, строящим  новую  жизнь,  Шолохов  передал  в  сновидении

Мелехова, которое  носит явно аллегорический  характер.  «Григорий  видел  во

сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к  атаке полк.  Уже  откуда-

то издалека неслось  протяжное: «Эскадрооон...», когда  он  вспомнил,  что  у

седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя—седло  поползло  под

ним... Охваченный стыдом  и  ужасом,  он  прыгнул  с  коня.  чтобы  затянуть

подпруги, и в  это время  услышал  мгновенно  возникший  и  уже  стремительно

удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку  без него...»

  В  образе  Мелехова  Шолохов  произнес   приговор   несостоятельности   и

порочности «третьего  пути» в революции и вскрыл трагическую  обреченность  и

гибель человека, порвавшего с народом 
 

                                   Аксинья 
 

      Ч

ерез  весь  роман  проходит  образ  Аксиньи,  нарисованный  с  замечательным

мастерством. Мировая  литература  не  знает  другого  произведения,  где  бы

писатель так  проник  во  внутренний  мир крестьянки,  простои женщины из

народа.  Аксинья  —  натура  сложная  и  по-своему  богатая,  с  сильными  и

глубокими чувствами.  Судьба  Аксиньи  тоже  трагична.  Любовь  к  Григорию,

огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что  было

у нее в ее горестной  жизни. Верный спутник и друг Григория,  она  не  только

делит с ним  все невзгоды, не только  испытывает  все  унижения,  всю  горечь

своего двусмысленного положения, но и  становится  жертвой  роковых  ошибок.

Мелехова Аксинья  разделяет трагическую судьбу самого Григория  Она  тоже  не

смогла найти  своего пути в жизни. Ее любовь к   Григорию  не  способна  была

дать ей подлинное  счастье, сделать жизнь  осмысленной  и  значительной.  Эта

любовь в конце  концов и привела Аксинью к гибели.

      С огромным художественным мастерством  Шолохов осветил  внутренний  мир

своих героев. Многообразными средствами  искусства  переданы  их  радости  и

горе, их любовь и  их трагедия. В частности,  пейзаж  становится  у  писателя

действенным  средством  психологического  анализа.  Восьмая   часть   романа

открывается великолепной по  своей  художественной  выразительности  сценой.

После  тяжелой  и  изнурительной  болезни  к  Аксинье  возвращаются  силы  и

здоровье. Очень  скоро разыграются в ее жизни  трагические  события,  которые

приведут ее к  гибели. Но теперь она полна радости  и  беспричинного  ощущения

счастья.  И  вот  как  воспринимает  она  картину  весны:   «Иным,   чудесно

обновленным и  обольстительным, предстал перед нею  мир.  Блестящими  глазами

она  взволнованно  смотрела  вокруг,  по-детски  перебирая  складки  платья.

Повитая туманом  даль, затопленные талой водой  яблони в саду, мокрая  огорожа

и дорога за, ней  с глубоко промытыми прошлогодними  колеями  —  все  казалось

ей невиданно  красивым, все цвело густыми и  нежными красками, будто  осиянное

солнцем...

      Бездумно наслаждаясь вернувшийся   к  ней  жизнью,  Аксинья   испытывала

огромное желание  ко всему прикоснуться руками,  все  оглядеть.  Ей  хотелось

потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к  ветке

яблони, покрытой  сизым  бархатистым  налетом,  хотелось  перешагнуть  через

разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким  логом

сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»

      Шолохов сумел здесь с высоким  и совершенным  искусством  передать  всю

прелесть  весны  с  ее  ослепительным  светом,   красотой   и   радостью   в

органическом единстве с настроением Аксиньи.

      В той же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погибла, и Григорий

похоронил ее. Он с  мучительной ясностью сознает, что  для него  все  кончено.

Его  постигла  полная  катастрофа.  Чрезвычайно  характерно,  что   похороны

Аксиньи тоже происходят при ярком свете  летнего  утра.  Но  если  в  первом

отрывке самой  картиной природы Шолохов передал  ощущение радости,  то  теперь

теми  же  средствами   пейзажной   живописи   выражены   мрачные,   скорбные

переживания Григория:

«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую

седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному  и  страшному  в

своей неподвижности  лицу. Словно пробудившись  от  тяжкого  сна,  он  поднял

голову и увидел над собой черное небо и  ослепительно  сияющий  черный  диск

солнца». 
 
