Женские образы в романе Л.Н. Андреева "Дневник сатаны" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности создания образа Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и образа Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:

1. На основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре;

2. Проанализировать содержание женских образов в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Образ женщины в русской культуре

1.1.Концепция женственности в русской культуре ……………………………6

1.2. Женские образы в русской культуре………………………………………17

Глава 2. Образ Марии в романе Л. Андреева «Дневник сатаны»…………28

Глава 3. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»…………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………………42

Список используемой литературы……………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая по литературе.docx

— 82.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ишимский  государственный  педагогический институт им. П.П. Ершова». 

Кафедра литературы. 
 
 

Курсовая  работа

«Женские  образы в романе Л. Н. Андреева «Дневник сатаны» 

и М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 
 
 
 

Выполнила:

ст – ка 271 гр. ФРЯиЛ

Свободчикова  И.А. 

Научный руководитель:

Нестерова Т.А. 
 
 
 

Ишим 2011 г.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                                  

Глава 1. Образ  женщины в русской культуре

1.1.Концепция  женственности в русской культуре  ……………………………6

1.2. Женские образы  в русской культуре………………………………………17

Глава 2. Образ Марии в романе Л. Андреева  «Дневник  сатаны»…………28

Глава 3. Образ  Маргариты в романе М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»…………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………………42

Список используемой литературы……………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Разные  женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины  реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных  проявлений культурной мысли. По мнению М.А. Булгакова, «всякий подлинный  художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы». В русской культуре женщина предстает в самых различных ипостасях: тотема,  древнеязыческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим. Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом. О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут, как уже было отмечено в предыдущих главах, большинство авторов, кто хоть как-то касался этого вопроса.  В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине «идеала мадоннского» и «идеала содомского», что, видимо, вполне правомерно.

    Ушли  в прошлое идеалы, освященные православием, навеянные Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Достоевским. Розановым. В частности, Василий Розанов писал: «Как героизм  в мужчине конечно есть добродетель, - так главная добродетель в женщине, "семьянинке и домоводке", матери и жене, есть изящество манер, миловидность (другое, чем красота) лица, рост небольшой, но округлый, сложение тела нежное, не угловатое, ум проникновенно-сладкий, душа добрая и ласковая. Это те, которых помнят; те, которые нужны человеку, обществу, нации; те, которые угодны Богу и которых Бог избрал для продолжения и поддержания любимого своего рода человеческого».

    Многие  прежние женские идеалы, женские  роли, женские лики стали для немалого числа представительниц прекрасного  пола архаичными, пополнившими «факультет ненужных вещей». И это прежде всего женское самопожертвование, и, как ни печально, женская сострадательность. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что 60% женщин в возрасте от 16 до 25 лет, независимо от социального статуса и образовательного уровня, обладают следующими особенностями личности: независимостью, активностью, завышенной самооценкой, честолюбием, развитым чувством соперничества, стремлением к доминированию, самоутверждением за счет других, прагматичностью в чувствах. Считают, что действуют не по женской, а по мужской модели, хотя и полагают, что самое ценное качество в женщине - женственность.

    Произведения  русской литературы создают образы женщин, в которых отражаются национальные представления о важнейших качествах.

    Цель  работы: рассмотреть особенности создания  образа Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и образа Маргариты в романе М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита».

    Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:

1. На  основе концептуального анализа  теоретической литературы по  проблеме выделить основные черты  концепции женственности в русской  культуре;

2. Проанализировать  содержание женских образов в романе  Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А.  Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Предметом теоретического и эмпирического исследования является содержание концепции женственности и национальная традиция в создании женских образов в литературе, а объектом - женские образы в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и М.А.  Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Методы  исследования: теоретический анализ современной научной литературы по проблеме, концептуальный анализ художественного произведения (в рамках герменевтического метода), сравнительный анализ образов.

    Работа  состоит из введения, двух глав и  заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели, задачи и гипотеза исследования, определяются методы и практическая значимость полученных результатов.

    В первой главе «Образ женщины в русской культуре» рассматриваются основные положения концепции женственности, отраженные в русской философской и художественной мысли, определяются составляющие идеального образ женщины, ее роли в жизни и в обществе. Также приводится краткий анализ галереи женских образов в русской культуре.

    Вторая  глава - «Образ Марии в романе Л.Андреева «Дневник сатаны» и третья – «Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - представляют собой концептуальный анализ женских образов с точки основных теоретических положений, выделенных в результате изучения проблемы и представленных в первой главе.

    В заключении делается вывод о возможностях дальнейшего изучения особенностей создания женских образов в романах и применения полученных результатов исследования.  
 
 
 

Глава 1. Образ женщины  в русской культуре.

1.1. Концепция женственности  в русской культуре.

    На  уровне обыденного сознания женственность  связана, прежде всего, с женщиной как  полом биологическим, физически  более слабым по сравнению с мужчиной, вследствие чего во многих культурах  женщине отведена роль последовательной исполнительницы воли мужчины. Однако при обращении к более широкому контексту этого концепта, как  к социальному конструкту, обнаруживается, что понятия женственность и  женщина - отнюдь не идентичные.

    Социальный  конструкт женственности толкуется  как социально-культурная категория. Идеология, политика, религия, искусство, в частности литература, - инструменты, принимающие активное участие в формировании женственности: «женственность не укладывается ни в одну идентификационную форму, будучи всегда больше ее границ и пределов («Родина», «Мать». «Вечная женственность» и т. д. и т. п.)   [13;118 - 119].

