Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат
Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.
в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в
«Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений
советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми
писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим' лучшим
художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной
силой» '.
А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую,
правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».
Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении
гражданской войны,
Шолохов сумел создать
самобытное.
В «Тихом Доне» Шолохов,
эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную
историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает
период в десять лет—с 1912 по 1922 год.
Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом,
личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная
идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном—его любовью к
Аксинье, в плане социальном—столкновением Григория с жестокими
противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка романа.
В плане личном—это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом—это
разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти
на Дону;
Обе переплетающиеся сюжетные линии—личная и историческая—оказываются
полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и
завершен.
В первой книге действие начинается предвоенным временем и
заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о
юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.
Вторая книга охватывает
года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало
гражданской войны на Дону—вот что стоит в центре книги.
Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года.
Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской
контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с
весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего
движения и окончательной победе Советской власти на Дону,
Империалистическая война, революция, гражданская война—таковы исторические
события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.
Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и
Москве. Но главным местом действия является казачья станица. Исторические
судьбы донского казачества со время войны и революции—таково основное
содержание шолоховской эпопеи. Шолохов разработал огромной важности и
значения социальный вопрос—о пути к революции и социализму широких народных
масс.
Переход народных масс на
на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы
классов в «Тихом Доне».
Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В
течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и
преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с
революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены
в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и
тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась
вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это
развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло
проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны
сделало часть
казаков послушным орудием
Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась
борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше
обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую
ожесточенность. В «Тихом Доне» Шолохов и стремился со всей силой раскрыть
необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей
среде.
Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя
основными лагерями—лагерем революционного народа, возглавляемого
коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию,
кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое
отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика
Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и
офицеров — злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и
совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить
в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем
чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно
эксплуатируя рабочих и крестьян.
Против них ведет смертельную войну революционный народ и его
самоотверженные защитники, выразители его интересов— революционеры
Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.
Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных,
противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений
колеблющихся, промежуточных социальных сил— Григорий Мелехов. Жизнь
Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к
Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне
гражданской и,:
наконец, его духовное опустошение—вот что образует сюжетную канву романа.
Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что
ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо
происходят с
самим Мелеховым, либо так или
иначе связаны с ним.
Григории Мелехов
Ибо в те дни будет такая скорбь,
Ч
то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в романе
разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей
станицы. Шолохов ярко живописует патриархальный уклад станицы. Перед
читателем отчетливо выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги и
свободолюбия, высокие понятия о воинской чести и вместе с тем звериная
жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым, иногородним. Уже в
начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог «Тихого Дона»,
рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория, которую
казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикости выражены в сцене
побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими крестьянами.
Характер Григория Мелехова формируется под воздействием
противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет
отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие
предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умен
и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя
классового понимания справедливости у него нет. Это человек яркий и
крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всем этом Шолохов
подчеркивает всю
гибельность поведения
в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силой
обстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он
оказался, душевный крах—справедливое возмездие за разрыв с народом, с
великой правдой революции.
По своему социальному положению Григорий Мелехов—• крестьянин-
середняк. Он одновременно и собственник, и труженик. Чувство собственника
отдаляет его от революции, связывает его с буржуазным миром; чувство
труженика, напротив, сближает его с революционным пролетариатом, вооружает
его против эксплуататоров и тунеядцев. Эти противоречивые тенденции
усиливаются и осложняются сословными предрассудками. Колебания между
непримиримыми классовыми полюсами, между борющимися враждебными лагерями,
поиски несбыточного «третьего пути» в революции — не с красными и не с
белыми — вот что определяет поведение Мелехова.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность
своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека—Аксинью. Жизнь
утратила в его глазах весь
смысл и все значение. Еще раньше, сознавая мучительный трагизм своего
положения, он говорит: «От белых отбился, к красным не пристал, так и