Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить этапы развития методики преподавания литературы. Исследовать послереволюционные этапы методики литературы и современные.
Задачи:
Рассмотреть этапы методики преподавания литературы на примере нескольких исследователей
Узнать и выявить основные этапы методики преподавания литературы
Введение……………………………………………………………………………...3
I Глава. Основные этапы развития методики преподавания литературы
1.1.Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы…7
1.2. Методика преподавания литературы В. В. Данилова (1881-1970)………….24
1.3. Методика преподавания литературы Н. М. Соколова (1875-1926)................26
1.4. Методика преподавания литературы М. А. Рыбниковой (1885-1942)...........29
1.5. Методика преподавания литературы В. В. Голубкова (1880-1968)………...32
1.6. Методика преподавания литературы Н. И. Кудряшева (1904-1981)………..36
1.7. Современный этап развития методики преподавания литературы…………38
Вывод по первой главе
II Глава. Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы...42
Вывод по второй главе
Заключение…………………………………………………………………………56
Список использованной литературы……
Упоминаются
в статье и историко-методические
темы. Работы самого Голубкова в
послевоенный период охватывают почти
всю эту многообразную
В первом номере возобновленного после войны журнала «Литература в школе» В. В. Голубков помещает статью «Теоретические основы методики литературы в средней школе». Задача работы - определить научные основы и наметить наиболее существенные проблемы методики как педагогической дисциплины. Установив, что методика призвана исследовать три вопроса: 1) задачи учебного предмета и его место в системе школьного преподавания, 2) содержание учебного материала и порядок его изучения и 3) методические приемы,- Голубков подчеркивает, что в обоснования этих трех сторон преподавания методика опирается на ряд научных дисциплин. В философии, эстетике и педагогике методист находит обоснование задач преподавания литературы, в литературоведении и языкознании он черпает материал для изучения, общая и возрастная психология помогают ему найти наилучшие приемы преподавания.
В
статье В. В. Голубкова обстоятельно
выяснялись связи между методикой
и названными выше научными дисциплинами,
и в этом отношении она была
полезной. Однако установлением этих
связей методист ограничивал свое исследование
«теоретических основ», т. е. сущности
методики как науки, с чем никак
нельзя согласиться. В статье не рассматривался
предмет методики, ее специфика в
ряду других педагогических дисциплин.
И хотя автор подчеркивал, что
преподавание литературы является «процессом
единым» и что связь методики
с другими дисциплинами «нельзя
понимать... как связь механическую»,
фактически характер методики как особой
самостоятельной научной
Все
же за В. В. Голубковым сохраняется приоритет
в постановке сложных вопросов теории
методики. Его статья вызвала оживленное
обсуждение, вслед за ней появилось
несколько других работ о научных
основах методики, и изучение этого
круга проблем было сдвинуто с
мертвой точки.
В том же году В. В. Голубков издал небольшую
хрестоматию «Преподавание литературы
в дореволюционной школе» с подзаголовком
«Из прошлого литературного чтения». В
книге были собраны отрывки из теоретических
высказываний дореволюционных методистов,
посвященные методике чтения и разбора
произведений в младших классах средней
школы, и образцы их практических уроков
по литературному чтению. Сборнику предпосылалась
вступительная статья составителя «Предшественники
«литературного чтения» в дореволюционной
школе».
В.
В. Голубков принадлежит к числу
наиболее компетентных исследователей
в области истории методики. Как
упоминалось выше, он уже в первом
издании своей «Методики
В. В. Голубков чутко улавливает наиболее существенное и поучительное во взглядах того или иного методиста. Так, указав на недостатки «филологического метода» Ф. И. Буслаева, он далее отмечает: «Буслаев как бы брал с собой читателя и вместе с ним проходил сложный путь раздумий, размышлений над «педагогической диалектикой»... Все это чрезвычайно вооружало учителя, давало ему материал для самостоятельных выводов, стимулировало его творческую, педагогическую работу». В этой оценке тонко схвачена важная особенность пособия Буслаева, поучительная и для современных авторов методических работ.
Оценивая
наследство В. Я. Стоюнина, Голубков правильно
подчеркивает наиболее ценные стороны
его методики: ясность и четкость
постановки воспитательных целей, умелое
сочетание задач морально-
Для реализации этой задачи исследователь вместо исторического метода изложения путей развития литературного чтения избирает другой метод - проблемный. Он намечает три основные линии развития «литературного чтения»: 1) образовательно-воспитательное чтение с его преимущественным интересом к анализу идей и образов, 2) художественно-эстетическое чтение, выдвигающее иа первый план эстетическую природу литературы, и 3) логико-стилистическое чтение, уделяющее основное внимание уяснению структуры и языка произведения и полагающее своей главной задачей развитие у школьников навыков мышления и речи.
Подкупает
четкость и стройность этой схемы. Но
схема далеко не всегда отражает всю
сложность взаимных связей общественных
явлений и идей, их своеобразие. Так
и в данном случае. Стоюнин отнесен
Голубковым к первому направлению
- образовательно-
Однако недостатки в системе изложения не уменьшают теоретического и, главное, практического значения исследования методиста. Остается пожалеть, что из намеченных пяти выпусков серии «Преподавание литературы в дореволюционной школе» вышел только первый выпуск.
