Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности создания образа Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и образа Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:
1. На основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре;
2. Проанализировать содержание женских образов в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образ женщины в русской культуре
1.1.Концепция женственности в русской культуре ……………………………6
1.2. Женские образы в русской культуре………………………………………17
Глава 2. Образ Марии в романе Л. Андреева «Дневник сатаны»…………28
Глава 3. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»…………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………..43
На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. И это не случайная булгаковская героиня мучается из-за своей измены мужу и, подсознательно, этот свой поступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями. «С одной стороны, - пишет Б. В. Соколов, - обилие отравителей - это отражение в мозгу героини мысли о возможности самоубийства вместе с возлюбленным с помощью яда. С другой стороны, тот факт, что в дальнейшем Мастер и Маргарита будут отравлены мужчиной - Азазелло, оставит возможность рассматривать их отравление (или самоубийство) в качестве мнимого, поскольку все отравители - мужчины на балу - на самом деле отравители мнимые». Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести. «В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем.» Последнее утверждение представляется спорным, поскольку бал у Воланда и то, что за ним следует, на самом деле видится более реальным, чем вся предыдущая жизнь героини. «Ее волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом Мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке...» (267) И еще ранее: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой» (230).
По мнению Б. С. Немцева, характер Маргариты,
раскрывшийся на балу у Сатаны, представляется
продолжением и развитием ренессансных
традиций, когда в условиях крайне нормативного
государства женщина, преступающая
семейный долг и ради любимого отдающая
в душу дьяволу, бросает вызов этому государству
- гонителю ее возлюбленного. «Власти предержащим
сама возможность чьей-то неподконтрольности
уязвляет, поэтому Воланду ясно, что счастливыми
свободные люди здесь быть не могут.» Он
умерщвляет и Маргариту, и Мастера, предоставив
им «покой» и соединив любовников навечно
в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется
высшая свобода. [114;56 - 69]. Итак, образ Маргариты
мы так же можем отнести к типу женщины
демонической направленности и к типу
роковой женщины.
Заключение
Итак, в результате проведенного нами исследования гипотеза, которая была выдвинута как рабочая, доказана: в женском образе, созданном Л.Н. Андреевым в романе «Дневник сатаны» и М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.
В образе Андреевской Марии и Булгаковской
Маргариты прослеживается некая схожесть
– связь с дьяволом. Мы по праву можем
отнести эти образы к типу женщин демонической
направленности. Образ Маргариты кроме
того следует рассматривать так же, как
тип роковой женщины, ведь ради любимого
она продала свою душу дьяволу.
Список используемой литературы:
1. Андреев Д. Роза мира: Метафилософия истории. - М., 1993.
2.Андреев
Л.Н Собрание сочинений. В 6
т. Т.6 Рассказы; Повести; Дневник
Сатаны. Романы; 1916-1919; Пьесы 1916; Статьи.
– М.: 1996. – 720с.
3. Андреевская М. И. «О Мастере и Маргарите» // Лит. обозрение. - 1991. № 5 - С. 59 63.
4. Барков А. Н. Кто они - Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. - 1991. - №№ 9 - 10.
5. Булгаков М. А. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы / Предисл. В. И. Сахарова, - Мн.: Юнацтва, 1988, - 670 с.
6. Ванчуков В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков. - М, 1996.304с.
7. Габриэлян Н.М. Пол, культура, религия // Общественные науки и современность. 1996. - № 6. - С. 126-134.
8. Гаврюшин Н. Литострои, или Мастер и Маргарита: [ О нравственных идеалах романа М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита " ] // Вопр. лит. 1991. - № 8. - С. 75-88
9. Галинская И. Л. Криптография романа " Мастер и Маргарита " Михаила Булгакова // Галинская И. Л. Загадки известных книг. М., 1986. _ С. 65 - 125.
10. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита " // Даугава. - 1989. №1. C. 78-90.
11. Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с фр. Г.Н.Кузнецовой. - Минск, 1999
12. Женщина: Выдержки изучения живой этики и писем Е.И. Рерих. - Екатеринбург, 1992.
13. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века.// Русская женщина и православие. - СПб., 1997.
14. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки по теологии романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита " // Наука и религия. 1987. - № 8. С. 49-51; № 9. - C. 27-29.
15. Лакшин В. Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита" // Лакшин В. Пути журнальные. - М. 1990. С. 214-264.
16. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994.
17. Михайлова М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века // Преображение.- 1996.- N4.- С.150-158.
18. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь в 2-х томах. Т.2. - М.,1992.
19. Палиевский
П. Последняя книга М.
20. Пушкарева
Н.Л. «Я старалась ничего
21. Рябов О.В.
Русская философия
22. Рябов О.В.
Идеал «Мадонны» или идеал
«содомской»: Два лика
23. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита ". Очерки творческой истории. - М.: Наука, 1991. – 127 с.
24. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1988.672 с.
25. Яновская Л.
Треугольник Воланда: [ О романе М. Булгакова
" Мастер и Маргарита " ] // Неделя.
- 1992. - Дек. - № 52. С. 12.