 

                                 Большевики 
 
 

      П 

омимо Григория и  Аксиньи  —  центральных  героев  романа,  в  многообразной

галерее   персонажей  «Тихого  Дона»  важное  место  занимают  представители

революционного  народа—большевики.

      Среди большевиков, изображенных в романе, мы  видим рабочих:  кузнеца

Гаранжу,  слесаря  Штокмана,  машиниста  Котлярова,  работницу  Погудко.  Им

свойственна  безграничная  преданность  делу  народа,  высокие  нравственные

качества. Большой  силой чувства, чистотой и  целомудрием  отличается  любовь

Бунчука и Анны Погудко.

      В своих героях Шолохов подчеркивает  их неустанную и энергичную  борьбу

за  политическое  просвещение  масс,  за  революционное  воспитание  народа.

Показательны в  этом смысле беседы  Гаранжи с Григорием,  пропагандистская

работа  большевика-подпольщика  Штокмана.  Коммунисты  даны  в  романе   как

выразители самых  светлых чаяний народа, руководители и наставники масс.

      Наиболее  удался  Шолохову  образ   Михаила  Кошевого.  Почти  ровесник

Григория Мелехова, коренной  казак  по  происхождению,  он  вырос  вместе  с

Григорием  на  хуторе  Татарском.  Кошевой,  однако,  пошел,  совсем  другой

дорогой.  Шолохов  прямо  противопоставляет  Кошевого   Мелехову.   Григорий

говорит, что Кошевой принадлежит к тем людям, которым с  самого  начала  все

было ясно и  у которых «свои прямые дороги, свои  концы».  И  говорит  он  об

этом с чувством явной зависти.

      Кошевой обрисован многогранно.  Шолохов подчеркивает в нем  его любовь к

жизни и страстность  его натуры, кипучую энергию,  непримиримую  ненависть  к

врагам. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!»  —

говорит  он.  Вполне  закономерно,  что  в  конце   романа   он   становится

председателем хуторского ревкома и выступает перед нами  как представитель

победившей Советской  власти. Вместе с тем  писатель  оттеняет  в  Кошевом  и

черты  излишней  прямолинейности  в  решении  сложных  и  трудных   вопросов

социального воспитания.

      Если в Григории Мелехове выражена губительная власть  собственнических

и сословие реакционных  предрассудков казачества,  то  в  Кошевом,  напротив,

воплощены  здоровые  революционные,  демократические  начала;  они  в  конце

концов возобладали  в среде  казаков  и  обусловили  их  переход на  сторону

Советской власти, на сторону социализма.

      Эти же начала выражены в  вожде революционного казачества  — Подтелкове.

Федор Подтелков—один из выдающихся  деятелей  молодой  Советской  власти  на

Дону.  Он  был   председателем   Военно-революционного   комитета,   военным

комиссаром и  командующим Донской советской  армией. Во второй книге

«Тихого Дона»  Шолохов нарисовал образ Подтелкова — его деятельность на  Дону

и гибель от рук  белых палачей.

      «Тихий Дон» переведен на многие  иностранные языки,  получил  всемирное

признание    и    принадлежит    к    числу    замечательных    произведений

социалистического реализма. 
 
 

                              «Судьба человека» 
 

      К

ак  уже  говорилось,  в  послевоенные  годы  Шолохов,  кроме  второй   книги

«Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».

   Рассказ   этот  явился  весьма  значительным  художественным   достижением

писателя.

   В основу  рассказа лег  реальный  факт.  В  1946  году  Шолохов  на  охоте

повстречал  у  степной  речушки  одного  шофера  с  его  маленьким  приемным

сынишкой. И тот  поведал писателю печальную повесть  о  своей  жизни.  Рассказ

случайного знакомого  сильно захватил  художника.  Биографы  свидетельствуют:

«Возвратился тогда  писатель  с  охоты  необычно  взволнованным  и  все  еще

находился под  впечатлением от встречи с неизвестным  шофером и мальчиком.

   — Напишу  рассказ об этом, обязательно  напишу»,

   Однако  к исповеди своего случайного  знакомого  писатель  вернулся  только

через десять лет.

      За это время материал жизни,  видимо,  откристаллизовался  и   приобрел

более  обобщенный  характер,  и,  таким  образом,  перед  нами  не   просто

талантливая  запись  житейского  случая,  а  художественное   произведение,

созданное по  всем  законам  типизации.  На  это  указывает  и  программное

Информация о работе Жизнь и творчество Шолохова