Жанрово – стилевые характеристики детективной прозы Эдгара Алла

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы следующая: охарактеризовать детективную прозу Эдгара По с точки зрения ее жанрово – стилевых особенностей на основе произведений «Тайна Марии Роже», "Убийство на улице Мор», « Похищенное письмо».
Задачи: охарактеризовать период романтизма, изучить его признаки; охарактеризовать систему жанров, сложившуюся в данный период; сравнить Американский и Английский романтизм; проследить влияние английской литературы на становление Американского романтизма; изучить вклад Эдгара По в развитие новых жанров (детективного жанра, жанра научной фантастики, «ужастиков»), провести обзор критического материала по исследуемой проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическая часть 4-18
1. Романтизм. Признаки романтизма. Система жанров. 4-6
2. Жанр романтической новеллы. Теория новеллы Э. По.
Жизненный путь Эдгара По. 6-8
3. Своеобразие творчества Эдгара По. 8-18
1) Детективная проза. Эдгар По – основоположник
детективного жанра. 8-11
2)«Логические рассказы» Эдгара По 11-15
3)Научная фантастика, ужасы и трагические мотивы
в творчестве 15-16
4) Романтизм в творчестве Эдгара По 16-18
Практическая часть 19-22
Заключение 23-25
Библиография 26-27
Приложение 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Эдгару По.docx

— 80.01 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет английского  языка

 

Кафедра зарубежной литературы

 

Курсовая  работа

 

 

ЖАНРОВО – СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕКТИВНОЙ  ПРОЗЫ

ЭДГАРА  АЛЛА

 

                                                               Исполнитель:

                                                                                    Монич В. В., студентка

                                                                                                      508 группы (заочное отделение)

 

                                                                        

 

                 Научный руководитель:   Колядко Н. В.,                            

                 старший преподаватель   

                 кафедры зарубежной литературы 

План

       

      ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                       3                                                                                                                                                         

      Теоретическая часть                                                                                               4-18

  1. Романтизм. Признаки романтизма. Система жанров.                       4-6
  2. Жанр романтической новеллы. Теория новеллы Э. По.

Жизненный путь Эдгара По.                                                                    6-8

  1. Своеобразие творчества Эдгара По.                                                   8-18                                                                                   
    1. Детективная проза. Эдгар По – основоположник

детективного жанра.                                                                       8-11                                                                                                                                       

          2)«Логические рассказы» Эдгара По                                                   11-15                       

           3)Научная фантастика, ужасы и трагические мотивы

          в творчестве                                                                                               15-16

          4) Романтизм в творчестве Эдгара По                                                 16-18      

     Практическая часть                                                                                   19-22

   Заключение                                                                                                23-25

     Библиография                                                                                            26-27

    Приложение                                                                                                 28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди американских романтиков Эдгар По выглядел несколько странно в силу своей полной на них непохожести. В эпоху строгого цехового разграничения в литературе, когда поэты были поэтами, прозаики – прозаиками, а критики – критиками, он был и тем, и другим, и третьим. Более того, в каждой из этих областей он претендовал на выдающееся место. К этому можно добавить, что По выступал и в качестве теоретика искусства: он разработал эстетику «кратких форм» в поэзии и прозе и создал первую американскую теорию новеллы. Вопрос о том, как так случилось, что именно Америка породила столь необычного, «нехарактерного» для нее художника, торжественно именуется в критической литературе «загадкой Эдгара По». Не претендуя на полное разрешение этой «загадки» и даже не входя в подробное ее рассмотрение, заметим все же, что ключ к ней следует, по всей вероятности, искать не в универсальности По, которая будто бы ставит его творчество над конкретной действительностью, но именно в исторической и региональной обусловленности его мировоззрения.

