Женские образы в пьесах А.П.Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать женские образы в пьесах А.П.Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад».
Задачи исследования:
Выявить способы создания женских образов в творчестве писателя;
Выделить типические черты женских образов у Чехова: особенности внешности, характера, поведения, проявления чувств;
Проанализировать ситуации, в которых максимально раскрываются главные качества героинь;

Содержание

Введение
Женская тема в мировой драматургии и её эволюция………………
Способы создания женских образов в рассказах и повестях А. Чехова………………………………………………………………….
Чеховские поиски гармонии души человека иллюзорности счастья в ракурсе женских образов (по пьесам «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад») …………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа введение.docx

— 76.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Как можно теперь заметить, единого мнения, единой концепции  рассмотрения чеховских женских  образов не существует. Сколько исследователей, столько и мнений. Мы попробовали  соединить воедино, привести к синтезу  все противоречия и суждения о  творчестве писателя. Мы попробовали  определить основные направления философской  мысли Чехова, однако понять писателя полностью очень трудно, а его  творчество всегда будет хранить  в себе тайны и загадки.

Подводя итог всей проделанной  работе, необходимо отметить следующие  положения:

Специфика чеховского характеросложения в том, на наш взгляд, что драматург не изобретает тот или иной характер, навязывая ему определенный строй мыслей и поведенческих регламентов. Он берет персонажей прямо из жизни и изображает их не в какие-то уникально-героические, судьбоносные моменты, а, пожалуй, в самые прозаические - старые, будничные моменты, на арене повседневности, которая как раз и является мощнейшим фактором формирования тех или иных черт характера. Именно в рутине обыденщины человек предстает самим собой без гиперболических прикрас и идеалистического налета. Спокойное, ровное, убаюкивающе-безмятежное течение будней оказывается самым трудным испытанием нравственной выносливости и целеустремленности чеховских персонажей. Среди них нет хороших или плохих, в меру положительных или отрицательных, вызывающих у читателей ту или иную оценку. Есть просто люди, в чем-то счастливые, в чем-то несчастные, где-то сильные, где-то слабые. При знакомстве с ними читатель или зритель занимает не отстраненную позицию постороннего наблюдателя-психолога, как это обычно бывает при чтении произведения или просмотре спектакля, когда человека никогда не покидает чувство вымышленности происходящего и отдаленности даже очень близкого ему по духу героя завесой литературной условности. Зритель видит на сцене себя со стороны во всей совокупности своих робких и решительных эмоциональных побуждений, мыслей, сомнений, надежд и разочарований, Чеховские герои – это не они, не третьи лица, а мы с вами. В самом деле, в ком не живет Треплев, Нина, Аркадина, или Маша? Поэтому любая попытка анализа характера есть не что иное, как самоанализ. И в этом великая заслуга чеховского творчества – отвлечь человека от житейского любопытства к внешнему миру и чужим судьбам и направить познавательный процесс в русло изучения его собственной внутренней вселенной, ведь, в конечном сете, самый интересный объект наблюдения для человека – он сам. Отсюда философски-глубокие раздумья над загадкой мироздания и потенциальные возможности самосовершенствования. В характерах чеховских персонажей присутствует и типическое, и сугубо индивидуальное, совсем как в жизни, как в каждом из нас.

Именно это специфическое  сочетание личностных, и порой  даже случайных черт натуры с философско-обобщенными  общечеловеческими качествами. Сосуществование  в каждом персонаже обычного, будничного человека, погрязшего в бытовой рутине, и человека в высшем смысле этого  слова, личности космического масштаба, задумавшейся о судьбах мира, - именно этот синтез, на наш взгляд, определяет характер героев пьесы Чехова. В  пьесах Чехова нельзя лицедействовать, его героев нельзя представлять, нужно  зажить с ними одной жизнью.

Основной особенностью чеховских  характеров является их постоянная погруженность  в себя, сосредоточенность на своих  главных мыслях и переживаниях. Косвенной  характеристике душевного состояния  героя в какой-то степени способствуют его высказывания, всегда эмоционально наполненные.

