Зарубежная литература ХХ века. Общая характеристика литературного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Сложность литературного процесса конца XIX - начала XX в., связанного с переходным характером эпохи, ее социально-политической напряженностью. Проблема хронологических границ изучаемого периода. Проблема взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур. Феномен мировой литературы, «всемирность».

Работа содержит 1 файл

контрольная по литературе.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

1.Зарубежная  литература XX века. Общая      характеристика литературного процесса.

Сложность литературного процесса конца XIX - начала XX в., связанного с переходным характером эпохи, ее социально-политической напряженностью. Проблема хронологических границ изучаемого периода.                           Проблема взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур. Феномен мировой литературы, «всемирность».

Французская литература к. XIX - н. XX вв.

Творчество Э.Золя. Золя - глава французского натурализма. Основные принципы натуралистической концепции Золя. Общая характеристика цикла «Ругон-Маккары». Замысел и его структура. Золя и Бальзак. Особое значение романов «Творчество», «Нана», «Жерминаль». Проблема творческого метода Золя. Э.Золя в России. Французская реалистическая проза. Г. де Мопассан. Эстетические принципы Г. де Мопассана. Мопассан и Флобер. Мопассан и натуралистическая школа. Специфика психологизма. Жанр новеллы в творчестве Мопассана: проблематика и поэтика. Проблематика романов Мопассана «Жизнь» и «Милый друг».                                                  Символизм во французской поэзии. Романтические и парнасские традиции. «Проклятые поэты». Поэзия П. Верлена, ее импрессионистический характер. Поэзия А. Рембо. «Пьяный корабль», «Гласные». Поэзия С. Малларме.

Бельгийская литература к. XIX - н. XX вв.

Поэзия Э.Верхарна, основные сборники. Поэтическое новаторство Верхарна. Верхарн и Россия.                                                                                                    Г. Ибсен как основоположник движения «новая драма». Творческая эволюция. Особенности аналитической драмы Ибсена. Драма «Кукольный дом»: композиция, конфликт, система персонажей, символика. Интерпретация финала. Значение творчества Ибсена для развития европейской и русской драмы.

Английская  литература к. XIX - н. XX вв.

Английская реалистическая литература. Творческий путь Т. Гарди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» как  роман «характеров и среды». Образ  «чистой женщины», трагизм судьбы героини. Жанровое многообразие творчества Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах». Понятие «форсайтизма». Своеобразие художественного метода Голсуорси.

Английский эстетизм. Периодизация творчества О.Уайльда. Концепция «чистого искусства» в эстетике и творческом наследии О.Уайльда («Портрет Дориана Грея»). Жанр литературной сказки в творчестве писателя. Специфика английского неоромантизма. Романы Р.Л. Стивенсона. Развитие детективного жанра (рассказы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне А.К. Дойла). Научно-фантастические романы Г. Уэллса. «Книга джунглей» Д.Р. Киплинга.

Немецкая литература к. ХIХ - н. XX вв.

«Новая драма» в Германии. Проблема творческого метода Г. Гауптмана. Пьеса «Перед восходом солнца».                                                                   Жизнь и творчество Т. Манна. Тема бюргерства, семьи в романе «Будденброки», его жанровое своеобразие. Проблема искусства в новеллистике Т. Манна («Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»). Т. Манн и русская литература.

Американская  литература к. XIX - н. XX вв.

М.Твен, его творчество. Рассказы Твена: фольклоризм, пародийность, юмор. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Образ Миссисипи в романе, его символическое значение. Значение Твена для последующего развития американской литературы.                               Творчество Дж. Лондона. Романтически тенденции в творчестве писателя. Тематика и поэтика «Северных рассказов». Роман «Мартин Иден». Трагизм судьбы художника в современном мире.                                                     Эстетика и менталитет XX века. Общественно–духовная ситуация начала XX века. Границы ХХ века и его периодизация. Основные художественно-эстетические и философские направления. Человек как объект социально-философского анализа (позитивистские, экзистенциальные, психоаналитические, теологические и др. концепции). Литература и философия (концепции З.Фрейда, К.Юнга, М.Хайдеггера, О.Шпенглера). Литература и война. Мировая война 1914 года как важный исторический рубеж и как одна из главных тем в литературе начала века. Становление новой эстетики реализма. Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения. Художественная концепция модернизма. Открытие абсурда как качества реальности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма. Модернистские течения (футуризм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм). Постмодернизм как феномен второй половины XX века. Постмодернизм в литературе и споры о его сущности. Понятия и термины постмодернистской эстетики.

Зарубежная  литература первой половины XX века 
Французская литература

Многопроблемность творчества Гийома Аполлинера. Поэзия и время  в сборнике «Каллиграммы». Визуальная лирика, синтез поэзии и графики. Поэты-сюрреалисты (Арагон, Бретон, Элюар и др.).                            Критический реализм во французской литературе 10-40-х годов ХХ века. Антуан де Сент-Экзюпери. Проблема поисков духовных основ человеческой жизни и ее преломление в творчестве писателя. Философская сказка «Маленький принц». Лирико-исповедальное начало в сказке. Философско-этическое звучание основного конфликта. Проблема свободы и ответственности человека, жизни и смерти, вечного и преходящего. Поэтизация детства в сказке. Система символов.                                      Идейно-философская атмосфера в Испании начала века. Общественно-политическая ситуация в стране 1920-1940-х годов. Судьба испанской поэзии в XX веке (А.Мачадо, Х.Хименес, М. де Унамуно).                          Социокультурные и философские условия развития литературы Германии данного периода.                                                                                              Эстетика Бертольта Брехта. Основные принципы «эпического театра». Обращение к разуму, а не к эмоциям, активизация сознания зрителя. Принципы режиссуры и игры актеров. Отсутствие принципа «перевоплощения». Условный тип игры, разрушение сценической иллюзии. Эффект «отчуждения» и принципы его создания. Зонги – концептуальный момент теории Брехта. Эпизация драмы через зонги. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и ее дети». Трагическая вина мамаши Кураж – политическая и духовная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж.                                                                     Феномен немецкоязычной австрийской литературы.                                    Основные философские, социологические и эстетические концепции эпохи. Литературная ситуация эпохи (реалистические традиции, модернистская эстетика).

Английский модернистский роман.                                                              Эстетический характер модернизма Вирджинии Вульф. Особенности повествовательной техники в романе «Миссис Дэллоуэй». Роль ассоциативного плана в раскрытии образов романа. Особенности сюжетно-композиционного построения. Хронотоп романа. Кларисса Дэллоуэй – Септимус Смит – диалектика внутренней связи. Дэвид Герберт Лоуренс. Автобиографические аспекты его творчества. «Любовник леди Чаттерлей» как отражение эстетических и идейных позиций Лоуренса. Целостность мироощущения героев. Концепция «естественного человека». Мужское и женское - притяжение и конфронтация.                                                           Жанр утопии и антиутопии. Жанровое своеобразие романов О.Хаксли «О дивный новый мир» и Д.Оруэлла «1984». Композиционные особенности и основные темы романов Хаксли и Оруэлла. Человек в системе тоталитарного государства: формы протеста против существующей системы.

Литература  США

«Второе открытие Америки» в литературе «красных тридцатых» (Д.Стейнбек). Ф.С.Фицджеральд – писатель «века джаза». Романтическое преломление темы американской мечты и противостоящего прагматизма в творчестве Фицджеральда. Роман «Великий Гэтсби». Эрнест Хемингуэй. Протест против войны и проблема «потерянного поколения» в творчестве Хемингуэя. «Прощай, оружие!» Творчество Хемингуэя после 1945 г. Гуманистический пафос повести «Старик и море». Художественное своеобразие прозы Хемингуэя.                                                                      Социально-политические обстоятельства во Франции после 1945 г. Эволюция взглядов и творчества Альбера Камю: от «Мифа о Сизифе» и «Постороннего» к роману «Чума» и эссе «Бунтующий человек».                Пути развития немецкой культуры в условиях разделенной Германии. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. Романы и рассказы Генриха Бёлля. «Глазами клоуна». Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Литература  Великобритании

послевоенного времени.