Рассказы Эдгара По, в отличие от кратких прозаических произведений многих его современников, не страдают жанровой неопределенностью. Они – именно рассказы, и все характерные для этого жанра структурные особенности проработаны в них с абсолютной четкостью. Можно сказать, что процесс формирования рассказа как жанра в американском романтизме находит свое завершение в творчестве По. И вполне закономерно, что он явился  тем человеком, который впервые предложил теоретическое обоснование рассказа, как особого типа прозаического повествования, опирающееся на опыт его предшественников и современников, но в первую очередь, конечно, на его собственный опыт.

Таким образом, цель данной курсовой работы следующая: охарактеризовать детективную прозу Эдгара По с точки зрения ее жанрово – стилевых особенностей на основе  произведений  «Тайна Марии Роже», "Убийство на улице Мор», « Похищенное письмо».

Задачи: охарактеризовать период романтизма, изучить его признаки; охарактеризовать систему жанров, сложившуюся  в данный период; сравнить Американский и Английский романтизм; проследить влияние английской литературы на становление  Американского романтизма; изучить  вклад Эдгара По в развитие новых жанров (детективного жанра, жанра научной фантастики, «ужастиков»), провести обзор критического материала по исследуемой проблеме.

 

Теоретическая часть

  1. Романтизм. Признаки романтизма. Система жанров.

Термин  «романтизм» впервые появился в 18 веке и подразумевал все фантастическое, необычное, странное. Позднее он стал употребляться для обозначения  литературного направления, получившего  развитие в литературах Европы и  США, в основном в первой трети 19 века. Романтизм также захватил и  другие художественные сферы: музыку, живопись, театральное искусство. Происходила  ломка старых феодальных отношений, вообще этот исторический период характеризуется  наполеоновскими войнами, подъемом национально – освободительного движения в Ирландии, Испании, Греции.

 Романтичным  называлось все  фантастическое, необычное, удивительное, встречающееся  в книгах, а не в действительности.

Мир у  романтиков представал в преображенном  виде благодаря сгущению красок, использованию  гротеска, символики, аллегории. На смену  ясной, спокойной манере повествования  у просветителей пришла некая  приподнятость стиля, взволнованность, лиризм, эмоциональность. В литературу вошел новый герой, личность, обычно одинокая, во многом загадочная, бунтарь  или изгой, разочарованный в жизни, бегущий от общества в иные, как  правило, экзотические страны. Исключительный герой, поставленный в исключительные обстоятельства.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а  о целостном разрешении всех ее противоречий. Страстная, захватывающая  все жажда обновления и совершенства – одна из важных особенностей романтического миросозерцания. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшее исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов.

Романтики обновили художественные формы: создали  жанр исторического романа, фантастические повести, лиро-эпические  поэмы, реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, ассоциативности, а также за счет открытий в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедовали размытость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необыденное. Высшие художественные достижения романтизма  -  гротескно- сатирическое изображение мира, открытие  «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы.

Философской базой романтизма стали идеи И. Фихтера о свободе личности и об абсолютной свободе «Я». В творчестве отрицались все ограничения, которые сдерживали свободу и фантазию художника. Убеждение, что гений не нужны правила, так как он сам создает их (И. Кант).[1]

Немецкий романтизм

Классической  страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками  немецкой школы (В.Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели.). Прогрессивные национально – освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта - романтика Ф. Гельдерлина.

Второе  поколение немецких романтиков отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору.

В позднем  немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности, критическое  отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с  действительность.

Английский и американский романтизм

 Для  английского романтизма характерна  сосредоточенность на проблемах  развития общества и человечества  в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического  процесса.

В процессе выработки общих принципов американской романтической идеологии и эстетики исключительно важную роль играли малые  прозаические жанры (эссе, очерки, рассказы, повести). Именно в романтическую  эпоху в Америке сформировались два характерных типа прозаического  повествования – «короткий рассказ» или новелла  и «короткий роман» или повесть, - которые впоследствии приобрели славу национальных жанров американской литературы. Обращение  к английской журнальной традиции в  области малых прозаических жанров было необходимостью. Уже в ранних журнальных опытах Ирвинга, Полдинга, Кеннеди и других мы обнаруживаем не только имитацию английских образцов, но и критическое отношение к объекту подражания. С самого начала Американские романтики принялись энергично расшатывать традиционные устои английской журнальной прозы, чему немало способствовало обращение к материалу национальной жизни, национальной истории и введение в литературный обиход традиций американского народного творчества. Они отказались от четких жанровых разграничений, смешали абстрактную медитативность эссе с конкретными описаниями очерка о нравах, отвлеченную универсальность с романтической индивидуализацией характера. Таким образом, в конечном счете образовалась новая система жанровых видов и подвидов «малой прозы» американского романтизма.[2]

