Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:01, контрольная работа
Сложность литературного процесса конца XIX - начала XX в., связанного с переходным характером эпохи, ее социально-политической напряженностью. Проблема хронологических границ изучаемого периода. Проблема взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур. Феномен мировой литературы, «всемирность».
1.Зарубежная литература XX века. Общая характеристика литературного процесса.
Сложность литературного процесса конца XIX - начала XX в., связанного с переходным характером эпохи, ее социально-политической напряженностью. Проблема хронологических границ изучаемого периода. Проблема взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур. Феномен мировой литературы, «всемирность».
Французская литература к. XIX - н. XX вв.
Творчество Э.Золя. Золя
- глава французского натурализма. Основные принципы натуралистической
концепции Золя. Общая характеристика
цикла «Ругон-Маккары». Замысел и его структура.
Золя и Бальзак. Особое значение романов
«Творчество», «Нана», «Жерминаль». Проблема
творческого метода Золя. Э.Золя в России.
Французская реалистическая проза. Г.
де Мопассан. Эстетические принципы Г.
де Мопассана. Мопассан и Флобер. Мопассан
и натуралистическая школа. Специфика
психологизма. Жанр новеллы в творчестве
Мопассана: проблематика и поэтика. Проблематика
романов Мопассана «Жизнь» и «Милый друг».
Бельгийская литература к. XIX - н. XX вв.
Поэзия Э.Верхарна, основные сборники. Поэтическое новаторство
Верхарна. Верхарн и Россия.
Английская литература к. XIX - н. XX вв.
Английская реалистическая литература. Творческий путь Т. Гарди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» как роман «характеров и среды». Образ «чистой женщины», трагизм судьбы героини. Жанровое многообразие творчества Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах». Понятие «форсайтизма». Своеобразие художественного метода Голсуорси.
Английский эстетизм. Периодизация творчества О.Уайльда. Концепция «чистого искусства» в эстетике и творческом наследии О.Уайльда («Портрет Дориана Грея»). Жанр литературной сказки в творчестве писателя. Специфика английского неоромантизма. Романы Р.Л. Стивенсона. Развитие детективного жанра (рассказы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне А.К. Дойла). Научно-фантастические романы Г. Уэллса. «Книга джунглей» Д.Р. Киплинга.
Немецкая литература к. ХIХ - н. XX вв.
«Новая драма» в Германии. Проблема творческого
метода Г. Гауптмана. Пьеса «Перед восходом
солнца».
Американская литература к. XIX - н. XX вв.
М.Твен, его творчество. Рассказы Твена: фольклоризм, пародийность,
юмор. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения
Гекльберри Финна». Образ Миссисипи в
романе, его символическое значение. Значение
Твена для последующего развития американской
литературы.
Творчество Дж. Лондона. Романтически
тенденции в творчестве писателя. Тематика
и поэтика «Северных рассказов». Роман
«Мартин Иден». Трагизм судьбы художника
в современном мире.
Зарубежная
литература первой половины XX века
Французская литература
Многопроблемность творчества
Гийома Аполлинера. Поэзия и время
в сборнике «Каллиграммы». Визуальная
лирика, синтез поэзии и графики. Поэты-сюрреалисты
(Арагон, Бретон, Элюар и др.).
Критический реализм во французской литературе
10-40-х годов ХХ века. Антуан де Сент-Экзюпери.
Проблема поисков духовных основ человеческой
жизни и ее преломление в творчестве писателя.
Философская сказка «Маленький принц».
Лирико-исповедальное начало в сказке.
Философско-этическое звучание основного
конфликта. Проблема свободы и ответственности
человека, жизни и смерти, вечного и преходящего.
Поэтизация детства в сказке. Система
символов.
Английский модернистский
Литература США
«Второе открытие Америки»
в литературе «красных тридцатых» (Д.Стейнбек). Ф.С.Фицджеральд – писатель «века джаза».
Романтическое преломление темы американской
мечты и противостоящего прагматизма
в творчестве Фицджеральда. Роман «Великий
Гэтсби». Эрнест Хемингуэй. Протест против
войны и проблема «потерянного поколения»
в творчестве Хемингуэя. «Прощай, оружие!»
Творчество Хемингуэя после 1945 г. Гуманистический
пафос повести «Старик и море». Художественное
своеобразие прозы Хемингуэя.
Литература Великобритании
послевоенного времени.
Общественно-политическая проблематика романов «Тихий американец».
Сатирическая традиция в романах Ивлина
Во. Роман Айрис Мёрдок «Черный принц»:
проблематика и философская концепция.
Эволюция писательницы от экзистенциализма
к неоплатонизму.
Литература США
Движение битников и молодежная «контркультура» в США. Роман Керуака «На дороге» - выражение настроений молодежи 50-х гг., бунт против конформизма. Спонтанный стиль, приемы импровизации в романе. «Новый журнализм» и документальные жанры в американской литературе: «нехудожественные романы», «романы как истории». Романы Джона Апдайка (трилогия о Кролике). Проблема морали и прогресса в сатирических произведениях Курта Воннегута («Колыбель для кошки»).
Литература Латинской Америки
Философские рассказы Хорхе
Луиса Борхеса («Вавилонская библиотека»).
Философско-этические и
2. Модернизм, основные течения модернизма. Творчество писателя-модерниста Ф. Кафки.
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
20 в – время экспериментов,
затем эксперименты становятся
нормой. Появляется различные декламаци
В 20 в художник стремиться подражать отвратительному (в древности это было запрещено). Безобразие – отправная точка в искусстве (ранее – гармония – идеал). Роман может напоминать историю болезни. Модернизм – не реалистическое явление в искусстве (термин появился в конце 19 в), т.е. которые хронологически следовали за декоданством. Идеи модернизма встречались ранее в теоретических произведениях.
Условная периодизация:
Модернизм имеет философ истоки – Ницше, Берсон. Фрейд, Уильям Джеймс. Иногда М как отдельный прием, определяет стиль художника (Марсель Пруст). М помог обратить внимание на уникальность внутри мира человека. В М художник не менее важен, чем то, что он изображает (Пикассо). Отношения М к Реализму в 19 в – ведут споры теоретического характера на уровне декларации.
Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «А.» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.
А. - широкое и сложное
проявление кризиса буржуазной культуры
20 в., он вырос на почве анархического,
субъективистского
В общем потоке А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители А., неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, все, более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо - Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.
Информация о работе Зарубежная литература ХХ века. Общая характеристика литературного процесса