Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности создания образа Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и образа Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:
1. На основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре;
2. Проанализировать содержание женских образов в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образ женщины в русской культуре
1.1.Концепция женственности в русской культуре ……………………………6
1.2. Женские образы в русской культуре………………………………………17
Глава 2. Образ Марии в романе Л. Андреева «Дневник сатаны»…………28
Глава 3. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»…………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………..43
Федеральное агентство по образованию
ГОУ
ВПО «Ишимский
государственный
педагогический институт
им. П.П. Ершова».
Кафедра
литературы.
Курсовая работа
«Женские образы в романе Л. Н. Андреева «Дневник сатаны»
и М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Выполнила:
ст – ка 271 гр. ФРЯиЛ
Свободчикова
И.А.
Научный руководитель:
Нестерова
Т.А.
Ишим 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Образ женщины в русской культуре
1.1.Концепция
женственности в русской
1.2. Женские образы
в русской культуре………………………………
Глава 2. Образ Марии в романе Л. Андреева «Дневник сатаны»…………28
Глава 3. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Разные
женщины, разные судьбы, разные образы
представлены на страницах художественной
литературы, публицистики, в живописи,
скульптуре, на киноэкране. Образ женщины
реальной и созданной воображением
творца можно обнаружить во всех жанрах
и видах художественного
Ушли в прошлое идеалы, освященные православием, навеянные Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Достоевским. Розановым. В частности, Василий Розанов писал: «Как героизм в мужчине конечно есть добродетель, - так главная добродетель в женщине, "семьянинке и домоводке", матери и жене, есть изящество манер, миловидность (другое, чем красота) лица, рост небольшой, но округлый, сложение тела нежное, не угловатое, ум проникновенно-сладкий, душа добрая и ласковая. Это те, которых помнят; те, которые нужны человеку, обществу, нации; те, которые угодны Богу и которых Бог избрал для продолжения и поддержания любимого своего рода человеческого».
Многие прежние женские идеалы, женские роли, женские лики стали для немалого числа представительниц прекрасного пола архаичными, пополнившими «факультет ненужных вещей». И это прежде всего женское самопожертвование, и, как ни печально, женская сострадательность. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что 60% женщин в возрасте от 16 до 25 лет, независимо от социального статуса и образовательного уровня, обладают следующими особенностями личности: независимостью, активностью, завышенной самооценкой, честолюбием, развитым чувством соперничества, стремлением к доминированию, самоутверждением за счет других, прагматичностью в чувствах. Считают, что действуют не по женской, а по мужской модели, хотя и полагают, что самое ценное качество в женщине - женственность.
Произведения
русской литературы создают образы
женщин, в которых отражаются национальные
представления о важнейших
Цель работы: рассмотреть особенности создания образа Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и образа Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:
1. На
основе концептуального
2. Проанализировать содержание женских образов в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Предметом теоретического и эмпирического исследования является содержание концепции женственности и национальная традиция в создании женских образов в литературе, а объектом - женские образы в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Методы исследования: теоретический анализ современной научной литературы по проблеме, концептуальный анализ художественного произведения (в рамках герменевтического метода), сравнительный анализ образов.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели, задачи и гипотеза исследования, определяются методы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Образ женщины в русской культуре» рассматриваются основные положения концепции женственности, отраженные в русской философской и художественной мысли, определяются составляющие идеального образ женщины, ее роли в жизни и в обществе. Также приводится краткий анализ галереи женских образов в русской культуре.
Вторая глава - «Образ Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и третья – «Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - представляют собой концептуальный анализ женских образов с точки основных теоретических положений, выделенных в результате изучения проблемы и представленных в первой главе.
В
заключении делается вывод о возможностях
дальнейшего изучения особенностей создания
женских образов в романах и применения
полученных результатов исследования.
Глава 1. Образ женщины в русской культуре.
1.1. Концепция женственности в русской культуре.
На уровне обыденного сознания женственность связана, прежде всего, с женщиной как полом биологическим, физически более слабым по сравнению с мужчиной, вследствие чего во многих культурах женщине отведена роль последовательной исполнительницы воли мужчины. Однако при обращении к более широкому контексту этого концепта, как к социальному конструкту, обнаруживается, что понятия женственность и женщина - отнюдь не идентичные.
Социальный
конструкт женственности
Поиском
смысла женственности заняты разные
научные области, в числе которых
философские, психологические, культурологические,
социологические, искусствоведческие,
литературоведческие
Женственность,
как правило, отождествляется с
«женским» и означает снижение социального
и культурного статусов, традиционно
воспринимаясь как культурно
вторичный феномен. «Женское» по
сложившейся повсеместно
Понимание концепта «женщина» и суть женственности в разные периоды развития человеческого рассматривалось далеко не однозначно. Светлый и темный лики женственности проходят через всю историю как зарубежной, так и отечественной культуры. Но несмотря на разность толкования этих концептов, многочисленные научные исследования показывают, что женское и женщина, как правило, ассоциируются с природным, с тем, что человек (мужчина) стремится покорить, подчинить, направить на службу себе и контролировать. Именно репродуктивные функции женщины сближают ее с природой, и на этой доминанте строится большинство умозаключений, то есть оппозиция женского и мужского становится оппозицией природного и культурного. Сообразуясь с традиционными, патриархальными подходами, женственность связывают с внешней привлекательностью, кротостью, несамостоятельностью, послушанием. [1;57 - 59].
Репрезентацию
женственности в истории
- в аспекте
историко-культурного развития
- в аспекте
ролевых субъектно-объектных
- в аспекте
социально-ролевой презентации
- в социально-классовом аспекте: дворянка, крестьянка, мещанка, работница, предприниматель;
- в психолого-деятельностном аспекте: традиционная, героиня, демоническая женщина;
- в аспекте
художественно-эстетической
- в нравственно-этическом
аспекте на уровне символико-
- в философско-символическом
аспекте: Вечная Женственность,
Все обозначенные аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены, в процессе социализации вступают в различные системные отношения иерархии и взаимодополнительности. Например, обращение к истории средневековой Руси доказывает, что не всегда наблюдалось приниженное положение женщины. В верхах России роль женщины в определенные периоды истории была весьма велика. В докиевскую эпоху, как свидетельствуют многие исторические тексты (Е. Вардиман, И. Забелин, С. Кайдаш, В. Михневич, Н. Пушкарева, Б. Рыбаков, Г. Тишкин и др.), женщина обладала достаточно высоким статусом и престижем, властью и правами, включая возможность участвовать в военных действиях. Христианство, являясь культурной доминантой Древнерусского государства, тоже воспринимает женщину достаточно противоречиво. Если обратиться к литературе, в которой освещаются вопросы положения женщины в христианстве (С. Вербицкий, П. Евдокимов, Б. Романов, М. Степанянц, Д. Эдит и др.), то в целом можно обнаружить, что патриархальный характер общественных отношений долгое время не подвергался сомнению: религиозное право и институты, как правило, выступали стражами патриархального мироустройства. Наряду с отождествлением женственного с греховным, качества, которые свойственны женскому началу, в религии на протяжении всего Средневековья одобрялись и превозносились (смирение, самопожертвование, доброта, милосердие, вера, надежда, «ненасытное» сострадание и т.д.). Мужские же начала подвергались осуждению, хуле (гордыня, эгоизм, излишняя рассудочность, агрессивность). [7;11 - 19].
В
церковно-монастырской литературе отечественного
Средневековья чаще всего наблюдается
представление о женщинах как
дьявольском искушении, погибели для
мужской души и тела. Одновременно
презентируется снисходительно-