    Поиском смысла женственности заняты разные научные области, в числе которых  философские, психологические, культурологические, социологические, искусствоведческие, литературоведческие исследования.

    Женственность, как правило, отождествляется с  «женским» и означает снижение социального  и культурного статусов, традиционно  воспринимаясь как культурно  вторичный феномен. «Женское» по сложившейся повсеместно традиции оказывается за границами нормы. То есть стереотипное понимание женственности  связано, прежде всего, с гендерным неравенством. Гендерное неравенство в качестве социокультурного конструкта возникло на основе естественных, биологических различий между мужчинами и женщинами. Социальные нормы и роли постоянно меняются во времени, однако гендерная асимметрия остается почти неизменной.

    Понимание концепта «женщина» и суть женственности  в разные периоды развития человеческого  рассматривалось далеко не однозначно. Светлый и темный лики женственности  проходят через всю историю как  зарубежной, так и отечественной  культуры. Но несмотря на разность толкования этих концептов, многочисленные научные исследования показывают, что женское и женщина, как правило, ассоциируются с природным, с тем, что человек (мужчина) стремится покорить, подчинить, направить на службу себе и контролировать. Именно репродуктивные функции женщины сближают ее с природой, и на этой доминанте строится большинство умозаключений, то есть оппозиция женского и мужского становится оппозицией природного и культурного. Сообразуясь с традиционными, патриархальными подходами, женственность связывают с внешней привлекательностью, кротостью, несамостоятельностью, послушанием. [1;57 - 59].

    Репрезентацию женственности в истории культуры можно рассматривать исходя из разных оснований. Наметим лишь некоторые  из них:

- в аспекте  историко-культурного развития общества: первобытное общество; древние цивилизации,  Средневековье, Возрождение, Новое  время, Просвещение и т. д;

- в аспекте  ролевых субъектно-объектных отношений  в семье: мать, жена, дочь, сестра, невеста; 

- в аспекте  социально-ролевой презентации в  обществе: домохозяйка, работница,  руководитель, бизнесмен и пр.;

- в социально-классовом  аспекте: дворянка, крестьянка, мещанка,  работница, предприниматель;

- в психолого-деятельностном аспекте: традиционная, героиня, демоническая женщина;

- в аспекте  художественно-эстетической презентации  женщины в качестве объекта  творческого воплощения в литературе, живописи, скульптуре (муза, вдохновительница, чаровница);

- в нравственно-этическом  аспекте на уровне символико-семиотическом:  «вавилонская блудница», Ева,  великая грешница, Святая Магдалина,  Святая Мария, Великая Праведница;

- в философско-символическом  аспекте: Вечная Женственность,  София - Премудрость Божья, Прекрасная  Дама, Мать-Сыра Земля, Родина-Мать и т.д.

    Все обозначенные аспекты взаимосвязаны  и взаимообусловлены, в процессе социализации вступают в различные  системные отношения иерархии и  взаимодополнительности. Например, обращение к истории средневековой Руси доказывает, что не всегда наблюдалось приниженное положение женщины. В верхах России роль женщины в определенные периоды истории была весьма велика. В докиевскую эпоху, как свидетельствуют многие исторические тексты (Е. Вардиман, И. Забелин, С. Кайдаш, В. Михневич, Н. Пушкарева, Б. Рыбаков, Г. Тишкин и др.), женщина обладала достаточно высоким статусом и престижем, властью и правами, включая возможность участвовать в военных действиях. Христианство, являясь культурной доминантой Древнерусского государства, тоже воспринимает женщину достаточно противоречиво. Если обратиться к литературе, в которой освещаются вопросы положения женщины в христианстве (С. Вербицкий, П. Евдокимов, Б. Романов, М. Степанянц, Д. Эдит и др.), то в целом можно обнаружить, что патриархальный характер общественных отношений долгое время не подвергался сомнению: религиозное право и институты, как правило, выступали стражами патриархального мироустройства. Наряду с отождествлением женственного с греховным, качества, которые свойственны женскому началу, в религии на протяжении всего Средневековья одобрялись и превозносились (смирение, самопожертвование, доброта, милосердие, вера, надежда, «ненасытное» сострадание и т.д.). Мужские же начала подвергались осуждению, хуле (гордыня, эгоизм, излишняя рассудочность, агрессивность). [7;11 - 19].

    В церковно-монастырской литературе отечественного Средневековья чаще всего наблюдается  представление о женщинах как  дьявольском искушении, погибели для  мужской души и тела. Одновременно презентируется снисходительно-доброжелательное отношение, например в «Домострое», в котором определились нормы существования и поведения для «доброй жены». В Средневековье женщина не только Ева, сорвавшая запретный плод, «вавилонская блудница», но и Дева Мария, Великая Праведница. «Следует принять во внимание, что физический пол («sex») и гендер (как система социо-полоролевых отношений) в славянском обществе никогда не совпадали, и несовпадение было временами особенно заметным. Так складывалась этнографическая реальность в России; женщинам на протяжении веков приходилось нести на своих плечах как мужские работы, так и мужские роли, мужскую ответственность. Между тем многие свидетели отмечали женообразие русских мужских лиц, специфический тип эмоциональности и капризности русских бояр, пассивность и мягкость русской души.

Информация о работе Женские образы в романе Л.Н. Андреева "Дневник сатаны" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".