Утверждение национальной независимости во многом определяло развитие романтизма в США; его отличает большая, чем в европейских  странах, близость к традициям просветительства, особенно у ранних романтиков     (У. Ирвинг, Купер, У.К. Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки.

Для зрелого  романтизма (По, Хортон, Г. У. Лонгфелло и другие) характерны большая напряженность и многозначность поисков позитивных ценностей и большая усложненность.[3]

 

2. Жанр романтической новеллы. Теория новеллы Э. По. Жизненный путь Эдгара По.

 Возникновение романтической новеллы в США относится ко времени становления американской национальной литературы, и ее роль в этом процессе исключительно велика. Трудно назвать хотя бы одного американского прозаика эпохи романтизма (за исключением Фенимора Купера), который не писал бы рассказов. Уже тогда новелла, или короткий рассказ, становится как бы национальным жанром американской художественной прозы.

Основы этого жанра заложил  Вашингтон Ирвинг, но ему не удалось сделать слишком много в этом жанре, он только лишь определил общие параметры этого жанра и показал на практике скрытые в нем художественные возможности.

Но постепенно короткий рассказ  сделался журнальным жанром, и почти  всякий американский писатель пробовал свои силы как новеллист. Все кинулись писать рассказы, не отдавая себе отсчета  в том, что имеют дело с новым  жанром, с новой эстетической системой. Под их пером рассказ превращался  в сжатый, «усеченный» роман.

В массе  коротких прозаических произведений, печатавшихся в американских журналах 1820 -1830-х годов редко встречались  образцы, полностью отвечавшие жанровой специфике рассказа. И нужен был  гений, способный обобщить накопленный  опыт, придать новому жанру законченность  и создать свою теорию. Он явился в лице Эдгара По.

Эдгар По прожил короткую трагическую, но удивительно насыщенную жизнь, оставив глубокий след не только в американской, но и в мировой литературе. Сын бродячих актеров, он рано лишился родителей, был усыновлен состоятельным торговцем Джоном Алланом, жена которого – Анна Фрэнсис Килинг, женщина редкой красоты и обаяния, окружила ребенка заботой, стала ему второй матерью, Его детство было беззаботым: с малых лет он выказал одаренность во всех предметах, которыми занимался, от математики до литературы. Был прекрасным спортсменом. Однако гордый, независимый характер, взрывной темперамент мешали ему: оставив учебу, он завербовался в армию, затем короткое время являлся кадетом военной академии в Вест – Пойнте. Порвав с приемным отцом, избрал стезю литератора. Долгое время его преследовало безденежье, а смерть безжалостно уносила близких ему людей, сначала приемную мать, а позднее – совсем юную жену, которую он безумно любил. После полосы неудач в 1832г. он завоевывает приз за рассказ «Рукопись, найденная в бутылке», что позволило ему поверить в себя. Однако материальная неустроенность еще долго тяготела над ним; лишь в самом конце жизни он стал получать высокие гонорары. Всю жизнь он работал с огромным напряжением, пытаясь, порой, снять нервные стрессы и усталость вином. Эдгар По был выдающимся журналистом и редактором: возглавлял журнал «Вечернее зеркало», «Бродвейский журнал», «Журнал джентельмена» и другие. Журналистика позволяла По  улучшить материальное положение, однако отвлекала от серьезной литературной работы. Он был также тонким, проницательным критиком.[4]

Информация о работе Жанрово – стилевые характеристики детективной прозы Эдгара Алла