К числу лучших работ В. В. Голубков а следует отнести его статьи о формировании теоретико-литературных понятий у школьников. В них освещается сложный вопрос об усвоении учащимися основ литературной науки. Методист развивает здесь выдвинутую еще В. Я. Стоюниным идею, что теория литературы не может быть особым учебным предметом, а должна усваиваться практически, «а материал изучаемых произведений, как вывод из наблюдений учеников над текстом. Определив круг вопросов теории литературы, которые должны быть усвоены в V-VII классах, Голубков располагает их таким образом, чтобы на протяжении каждого года обучения школьники получали посильные для лих знания ив различных разделов теории: о сущности литературы, композиции, языке и стихосложении, о литературных жанрах. В конце каждого года теоретико-литературные понятия, усвоенные учениками, обобщаются, а в конце VII класса на заключительных занятиях учащиеся повторяют содержание курса, систематизированное по разделам теории литературы.
Представляя весь теоретико-литературный материал программы V-VII классов в виде четко построенной схемы, В. В. Голубков, по его словам, преследует цель: 1) определить круг теоретических понятий для каждого года обучения и нарастания материала от класса к классу, 2) указать пути увязки теоретических сведений с изучением конкретных художественных произведений и 3) определить последовательность, в которой должны быть сформулированы на основе предшествующих наблюдений выводы по теории литературы. Те же принципы лежат и в основе изучения теории литературы в старших классах. Постепенно накопляемые учащимися сведения о природе литературы и процессе ее развития последовательно закрепляются в форме научных выводов, образуя к концу обучения систематизированный курс теории литературы.
В послевоенный период широко развертывается научно-организационная деятельность В. В. Голубкова. Под его редакцией выходят сборники историко-литературных и методических статей о Пушкине и Гоголе. Он привлекает группу видных московских методистов к созданию методических разработок по программе V-VII классов и руководит этой работой. Вышедшее под его редакцией капитальное пособие «Литературное чтение» по своей полноте и практической полезности, безусловно, выделяется среди других книг этого типа и является лучшим сборником методических разборов, которым когда-либо располагал советский учитель-словесник.
Среди последних работ В. В. Голубкова выделяются его сочинения о художественном мастерстве русских писателей-классиков - Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и А. П. Чехова. Особую ценность представляет книга В. В. Голубкова «Художественное мастерство И. С. Тургенева». В ней, помимо обобщенной характеристики мастерства писателя, даны обстоятельные разборы ряда рассказов из «Записок охотника» и двух романов - «Рудин» и «Отцы и дети». В целях характеристики исследовательской манеры методиста остановимся на его раэборе одного из сравнительно несложных произведений Тургенева - рассказа «Бурмистр».
Голубков
устанавливает, что в «Бурмистре»
Тургенев с присущей ему реалистической
силой отразил самую сущность
крепостнической системы в
Переходя
к рассмотрению трех основных групп
персонажей в рассказе, В. В. Голубков
по-разному строит анализ различных
образов. Пеночкин в рассказе показан
как вполне определившаяся социальная
фигура, с самого начала раскрывающаяся
во всех своих отвратительных качествах.
Поэтому Голубков начинает с общей
характеристики Пеночкина и тех
художественных приемов, с помощью
которых Тургенев раскрывает подлинное
лицо этого либеральствующего
Так, неотступно следуя за автором, улавливая и оценивая каждую особенность композиционного построения рассказа, каждый поворот сюжета, каждую деталь в поведении героев и их речи, В. В. Голубков глубоко проникает и в идейное содержание произведения, и в своеобразие его художественной формы. Мастерство анализа, проявляемое методистом, определяет большую ценность его книги не только как методического пособия, но и как литературоведческого исследования.
На
протяжении сорока лет В. В. Голубков
является одним из руководителей
методического фронта. Крупнейший советский
методист, он пользуется заслуженным
авторитетом в большом
Выводы по 2 главе:
Как мы узнали из второй части педагогическая целенаправленность урока определяет как его содержание, так и построение, методики. В одной из своей статье, он говорит о разработке системы уроков по литературе и обосновывает выдвинутое в партийных решениях о положение в школе, о необходимости многообразия методов в преподавании учебных предметов.
Он отмечает, что господство в преподавательской практике недавнего прошлого принижало образовательную и воспитательную роль истории литературы в школе. В.В.Голубков говорит о том, что понимание исторического развития литературы как закономерного процесса должно формироваться у учащихся постепенно, на конкретном литературном материале.
Заключение
В курсовой работе мы рассмотрели основные этапы развития методики преподавания литературы.
Прежде
чем методика преподавания литературы
стала самостоятельной наукой, многие
ученые и исследователи работали
в этой области. Разработкой научных
методик занимались В.В. Данилов («Литература
как предмет преподавания»), Н.М. Соколов
(«На уроках родного языка»), М.А. Рыбникова
(«Работа словесника в школе», «Русская
литература в вопросах, темах и заданиях»),
В.В. Голубков («Новый путь изучения художественных
произведений и составления письменных
работ»), Н.И. Кудряшов («О состоянии и задачах
методики литературы», «Методика литературы
как научная дисциплина»), М.В. Ломоносов
(«Российская грамматика», «Предисловие
о пользе книг церковных в российском
языке»), Н.И. Новиков («Опыт исторического
словаря о российских писателях»), Ф.И.
Буслаев («Общий план и программы обучения
языкам и литературе в женских среднеучебных
заведениях»), А.Д. Галахов («История русской
словесности, древней и новой»), В.И. Водовозов
(«О воспитательном значении русской литературы»),
В.Я. Стоюнин («Русская лирическая поэзия
для девиц»), В.П. Острогорский («Беседы
о преподавании словесности»), А.И. Незеленов
(«Истории русской словесности»), Л.И. Поливанов
(«Русская хрестоматия») и другие. Они
вывели преподавание литературы в России
на новый уровень, создав многочисленные
методические пособия, учебники по словесности,
написав множество статей и программ.
На современном этапе продолжается развитие
и совершенствование методики преподавания
литературы, происходит поиск новых идей
и методов, активно разрабатываются нетрадиционные
формы уроков.
Информация о работе Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы