Жизнь и творчество Шолохова

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 147.50 Кб (Скачать)

в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному  разработана эта  тема  в

«Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых  выдающихся  произведений

советской  художественной  прозы.  М.  И.  Калинин  в  беседе   с   молодыми

писателями  в  1934 году  говорил:  «Тихий  Дон»  я считаю  нашим'  лучшим

художественным  произведением.  Отдельные  места  написаны  с  исключительной

силой» '.

      А. М. Горький относил «Тихий  Дон» к  книгам,  которые   «дали  широкую,

правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

      Опираясь на  лучшие  достижения  советской  литературы  в   изображении

гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское  и

самобытное.

      В «Тихом Доне» Шолохов, прежде  всего, выступает перед нами  как  мастер

эпического повествования. Широко и свободно развертывает  художник  огромную

историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий  Дон»  охватывает

период в десять лет—с 1912 по 1922 год.

      Действие в романе развивается  в двух планах — историческом и  бытовом,

личном. Но оба  эти  плана  даны  в  нераздельном  единстве.  Патриархальная

идиллия  мелеховской  юности  разрушается  в  плане  личном—его  любовью   к

Аксинье,   в   плане   социальном—столкновением   Григория    с    жестокими

противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка  романа.

В  плане  личном—это  смерть  Аксиньи.  В  плане  социально-историческом—это

разгром белоказачьего  движения и окончательное  торжество  Советской  власти

на Дону;

      Обе переплетающиеся сюжетные линии—личная  и  историческая—оказываются

полностью исчерпанными.  Трагический  крах  героя  логически  закономерен  и

завершен.

      В  первой   книге   действие   начинается   предвоенным   временем   и

заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы,  о

юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.

      Вторая книга охватывает период  с октября 1916 года  и  до  весны  1918

года. Февральские  дни  1917  года,  корниловщина,  Великий  Октябрь,  начало

гражданской войны  на Дону—вот что стоит в центре книги.

      Хронологические рамки третьей  книги: весна 1918 года - май 1919  года.

Изображается в  ней ожесточенная борьба советского народа  с  белогвардейской

контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга,  охватывающая  период  с

весны 1919 года до 1922 года, повествует  о  полном  разгроме  белоказачьего

движения   и   окончательной    победе    Советской    власти    на    Дону,

Империалистическая  война, революция, гражданская  война—таковы  исторические

события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.

      Действие в романе  происходит  на  западном  фронте,  в   Петербурге  и

Москве. Но главным  местом действия является  казачья  станица.  Исторические

судьбы донского  казачества со  время войны и революции—таково  основное

содержание  шолоховской  эпопеи.  Шолохов  разработал  огромной  важности  и

значения социальный вопрос—о пути к революции и социализму широких  народных

масс.

      Переход народных масс на сторону  революции и социализма прослеживается

на судьбах казачества. Это и определило особый характер  изображения  борьбы

классов в «Тихом Доне».

      Казачество отличалось рядом  своеобразных  социальных  особенностей.  В

течение  долгих  лет  царизм  рассматривал  казаков  как  своих  усердных  и

преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько  в  борьбе  с

революционным народом, с освободительным движением. Казаки  были  поставлены

в особые, привилегированные  условия. Они зачастую не знали  тех  бедствий  и

тягот, которые  терпел русский  трудящийся  человек.  Среди  них  разжигалась

вражда к национальным меньшинствам, ко всем  не  казакам,  иногородним.  Это

развило  в   казачестве   чувство   сословного   превосходства,   затрудняло

проникновение революционных идей в его среду  и  в  годы  гражданской  войны

сделало часть  казаков послушным орудием белогвардейской  контрреволюции.

      Разумеется, и на Дону было  классовое расслоение. И там   развертывалась

борьба трудового  казачества против кулаков и помещиков.  Но  указанные  выше

обстоятельства  придали  гражданской   войне   на   Дону   особую   кровавую

ожесточенность. В  «Тихом Доне» Шолохов и стремился  со  всей  силой  раскрыть

необычайную остроту  и  небывалое  ожесточение  классовых  боев  в  казачьей

среде.