Для изображения женских  образов Чехов использует следующие  способы: диалог, монолог, реплики, высказывания героев, ремарки и др.

А. П. Чехов очень тщательно  и вдумчиво работал над созданием  женских образов их детальной  переработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героинь должны были способствовать созданию у читателя максимально четкого представления  как о характере и глубине  тех чувств, которые овладевают, так и об внешнем облике.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Александров, Б. И. Симинарий по Чехову: пособие для вузов / Б. И. Александров. – М,: Просвещение,1957. – 228с.
  2. Белик, А. П. О своеобразии нравственно – эстетической позиции А. П. Чехова / А. П. Белик // Вопросы философии. – 2000. - №12, С.127-137
  3. Белинский, В. Г. Полн. СОБР. Соч. / В. Г. Белинский. – М.: Просвещение, 1954, - С. 53.
  4. Бердников, Г. П. Чехов – драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова / Г. П. Бердников – М.: Искусство. – 1972. – С.318
  5. Бердников, Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников – М.: Художественная литература, 1984. – С.174.
  6. Буслакова, Т. П. А. П. Чехов. «Вишневый сад» / Т. П. Буслакова // Буслакова Т. П. Как создается литературный образ в драме. – М.: Дрофа,2005. – С. 144-171.
  7. Белый,  Г. А. Драматургия А. П. Чехова // История русской драматургии второй половине 19 века – начала 20 века до 1917 г. – М.:Дрофа. -2003. – С.441-481.
  8. Головачева,  А. О тех, кто читает Спенсера: Чехов и его герои накануне 20 века / А. Головачева// Вопросы литературы. – 1998. -№4, С.160-178.
  9. Гроссман, Л. П. Творческая манеру А. П. Чехова / Л. П. Гроссман // Прометей: Альманах издательства ЦКВЛКСМ «Молодая Гвардия». – 1967. – С.218-289.
  10. Дерман, А. Б. О мастерстве Чехова / А. Б. Дерман. – М.: Советский писатель, 1959. – С. 165.
  11. Емилов, В. В. А. П. Чехов / В. В. Ермилов. – М.: Просвещение, 1953. –С.263.
  12. Иезуитова, Л. П. Комедия А. П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы / Л. П. Иезуитова // Анализ драматического произведения. – Л.: Издательство ленинградского университеа. – 1988. – С.323-347.
  13. Карасев, Л. В. Пьесы Чехова / Л. В. Карасев // Вопросы философии. – 1998. – №9. – С.72-91.
  14. Кубасов, В. И. Ваш А. Чехов/ В. И. Кубасов – М.: Согласие. -2000. -  С.386.
  15. Линьков, В. А. Скептизм и вера Чехова / В. А. Линьков. – М.: МГУ. – 1995. – С.74.
  16. Протопопов, М. А. Жертва безвременья / М. А. Протопопов. – М.:Гелеос, 2003. – С.78.
  17. Сендерович, С. «Вишневый сад» - последняя шутка Чехова / С. Сендерович. // Вопросы литературы. – 2007. -№1. – С.290-317.
  18. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. – М.: Просвещение, 1951. -494с.
  19. Степанов, Ю. «Помогай бедным, береги мать, живи мирно…» Моральный кодекс Чехова // Литература. Ежегодное приложение к газете «Первое сентября», - 1998. - №9. С. 1-4.
  20. Сухих, И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова / И. Н. Сухих. – Л.: Изд-во Ленингр. Гос. ун-та. – 1987. – 180с.
  21. Фадеева, И. Е. Художественный текст как феномен культуры. Введение в литературоведение: учебное пособие / И. Е. Фадеева. – Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та. – 2006. -164 с.
  22. Чехов, А. П. Вишневый сад: анализ текста. Основное содержание. Сочинения / А. П. Чехов; сост. Бурдина И. Ю. – 4-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
  23. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. – М.: Наука, 1986. – С. 243.
  24. Чудаков, А. П. Мир Чехова; возникновение и утверждение / А. П. Чудаков. – М.: Просвещение, 1986. – С.76. 

 


Информация о работе Женские образы в пьесах А.П.Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»