Общественно-политическая проблематика романов «Тихий американец». Сатирическая традиция в романах Ивлина Во. Роман Айрис Мёрдок «Черный принц»: проблематика и философская концепция. Эволюция писательницы от экзистенциализма к неоплатонизму.                                                    Приверженность классике и смелые художественные эксперименты Джона Фаулза – романиста, автора повестей и рассказов. «Коллекционер».

Литература  США

Движение битников и  молодежная «контркультура» в США. Роман Керуака «На дороге» - выражение  настроений молодежи 50-х гг., бунт против конформизма. Спонтанный стиль, приемы импровизации в романе.         «Новый журнализм» и документальные жанры в американской литературе: «нехудожественные романы», «романы как истории». Романы Джона Апдайка (трилогия о Кролике). Проблема морали и прогресса в сатирических произведениях Курта Воннегута («Колыбель для кошки»).

Литература  Латинской Америки

Философские рассказы Хорхе  Луиса Борхеса («Вавилонская библиотека»). Философско-этические и эстетические взгляды Х.Кортасара. Категория «игры», художественный и социальный смысл игры в романе Хулио Кортасара «Игра в классики».                                                                        Роман Умберто Эко «Имя розы» как явление постмодернизма.

 

 

2. Модернизм,  основные течения модернизма. Творчество писателя-модерниста Ф. Кафки.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернистские течения в искусстве

  • Абстрактное искусство
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Авангард
  • Дадаизм
  • Кубизм
  • Постимпрессионизм
  • Сюрреализм
  • Фовизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Символизм
  • Примитивизм

20 в – время экспериментов,  затем эксперименты становятся  нормой. Появляется различные декламации, манифесты, школ – нередко они посягают на традиции и каноны.

В 20 в художник стремиться подражать отвратительному (в древности  это было запрещено). Безобразие – отправная точка в искусстве (ранее – гармония – идеал). Роман может напоминать историю болезни. Модернизм – не реалистическое явление в искусстве (термин появился в конце 19 в), т.е. которые хронологически следовали за декоданством. Идеи модернизма встречались ранее в теоретических произведениях.

Условная периодизация:                                                                                               1910-32 – экспрессионизм, 1917-39 – авангардизм, 1950-60 – неоавангардизм, 1970-80 – постмодернизм.                                                                                Общее Модернистских школ: субъективизм, деформация художественного текста, в тексте утрачивается целостная модель мира (каждый художник в своем произведений создает свою модель мира по своему произволу), пессимистическое мировоззрение, стремление не отражать объективную реальность, а самовыражать себя (ориентировать на субъективизм).

Модернизм имеет философ истоки – Ницше, Берсон. Фрейд, Уильям Джеймс. Иногда М как отдельный прием, определяет стиль художника (Марсель Пруст). М помог обратить внимание на уникальность внутри мира человека. В М художник не менее важен, чем то, что он изображает (Пикассо). Отношения М к Реализму в 19 в – ведут споры теоретического характера на уровне декларации.

Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «А.» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.

А. - широкое и сложное  проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития А. (1905 - 30) его черты выявились  в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 в. в тот или иной период их художественной деятельности.

В общем потоке А. порой  оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими  судьбами, различными идейно-эстетическими  и общественными позициями. В  противоречивости А. преломились острейшие  социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители А., неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, все, более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо - Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.

Информация о работе Зарубежная литература ХХ века. Общая характеристика литературного процесса