      Гражданская война была войной  не на жизнь, а  на  смерть  между  двумя

основными    лагерями—лагерем    революционного    народа,    возглавляемого

коммунистами, и  лагерем контрреволюции, объединявшим  помещиков,  буржуазию,

кулачество.  Эти  основные  противостоящие  друг  другу силы   нашли   свое

отражение в  «Тихом  Доне».  Здесь  мы  видим,  с  одной  стороны,  помещика

Листницкого, кулаков  Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских  генералов  и

офицеров —  злобных  врагов  советского  народа,  людей,  лишенных  чести  и

совести, палачей  и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят  потопить

в крови революционный  народ и восстановить старые, царские  порядки,  с  тем

чтобы снова иметь  возможность пользоваться всеми  благами жизни,  безжалостно

эксплуатируя рабочих  и крестьян.

      Против  них  ведет  смертельную   войну  революционный  народ   и   его

самоотверженные   защитники,   выразители   его   интересов—   революционеры

Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.

      Но  в  центре  внимания  писателя   стоят   не   эти   два   основных,

противостоящих  друг  другу  классовых  лагеря,  а   выразитель   настроений

колеблющихся,  промежуточных  социальных  сил—   Григорий   Мелехов.   Жизнь

Мелехова, юношеские  годы его, история его  женитьбы  на  Наталье,  любовь  к

Аксинье,  его  участие  в  империалистической  войне,  а   затем   в   войне

гражданской и,:

наконец, его духовное опустошение—вот что образует  сюжетную  канву  романа.

Григорий Мелехов  стоит в центре «Тихого Дона» не только в  том  смысле,  что

ему  больше  всех  уделено  внимания:  почти  все  события  в  романе   либо

происходят с  самим Мелеховым, либо так или  иначе связаны с ним. 

                              Григории Мелехов 

                                           Ибо в те дни будет такая скорбь,

                                          какой не было от начала  творения… 

                                                            даже доныне и не

                                                             будет… Предаст

                                                            же брат брата на

                                                            смерть, и отец-

                                                 детей; и восстанут дети на  

                                                        родителей и умертвят

                                                                        их.

                                                         Из Евангелия        
 
 

      Ч 

то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в  романе

разносторонне. Юношеские  годы его показаны на фоне  жизни  и  быта  казачьей

станицы.  Шолохов  ярко  живописует  патриархальный  уклад  станицы.   Перед

читателем отчетливо  выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги  и

свободолюбия, высокие  понятия о воинской  чести  и  вместе  с  тем  звериная

жестокость,  темнота,  слепая  ненависть  к  пришлым,  иногородним.  Уже   в

начальных главах романа, составляющих  своеобразный  пролог  «Тихого  Дона»,

рисуется дикая  и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория,  которую

казаки заподозрили  в колдовстве. Черты темноты и  дикости  выражены  в  сцене

побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими  крестьянами.

        Характер   Григория   Мелехова    формируется    под    воздействием

противоречивых  впечатлений. Казачья станица воспитывает  в нем с  ранних  лет

отвагу, прямодушие,  смелость,  и  вместе  с  тем  она  внушает  ему  многие

предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий  Мелехов  умен

и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к  справедливости,  хотя

классового  понимания  справедливости  у  него  нет.  Это  человек  яркий  и

крупный, с большими и  сложными  переживаниями.  И  при  всем  этом  Шолохов

подчеркивает всю  гибельность поведения Григория. Трагедия  Мелехова  состоит

в  том,  что  он  не  сумел  слиться  с  революцией   и   неизбежной   силой

обстоятельств очутился в стане  ее  злейших  врагов.  Тупик,  в  котором  он

оказался, душевный  крах—справедливое  возмездие  за  разрыв  с  народом,  с

великой правдой  революции.

      По  своему  социальному  положению   Григорий   Мелехов—•   крестьянин-

середняк. Он одновременно и собственник, и  труженик.  Чувство  собственника

отдаляет его  от  революции,  связывает  его  с  буржуазным  миром;  чувство

труженика, напротив, сближает его с революционным  пролетариатом,  вооружает

его  против  эксплуататоров  и  тунеядцев.  Эти   противоречивые   тенденции

усиливаются  и  осложняются  сословными  предрассудками.   Колебания   между

непримиримыми классовыми полюсами, между  борющимися  враждебными  лагерями,

поиски несбыточного «третьего пути» в революции  —  не  с  красными  и  не  с

белыми — вот  что определяет поведение Мелехова.

В заключительных сценах  романа  Шолохов  обнажает  страшную  опустошенность

своего  героя.  Мелехов  потерял  самого  любимого  человека—Аксинью.  Жизнь

утратила в его  глазах весь

смысл и все  значение.  Еще  раньше,  сознавая  мучительный  трагизм  своего

положения, он говорит: «От белых  отбился,  к  красным  не  пристал,  так  и

Информация о работе Жизнь и творчество Шолохова