Женские образы в романе Л.Н. Андреева "Дневник сатаны" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности создания образа Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и образа Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:

1. На основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре;

2. Проанализировать содержание женских образов в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Образ женщины в русской культуре

1.1.Концепция женственности в русской культуре ……………………………6

1.2. Женские образы в русской культуре………………………………………17

Глава 2. Образ Марии в романе Л. Андреева «Дневник сатаны»…………28

Глава 3. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»…………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………………42

Список используемой литературы……………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая по литературе.docx

— 82.50 Кб (Скачать)

       На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. И это не случайная булгаковская героиня мучается из-за своей измены мужу и, подсознательно, этот свой поступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями. «С одной стороны, - пишет Б. В. Соколов, - обилие отравителей - это отражение в мозгу героини мысли о возможности самоубийства вместе с возлюбленным с помощью яда. С другой стороны, тот факт, что в дальнейшем Мастер и Маргарита будут отравлены мужчиной - Азазелло, оставит возможность рассматривать их отравление (или самоубийство) в качестве мнимого, поскольку все отравители - мужчины на балу - на самом деле отравители мнимые». Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести. «В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем.» Последнее утверждение представляется спорным, поскольку бал у Воланда и то, что за ним следует, на самом деле видится более реальным, чем вся предыдущая жизнь героини. «Ее волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом Мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке...» (267) И еще ранее: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой» (230).

         По мнению Б. С. Немцева, характер Маргариты, раскрывшийся на балу у Сатаны, представляется продолжением и развитием ренессансных традиций, когда в условиях крайне нормативного государства женщина, преступающая  семейный долг и ради любимого отдающая в душу дьяволу, бросает вызов этому государству - гонителю ее возлюбленного. «Власти предержащим сама возможность чьей-то неподконтрольности уязвляет, поэтому Воланду ясно, что счастливыми свободные люди здесь быть не могут.» Он умерщвляет и Маргариту, и Мастера, предоставив им «покой» и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода. [114;56 - 69]. Итак, образ Маргариты мы так же можем отнести к типу женщины демонической направленности и к типу роковой женщины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

        Итак, в результате проведенного  нами исследования гипотеза, которая  была выдвинута как рабочая,  доказана: в женском образе, созданном  Л.Н. Андреевым в романе «Дневник сатаны» и М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»   отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.

         В образе Андреевской Марии и Булгаковской  Маргариты прослеживается некая схожесть – связь с дьяволом. Мы по праву можем отнести эти образы к типу женщин демонической направленности. Образ Маргариты кроме того следует рассматривать так же, как тип роковой женщины, ведь ради любимого она продала свою душу дьяволу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Андреев Д.  Роза мира: Метафилософия истории. - М., 1993.

2.Андреев  Л.Н Собрание сочинений. В 6 т. Т.6 Рассказы; Повести; Дневник  Сатаны. Романы; 1916-1919; Пьесы 1916; Статьи. – М.: 1996. – 720с. 

3. Андреевская  М. И. «О Мастере и Маргарите»  // Лит. обозрение. - 1991. № 5 - С. 59 63.

4. Барков А.  Н. Кто они - Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. - 1991. - №№ 9 - 10.

5. Булгаков М.  А. Белая гвардия; Мастер и  Маргарита: Романы / Предисл. В. И. Сахарова, - Мн.: Юнацтва, 1988, - 670 с.

6. Ванчуков В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков. - М, 1996.304с.

7. Габриэлян Н.М. Пол, культура, религия // Общественные науки и современность. 1996. - № 6. - С. 126-134.

8. Гаврюшин Н.  Литострои, или Мастер и Маргарита: [ О нравственных идеалах романа М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита " ] // Вопр. лит. 1991. - № 8. - С. 75-88

9. Галинская  И. Л. Криптография романа " Мастер и Маргарита " Михаила  Булгакова // Галинская И. Л.  Загадки известных книг. М., 1986. _ С. 65 - 125.

10. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита " // Даугава. - 1989. №1. C. 78-90.

11. Евдокимов  П.Н. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины  и женщины / Пер. с фр. Г.Н.Кузнецовой. - Минск, 1999

12. Женщина: Выдержки  изучения живой этики и писем  Е.И. Рерих. - Екатеринбург, 1992.

13. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века.// Русская женщина и православие. - СПб., 1997.

14. Зеркалов А.  Воланд, Мефистофель и другие: Заметки по теологии романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита " // Наука и религия. 1987. - № 8. С. 49-51; № 9. - C. 27-29.

15. Лакшин В.  Роман М. Булгакова " Мастер  и Маргарита" // Лакшин В. Пути  журнальные. - М. 1990. С. 214-264.

16. Лотман Ю.М.  Беседы о русской культуре: быт  и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994.

17. Михайлова  М. Внутренний мир женщины и  его изображение в русской  женской прозе серебряного века // Преображение.- 1996.- N4.- С.150-158.

18. Мифы народов  мира. Энциклопедический словарь  в 2-х томах. Т.2. - М.,1992.

19. Палиевский  П. Последняя книга М. Булгакова  [" Мастер и Маргарита "]: К  100-летию со дня рождения писателя // Библиотекарь. - 1991. - № 5. C. 58-62.

20. Пушкарева  Н.Л. «Я старалась ничего упустить  в науках» // Женщина и культура. М., 2001. - Вып. 2.

21. Рябов О.В.  Русская философия женственности  (XI-XX века). - Иваново, 1999.360 с.

22. Рябов О.В.  Идеал «Мадонны» или идеал  «содомской»: Два лика женственности  в русской философии // Женщина  в российском обществе. -1998. - №  2.

23. Соколов Б.  В. Роман М. Булгакова " Мастер  и Маргарита ". Очерки творческой  истории. - М.: Наука, 1991. – 127 с.

24. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1988.672 с.

25. Яновская Л.  Треугольник Воланда: [ О романе М. Булгакова " Мастер и Маргарита " ] // Неделя. - 1992. - Дек. - № 52. С. 12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Женские образы в романе Л.Н. Андреева "Дневник сатаны" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".